Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Занятия онлайн. Что изменилось в связи с пандемией

Занятия онлайн. Что изменилось в связи с пандемией


12-05-2020.
Занятия онлайн. Что изменилось в связи с пандемией

Необходимость сидеть дома многими детьми воспринимается как отдых. Разве тут до учебы, когда можно в любой момент посмотреть телевизор, отвлечься на телефонное сообщение, пофилософствовать, глядя в окно. Какими бы интересными ни были онлайн-уроки, ребятам явно не хватает живого контакта – с учителем, с одноклассниками. Недавно дочка расплакалась: «Тяжело целый день сидеть дома. Мы с друзьями можем только по Zoom видеться… В школе мы постоянно во что-нибудь играли на переменах…А теперь»…

По моим наблюдениям, оценки дочки не изменились, задания она выполняет вовремя, ни на что не жалуется. Наоборот, говорит, что домашних заданий стало меньше. После уроков они с одноклассниками сидят в Zoom, беседуют обо всем на свете и делятся надеждой на то, что скоро все закончится.
Сын, который в этом году пойдет в первый класс, тоже иногда заливается слезами: «Не будет выпускного, не увижу своих дорогих ребят (так он называет детей из своей группы), а потом сразу в школу…»
Эмоциональные проблемы дистанц
ионного обучения, наверное, самые сложные. А как все-таки повлияет пандемия на успеваемость школьников?
Прогноз составили ученые научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования РАНХиГС.
Как говорится в докладе, опубликованном на официальном сайте ФИРО, больше всего пандемия может повлиять на качество образования в начальных классах. А также на тех ребят, кто в этом году готовится стать первоклашкой.
- Функциональная грамотность, умение не только читать, но и понимать прочитанное, критически к нему относиться в значительной степени формируется именно в этот период. И здесь, в силу возрастных и психоэмоциональных особенностей для таких детей очень важен контакт с учителем, - говорит директор центра Борис Илюхин. - К сожалению, дистанционный формат занятий и уровень IT-компетенций педагогов начальной школы не позволяет полностью компенсировать перевод занятий в дистанционный режим.
Влияние пандемии на результаты обучения школьников 4-8 и 10 классов тоже будет достаточно значимым, но, возможно, компенсируется в начале нового учебного года.
Вот к таким неутешительным выводам пришли эксперты.
Что говорить о тех, кто в этом году сдает ЕГЭ? Дисциплина и сохранение спокойствия для одиннадцатиклассников сейчас вышли на первое место.
...Любопытным стал факт, что коронавирус пополнил русский язык новыми словами. Некоторые прежде употребляемые слова теперь переосмыслены и воспринимаются иначе (например, "удаленка" и "дистанционка"). Раньше это был осознанный выбор фрилансеров для работы в удаленном режиме. Теперь же - это единственно возможный способ обучения.
Появились виртуальные совещания, цифровые планерки, а слово «онлайн» уже набило оскомину и его употребляют даже пожилые люди, ранее не имевшие отношения к интернету.
Популярно сегодня слово «зумиться» - от названия программы Zoom, которую многие установили для работы на свои смартфоны и ноутбуки. Всем теперь известны «санитайзеры» - антисептики для рук, «контактные» - люди, контактировавшие с больным, «подозрительные» - таким термином сегодня называют людей с подозрением на коронавирусную инфекцию.
Кстати, само слово «пандемия» было ранее не так широко известно и употреблялось чаще всего в медицинских научных кругах. Теперь же его знает каждый ребенок.
Неожиданно для всех возникли и «карантикулы» - производное от «карантина» и «каникул», когда школьников отправили учиться по домам.
...Эксперты также перечислили профессии, которые окажутся наиболее востребованными после завершения пандемии.
В числе нужных специалистов окажутся, в частности, антикризисные консультанты для предприятий и консультанты по личным финансам.
Из-за развития цифровизации, перехода на работу в дистанционном режиме и активного использования соцсетей повысится спрос на специалистов по диджитализации, программистов, SMM- и контент-менеджеров.
Также без работы не останутся консультанты колл-центров, сотрудники интернет-магазинов, курьеры, водители и диспетчеры служб доставки. Прогнозируется спрос на услуги экспертов по тайм-менеджменту, которые помогут организовать эффективную работу на удаленке, и дизайнеров, способных организовать в домашних условиях удобное рабочее место.
Востребованными окажутся операторы охранных систем, которые заменят обычных охранников, онлайн-врачи общей практики, сиделки и соцработники. Кроме того, упоминаются психологи, помогающие восстановиться после длительной самоизоляции, а также мастера, оказывающие бытовые услуги, например, сантехники, сборщики мебели и фотографы. При этом эксперты прогнозируют появление новых профессий.
Возможно, юриспруденция и пиар сольются с цифровыми навыками, медицина - с инженерией, агрокультура - с робототехникой. Это повлечет фундаментальные перемены в системе школьного, среднего специального и высшего образования России.
