Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Дети в интернете

Дети в интернете


24-04-2020.
Помните, несколько лет назад в «Твиттере» появилась книга «50 дней до моего самоубийства»? Автору сего произведения – Стейс Крамер (в миру Анастасии Хохловой) на тот момент было 18 лет.

Роман повествует о жизни девочки-подростка Глории МакФинн, которая после серии трагических событий принимает решение покончить жизнь самоубийством. На прощание с этим миром девушка дает себе 50 дней, на протяжении которых она нарушает все установленные законы и живет, как в последний раз.
Помню, как после выхода бумажной версии книги поднялась волна возмущения среди родителей. Случилось так, что две девочки, прочитав «шедевр», покончили с собой, и книгу запретили. Впрочем, «50 дней до моего самоубийства» и по сей день можно найти в интернете.
Периодически в соцсетях появляются «группы смерти» для подростков. Конечно, сейчас, когда взрослые уже «подкованы» в этих вопросах, подобные сообщества почти сразу блокируются. И тем не менее, сложно себе представить, сколько вреда может принести интернет.
Нам уже кажется нормой, что большинство детей школьного возраста проводят уйму времени за компьютером: смотрят видеоролики, с упоением играют в сетевые игры и, конечно же, общаются друг с другом в социальных сетях. Сейчас, в условиях самоизоляции, это особенно актуально. Стоит ли родителям мириться с ситуацией, когда ребенок много времени проводит за монитором, в телефоне, или все же развлечение нового поколения – серьезный повод для беспокойства?
Рекомендации врачей нам хорошо известны: не следует позволять детям проводить за компьютером более 1-2 часов. Никто и не спешит оспаривать доводы специалистов. Тем не менее, согласно последним исследованиям, большинство школьников проводят перед мониторами в среднем 25-30 часов еженедельно.
Давайте рассмотрим минусы и плюсы увлеченности компьютером и интернетом более подробно.
Согласно данным исследования, в котором приняли участие свыше 3 тысяч школьников, дети, которые много времени проводят за компьютером, в значительной степени отдаляются от своих родителей, утрачивают с ними эмоциональную связь. В то же время подростки, которые больше вовлечены в домашние дела, приучены читать и помогать старшим, ощущают близость со своими родителями.
Из-за недостатка физической активности дети быстро набирают лишние килограммы. Принимать пищу, сидя у компьютера или ноутбука, становится для них нормой. Да и в самой Сети немало рекламы вредной еды. Все это негативно сказывается на качестве сна, становится причиной раздражительности и вызывает утомляемость.
Стоит упомянуть и о просмотре нежелательного контента. Сайты, содержащие сцены насилия, призывы к унижению и травле других людей, отрицательно сказываются на неокрепшей психике подростков.

Так что же можно отнести к плюсам интернета?
Учеными доказано, что умеренная активность в интернете положительно влияет на развитие когнитивных и социальных навыков. Основываясь на своем опыте, могу сказать, что сейчас существует масса полезных игр. Например, мой сынок, которому сейчас семь лет, освоил приложение «Эрудит» и с удовольствием составляет из букв слова. Это полезное развлечение подходит и взрослым, в нем много уровней.
В процессе игры дети получают важные навыки. Многие исследования доказывают, что у геймеров более быстрая реакция, хорошее воображение, повышенная концентрация внимания, им легче даются трудные задания, а отвлечь таких ребят от выполнения заданий сложнее.
Общение в интернете укрепляет связи школьников со сверстниками – активные ребята в социальных сетях часто выказывают «виртуальную эмпатию» - поддерживают друг друга, ободряют. В реальности им сложнее показывать свои чувства, в Сети же они могут раскрыться, не выходя на прямой контакт. Регулярно проявляя свои эмоции в интернете, дети получают опыт, который может оказаться очень полезным в реальной жизни.
В мире нет ничего однозначного, и в данном случае многое зависит от взрослых – будет ли полезным использование компьютера для детей. Существуют способы контроля, на которые стоит обратить внимание.
Вместо полного запрета использования компьютера и других электронных приборов стоит ограничить их применение в определенных местах и в конкретное время, например, в школе, в машине, на кухне, в период выполнения домашнего задания. Также стоит за час до сна забрать у ребенка телефон, выключить компьютер.
Обращайте внимание на то, отличается ли поведение ребенка в Сети и в реальной жизни. Не ленится ли подросток выполнять свои обязанности по дому, не уклоняется ли от выполнения уроков? Есть ли у него настоящие друзья в обычной жизни? Все это гораздо важнее, чем подсчет часов, которые ребенок тратит на компьютер. Если в интернете он выступает как агрессор, унижает слабых, пытается кого-то запугать, то это непременно скажется на его общении со сверстниками в школе и во дворе. Нормой является использование соцсетей для укрепления уже существующей дружбы, которая зародилась в реальной жизни.

Как понять, чем занят ваш ребенок в Сети?
Согласно исследовательским данным Фонда развития интернета «Дети онлайн», подросткам известно об интернете много больше, чем их папам и мамам. Тем не менее, даже если родители не слишком активно используют компьютеры, им следует знать основные правила безопасности в Сети.
Сегодня создается немало технологий для того, чтобы защитить детей от опасностей, которые кроются на просторах глобальной сети. Так, например, компанией Google был создан целый справочник по безопасности в Сети (google.ru/familysafety). Он рассказывает о том, как сделать интернет максимально безопасным, содержит рекомендации и познавательные ролики.
Научите ребенка пользоваться настройками в соцсетях. Его профиль лучше сделать доступным лишь для друзей, объясните, для чего это нужно. Подросток должен уметь снимать отметки с фото, блокировать сообщения от незнакомцев, спам и рекламу.
Интересуйтесь тем, с кем ребенок общается в интернете, просматривайте его контакт-списки, сами станьте его «другом» в соцсетях, это позволит увидеть и других пользователей, с которыми он контактирует. Во избежание просмотра сайтов откровенного содержания выбирайте режим строгой фильтрации.

Марианна ДАВЛЕТОВА.


P.S. Самое главное в воспитании – это умение выстроить диалог со своим ребенком. Доверительные отношения позволят избежать массы проблем, просто будьте терпеливы и объясняйте своему чаду, что интернет таит в себе определенные опасности.
Приведем некоторые любопытные статистические данные – 70% школьников в возрасте 9-10 лет и более 90% в возрасте 13 лет пользуются интернетом бесконтрольно, лишь менее половины всех пользователей знают, как делать это безопасно.


Вернуться назад