Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Про жаркое лето БХК и восемь приоткрывшихся ящичков эмоций…

Про жаркое лето БХК и восемь приоткрывшихся ящичков эмоций…


31-08-2021.
Про жаркое лето БХК и восемь приоткрывшихся ящичков эмоций…

К числу тех учебных заведений, которые 1 сентября распахнут свои двери для представителей молодого поколения, относится и Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева, чей творческий пульс бился и летом. Ведь в этих стенах, связанных с именем Бога танца XX века (некогда в здании на улице Свердлова, 38, располагалась школа, в которую ходил юный Рудик), работа не прекращалась. Итак, лето в БХК…


Во-первых, прошел достаточно утомительный по эмоциональным затратам марафон вступительных экзаменов. Во-вторых, сам процесс подготовки к новому учебному году отнимает немало сил. В-третьих, колледж уже активно готовится к очередному Малому Нуреевскому фестивалю, кстати, четвертому по счету, а это, напомню: фестиваль различных балетных школ, на который съезжаются в Уфу хореографические колледжи и училища со всей России. В-четвертых, хлопоты, связанные с вакцинацией – к этому вопросу в БХК подошли очень серьезно, поскольку к здоровью своих воспитанников и педагогов колледж относится с большим вниманием. И еще включите в это расписание поездки питомцев БХК в «Сириус». Да-да, тот самый Образовательный центр поддержки одаренных детей России, который создан в 2015 году фондом «Талант и успех» по инициативе Президента РФ Владимира Путина на базе Олимпийского парка в Сочи. Ежемесячно в нем проходят подготовку около 800 детей (от 10 до 17 лет) из всех регионов страны. Речь о детях, обладающих выдающимися способностями или добившихся успехов в разных областях естественных и гуманитарных наук, искусства и спорта. Как правило, с ними работают более сотни сопровождающих их преподавателей и тренеров, также повышающих в «Сириусе» свою квалификацию. Проезд и пребывание в «Сириусе» для детей бесплатные.
Так вот, в июне из БХК отправились в этот центр 20 учащихся, а в августе – 25. Занимались с питомцами Нуреевского колледжа известные педагоги из Московской академии хореографии, они, собственно, участвовали и в отборе детей на поездку в «Сириус». В какой-то момент приехала к будущим артистам балета и знаменитая солистка Большого театра России, народная артистка РФ, прославленная балерина Светлана Захарова. Занятия, репетиции, образовательные программы и теоретические дисциплины чередовались с отдыхом, экскурсиями, безусловно, походами к морю… Августовская смена только что вернулась из Сочи, чуть подросшая, окрепшая, загоревшая и переполненная впечатлениями.
А 1 сентября в БХК имени Рудольфа Нуреева пройдет традиционная торжественная линейка, на которой будут представлены друг другу ученики выпускного и первого классов. А дальше жизнь войдет в привычную колею и все потечет по уже сложившемуся за годы руслу – занятия, переменки, классы учебные и классы хореографические…
Так вот, возвращаясь к IV Малому Нуреевскому фестивалю... Это только кажется, что времени между проведением каждого форума много, на самом деле – сие не есть правда. Время это съедают и интенсивный учебный процесс, и подготовка подопечных колледжа к тем или иным конкурсам, впрочем, список хлопот далеко не полон… А посему не успел состояться один фестиваль, как колледж сразу же начинает подготовку к следующему. Несколько времени назад «Вечерняя Уфа» уже рассказывала своим читателям о том, что специально, дабы уфимцы достойно выглядели в программе III Международного фестиваля хореографических училищ (колледжей и школ) «Малый Нуреевский», БХК пригласил поработать со своими воспитанниками замечательного, известного во многих российских городах и весях, а также за рубежом хореографа, лауреата международных конкурсов балетмейстеров, профессора Европейской академии балета «Санкт-Пёлтен» (Австрия) Вакиля Усманова, который уже более двадцати лет живет и работает в Вене.
