Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Две пятёрки за любовь

Две пятёрки за любовь


8-10-2019.
В минувшую пятницу в уфимской коррекционной школе-интернате №63 стояла особая праздничная атмосфера. К настроению, связанному с Днем учителя, когда педагоги нарядны, улыбчивы, принимают букеты и поздравления, добавился еще один значительный повод – 55-летие учебного заведения.

Две пятёрки за любовь

- Для школы 55 лет, пожалуй, не очень большая дата. Но у нас – особая история. За эти годы мы прошли огромный путь, превратившись из вспомогательной школы, куда детей отдавали с неохотой, стыдясь, от безысходности, в престижное учебное заведение, которое, используя современные методики и возможности, успешно готовит подопечных к самостоятельной жизни. У нас сегодня две пятерки! - говорит директор школы-интерната №63 Зульфия Асгатовна Аглиуллина.
Здесь, как и 55 лет назад, когда школа занимала здание Казанско-Богородской церкви, учатся дети с ментальными нарушениями, те, кто в силу обстоятельств не может усвоить стандартную общеобразовательную программу. Много ребят с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, задержкой речевого развития. Но родители уже не стесняются приводить детей. Скажем больше – школа-интернат находится на отличном счету, сюда, на улицу Суворова, возят школьников и из других районов Уфы. Бывает, меняют квартиры поближе. Даже специально переезжают из других городов республики, из Челябинской области.
Попробуем в праздничной суматохе выяснить, чем же замечательна школа.
Явгария Нуриахметовна Исламова директорствовала 15 лет, с 1986 по 2001 год.
- Я получила школу в период разрухи. Начался спад в экономике, многие детские сады и учебные заведения закрывались. Здание церкви решили отдать верующим, а нас выселили. Я искала площадки под новое строительство, соглашалась на любые варианты, но все шло к тому, чтобы школу распустить. Этого никак нельзя было допустить. Ходила по кабинетам, требовала, добивалась, и в итоге выделили здание детского сада, которое пустовало 10 лет. Света не было, единственный работающий унитаз и водопроводный кран, старая сломанная мебель, грязь… Как силами сотрудников интерната удалось за несколько месяцев привести его в надлежащий вид? До сих пор поражаюсь! Понимаете, нам некуда было отступать, - Явгария Нуриахметовна вспоминает, как четверть века назад, 15 сентября 1994 года, в новом здании начались уроки. Это был настоящий праздник.
- Трудно, наверное, работать с такими детьми? Какой Ваш главный педагогический принцип? – спрашиваю у Исламовой, в голосе которой до сих пор слышны директорские нотки.
- Принцип один – любовь к детям! Без любви в школе, а особенно коррекционной, делать нечего. Я всегда и всюду говорила: в нашем коллективе работают исключительные, выдающиеся педагоги. Все успехи ребят – их заслуга. Конечно - методики, знания, финансы, оборудование. Без этого никак. Но на первом месте все же – любовь!
Явгария Нуриахметовна каждое утро встречала учащихся у школьного порога. Здоровалась с каждым, обнимала, гладила по головам, подбадривала, у кого видела оторванную пуговицу - вела пришить, замечала температуру – отправляла в медпункт. И так 15 лет. Без исключений.
Она тоже упомянула тогдашнее пренебрежительное отношение и к ученикам, и к самой школе, имеющей статус вспомогательной. Общество принимало в штыки людей с особенностями развития. Подобные учебные заведения отодвигали на второй план, делая вид, что нет в стране умственно отсталых детей, финансирование шло по остаточному принципу.
- Мы ставили целью не столько обучение, сколько воспитание. В классах было по 12-14 человек. Начинали с базовых навыков: учили сидеть за партой, слушать учителя, различать букву, слово, предложение, на математике считали на пальцах. Все делали, чтобы наши обиженные судьбой подопечные приспособились в жизни. Работали мастерские – швейная, слесарная, столярная, обувная. Мы брали заказы на предприятиях, потом выпускники там трудоустраивались, - рассказывает Явгария Нуриахметовна. - Так хотелось переломить отношение к вспомогательной школе! Пригласили хореографа, руководителя хора, стали выступать и даже взяли на районном конкурсе третье место. Маленькими шажочками двигались к сегодняшнему успеху.
Традиционно большой наплыв учеников бывает после первого класса. Родители ведут первоклашек, которые не потянули общеобразовательную программу. Они приходят зажатые, нахохлившиеся, готовые к нападкам и обидам.
- Первое время буквально прячутся под партами, - присоединяется к разговору нынешний директор Зульфия Асгатовна. - Потом потихоньку высовывают головенки, понимают, что зла им никто не желает, и оттаивают. Вот тут-то мы и берем инициативу в свои руки. Через пару лет видим совершенно другого ребенка – открытого, активного, талантливого.
Как же «ежикам» не спрятать иголки! Каждому найдут дело по душе: хочешь - занимайся декоративно-прикладным творчеством, хочешь - художественной самодеятельностью или спортом. И во многих направлениях воспитанники добиваются результатов.
Нужно понимать: ребенок, существование которого осложнено каким-либо дефектом, не менее развит, чем его здоровые сверстники. Он просто иначе развит. Отечественный психолог Лев Выготский, создавая свою знаменитую методику компенсации дефекта, исходил из мысли, что выпадение каких-то функций обязательно вызывает к жизни новые стремления. И они часто оборачиваются талантами. «Ключ к своеобразию дает закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации», – утверждал ученый и призывал искать обходные пути развития особых ребятишек.
В школе-интернате на 223 ученика - 49 педагогов, 41 из них с высшим дефектологическим образованием. В нынешнем году учебное заведение стало участником федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». На выделенные средства открыли две мастерские – ткацкую и гончарного дела, купили оборудование для картонажно-переплетной и швейно-вязальной мастерских, пособия для психологов и логопедов, для кружков и секций. Слова о том, что школа встала на путь инноваций – не пустой звук.
Растить нездорового ребенка – тяжелый труд. Тяжелый груз для родителей - осознание того, что после их ухода из жизни дети остаются брошенными, не нужными обществу. Они прилагают титанические усилия, чтобы вписать своих особенных мальчиков и девочек в социум, научить их самостоятельности, дать в руки профессию.
На этом же акцентирует внимание Зульфия Асгатовна:
- Когда видим, что девочки освоили домашнюю работу, научились готовить, что мальчики умеют собирать мебель, выполнять физическую работу, - мы счастливы. Значит, они уже не обуза для семьи. Нашим воспитанникам по силам многие специальности. А мы следим за запросом общества, подстраиваемся под требования работодателей. Вот увидели, что есть спрос на переплетчиков – открыли картонажную мастерскую. Требуются в городе озеленители - закупили технику, учим ребят управляться с газонокосилками и прочим оборудованием.
…На юбилей школы-интерната пригласили ветеранов, тех, кто многие годы отдал работе с особенными детьми. Было много волнующих мгновений, встреч, объятий. Собрались в украшенном актовом зале и нынешние сотрудники. Все, кого ни спроси, к кому ни обратись с вопросом, что же держало и держит на столь непростой работе, отвечали просто: «Любовь к детям, к профессии, к школе».

Две пятёрки за любовь Две пятёрки за любовь

Людмила КОНДРАШОВА.
НА СНИМКАХ: один день из жизни школы-интерната №63.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


Вернуться назад