...Как известно, при переходе на новый формат обучения было много проблем, особенно технических. Но что сложнее всего было перенести в онлайн-формат в методическом плане? «Яндекс.Учебник» провел всероссийское исследование.
В рамках исследования учителей 97 процентов так или иначе применяют онлайн-инструменты в своей работе. Они прибегают к использованию видеосвязи и готовых видеоуроков, выдают задания на платформах с их автоматической проверкой. Кроме того, педагоги в рамках дистанционного обучения посылают ученикам PDF-файлы с тестами и заданиями. Интересно, что к отправке таких материалов чаще прибегают педагоги из сельской местности. А вот видеоуроки чаще всего проводят педагоги из городов-миллионников: этой возможностью пользуется 76 процентов опрошенных, тогда как сельские учителя прибегают к видеоконференциям со своими учениками только в 46 процентах случаев.
Оказалось, что перед дистанционным обучением все равны: одинаково непросто оказалось и молодым педагогам, и учителям с опытом. Также исследование не выявило корреляции между проблемами на дистанционном обучении и преподаваемым предметом.
Нагрузка на учителей в целом возросла — это заметили 87,9 процентов опрошенных.
При этом заданий ученикам выдается столько же или даже меньше. Что же изменилось? 86 процентов учителей начальных классов и 70 процентов учителей средней и старшей школы рассказали, что значительно возросло количество контактов с родителями. И, конечно, свою роль сыграло отсутствие практики работы с учениками в дистанционном формате.
Изменилась и степень достижения основных целей школьного обучения: изучения нового материала, его отработки, повторения и обобщения, а также диагностики и контроля. Количество работы, связанное с диагностикой, существенным образом снизилось — то есть, в дистанционном режиме оказалось сложнее всего организовать проверку знаний. Наибольшим образом пострадала диагностика в младшей школе: об этом рассказала половина опрошенных учителей. Это связано с тем, что нагрузка и на родителей, и на педагогов в младших классах выше, и организовать контрольные мероприятия дистанционно оказалось непросто для многих учителей. В средней и старшей школе 42 процента опрошенных учителей отметили, что стало меньше уроков на повторение и обобщение, у 43 процентов снизилась отработка материала.
Новый материал учителя чаще всего дают детям через видеоуроки. Исследование выявило закономерность: чем чаще учитель выходит на видеосвязь со своими учениками, тем меньше страдает объем нового материала, который он дает ученикам.
Но к этому формату регулярно прибегает только 32 процента опрошенных учителей - чаще всего это жители крупных городов.
В качестве альтернативы для любой из образовательных целей можно использовать платформы с автоматической проверкой заданий. Их преимущество в том, что и ученик, и учитель мгновенно получают обратную связь, первый — по заданию, которое только что выполнил (и, кстати, может попробовать еще раз), а второй — по степени усвоения того или иного учебного материала детьми из класса. 88 процентов опрошенных учителей обратились к таким платформам с начала режима дистанционного обучения.
В исследовании приняли участие 5063 педагога со средним стажем работы 21 год. Опрос был проведен при помощи онлайн-анкет (3306 человек) и телефонных интервью (1757 человек). Исследование охватило как педагогов из крупных городов, так и сельских учителей.
Кроме исследования специалисты Яндекса внимательно изучили статистику посещений «Яндекс.Учебника» и сделали ряд интересных выводов. Так, оказалось, что учителя стали чаще пользоваться готовыми сценариями уроков, а не конструировать свои собственные. Кроме того, задания на развлекательные и дополнительные темы стали выдаваться ученикам на 10 процентов меньше, а вот популярность подборок по темам из основной школьной программы выросла. Еще одно интересное наблюдение: раньше дети чаще всего «приходили» в Учебник, чтобы выполнять задания, в воскресенье. Очевидно, это была не основная, а дополнительная домашняя работа. Теперь же пик посещаемости платформы стал приходиться на будний день - вторник. Из этого следует вывод: платформа из дополнительного инструмента превратилась в инструмент сопровождения основного образовательного процесса.
Итак, ситуация с дистанционным обучением показала, что платформы с автопроверкой заданий имеют потенциал для того, чтобы стать полноценной частью образовательного процесса, и это нужно обсуждать на федеральном уровне. Это подтверждается и недавним совместным исследованием Яндекса и НИУ ВШЭ, которое показало, что платформы с автопроверкой заданий положительно влияют на результаты всех школьников, а особенно отстающих.
Кроме того, стало ясно, что нужно повышать цифровые компетенции педагогов, помогать им развиваться и осваивать новые инструменты.
Подготовила Марианна ДАВЛЕТОВА.

P.S. Несмотря на все сложности дистанционного обучения, мы не должны забывать, что это лишь жизненный этап, который пройдет. Дети получили бесценный опыт, они поняли преимущества реального обучения, общения. После снятия карантина мы вернемся к привычным делам, но будем уже другими…
Вернуться назад