Это вообще распространенная для нашего хореографического колледжа практика, направленная на то, чтобы будущие артисты балета учились работать с высокопрофессиональными постановщиками – такой опыт однозначно пригодится им, когда молодежь вольется в труппы театров, ведь рано или поздно сие произойдет…
К III Малому Нуреевскому Вакиль Усманов создал для учащихся колледжа три номера: для учениц третьего и второго классов БХК – знаменитый «Па-де-катр», дивертисмент на музыку Цезаря Пуни, который балетмейстер Жюль-Жозеф Перро в 1845 году поставил на четырех известных балерин – Марию Тальони, Карлотту Гризи, Фани Черрито и Люсиль Гран. Но на сцене БХК Усманов воплотил этот легендарный номер по-своему. Полностью сохранив существующую структуру, он сочинил на музыку Пуни собственную версию, рассчитанную на еще не слишком опытных юных танцовщиц, раскрывая артистические и технические возможности будущих балерин. В колледже оценили остроумие и изящество замысла Вакиля Александровича, который к тому же таким образом посвящал юных дебютанток в историю мирового балета.
Вторым стал не менее тонкий по замыслу и трепетный номер на этих же девочек, поставленный на музыку Евгения Крылатова.
А третья работа Вакиля Александровича была связана с невероятно чувственной и поразительно красивой музыкой испанского композитора Пабло Луны Карне. Усманов взял за основу номера свой вариант, созданный по принципу частей знаменитого балета «Ночи в садах Испании». И поставил его на мальчиков-народников с первого «б» курса.
Помню, тогда во время нашей встречи Вакиль Александрович рассказывал:
«Когда Олия Галеевна Вильданова, директор колледжа, попросила меня поработать и с ребятами, сказав, что у нее есть очень интересные мальчики-народники, я ответил: прежде чем дать согласие, взгляну на них. Есть у меня один вариант, и если глаза у них будут гореть, возьмусь. Парни мне понравились, и я предложил поставить на них номер».
В общем, в те поры Вакиль Усманов репетировал с ребятами миниатюру под условным названием «К розе». Вакиль Александрович радовался тогда: «Мальчики все схватывают на лету. Чувствую, что им нравится, и меня это радует, я ребятами доволен. Номер создан на музыку, в которой глубинно выражены настроения испанской души, страсть, свойственная этому народу. В оригинальную музыкальную канву вплетаются гитарные импровизации (а Пабло Луна – арагонец, и в его музыке много арагонских напевов), ритмы фламенко, народные испанские танцы. Соединив все это, мы получаем своего рода срез подлинного национального характера испанцев. А учащимся-народникам необходимо, так сказать, кожей чувствовать, что такое настоящий национальный характер».
…Время прошло, и девочки, занятые в номере «Па-де-катр», вытянулись, стали взрослее, так что Олия Галеевна вновь позвонила Вакилю Усманову в Вену, попросив его ввести в «Па-де-катр» других воспитанниц БХК, тех, кому и лет поменьше, и навыка – ведь работа с таким мастером для школяров – и новый опыт, и мощный импульс, и серьезная учеба. Так что часть летних дней Вакиль Александрович провел в Уфе, в классах БХК. И в самое жаркое время мы вновь заглянули в здание из красного кирпича на улице Свердлова, 38.
…Я уже писала как-то о том, что Усманов невероятно творческий, глубоко образованный человек. Напомню читателям, которые забыли содержание предыдущей публикации: детство и юность наш герой провел в Казахстане, в свое время закончив Алма-Атинское хореографическое училище. Рос он в семье профессиональных музыкантов – отец, Александр Кириллович, работал в оркестре, посвятив свою жизнь такому непростому инструменту, как фагот; мама была певицей, обладательницей чудесного лирико-драматического сопрано. Жизнь мальчика проходила в атмосфере музыки, и он хорошо чувствовал ее, рано научившись понимать все тонкости и штрихи. Родители хотели, чтобы сын продолжил музыкальную династию, выбрав профессию инструменталиста, но судьба распорядилась иначе: «Я всегда любил великую музыку, а потом во мне возникло желание выразить эту музыку через балет, донести до зрителя ее масштаб и нюансы посредством пластики». Вакиль Александрович работал в разных хореографических училищах– в Алма-Ате, Перми, Москве… Некогда он возглавлял Театр балета при Союзе композиторов СССР, четко следуя установке организаторов – во всех постановках должна использоваться музыка советских авангардных композиторов, таких как Альфред Шнитке, София Губайдуллина, Эдисон Денисов… Одна из вершин Усманова – балет Альфреда Шнитке «Желтый звук» (либретто также написал композитор), посвященный судьбе и творчеству Василия Кандинского.
С распадом СССР, а затем и его Союза композиторов изменилось время и ушел в небытие Театр балета Вакиля Александровича. Далее около пятнадцати лет Усманов работал в качестве балетмейстера у Софьи Николаевны Головкиной в Московском хореографическом училище (ныне – Московская государственная академия хореографии), постоянно создавал новые балеты, получая заказы на постановки из разных театров страны. А затем внезапно получил приглашение из Вены, где служит искусству хореографии и по сию пору.
…Я уже упомянула о том, что Усманов – блестяще образованный человек, и образная пластичная речь Вакиля Александровича соответствует глубине знаний и изяществу его мыслей и ума. Работая с ребятами из БХК, он поразительно точно умеет облечь движение в слово, донося его до юных исполнителей. И они слушают его, что называется, во все уши и смотрят во все глаза на постановщика, который каждый раз замечательно показывает мальчишкам - движение, жест, демонстрируя краску, оттенок чувств, которых хочет от них добиться. Номер «К розе» ныне носит название «Роза темпераментов». И нашему вниманию предстают три молодых человека, в каждом из которых цветок, источающий дивный аромат, будит свою эмоцию. Студенты второго «б» Роберт Гараев, Даниил Хасанов и Ильнур Галимов с явной приязнью относятся к хореографу, который в короткие минуты отдыха беседует с ними в весьма необычной манере…
- Ильнур, - обращается он к одному из них. – Где улыбка?! Улыбка – и ты сразишь всех! Что я сказал тебе вчера: сколько ящичков у тебя приоткрылось?
- Восемь, - улыбается юноша.
- Во-о-от! А к финалу наших репетиций, до моего отъезда должны открыться еще пять! Ты озарен эмоциями, теперь ты должен отлить их в форму. Прямо по Станиславскому: наши предлагаемые обстоятельства ты должен вложить в эмоцию, в эмоциональность танца!
«Ящички» - это, как мне кажется, «хранилища» неоткрытых эмоций, где под замком в душе у начинающих танцовщиков томятся темперамент, страсть, неожиданный поворот, движение руки, каковые высвобождают из плена звуки, рожденные талантом Пабло Луны, автора мюзикла «Бенамор», музыку к которому Вакиль Александрович и использует в миниатюре «Роза темпераментов».
Молодым людям нравится то, как с ними общается мэтр, им также явно по сердцу и фантастически красивая музыка арагонца Пабло Луны Карне, и сам характер миниатюры, заставляющий ребят раскрываться по-актерски. Им также приятно внимание однокурсниц, поначалу беззвучно просачивающихся в балетный зал, на подмостках коего кипят испанские страсти и бушует хореограф Усманов, периодически взлетающий на сцену. Девчонки «болеют» за своих товарищей, в моменты наивысшего восхищения начиная аплодировать… Вакилю Александровичу такая реакция «публики» нравится, поскольку это живое проявление эмоций и восторгов. И еще «отклик» зала мотивирует мальчишек, в жилах которых по-настоящему начинает закипать пламя, зажженое Пабло Луной в партитурах его сарсуэл, столь любимых испанцами…
…Это, кстати, не все, что задумали для обогащения репертуара питомцев БХК Олия Галеевна и Вакиль Александрович, но к разговору о новых номерах хореографа Усманова мы еще вернемся. Может быть, к тому времени в Уфу вновь наведается профессор из Вены…
А пока… С началом нового учебного года, Башкирский хореографический колледж!

Про жаркое лето БХК и восемь приоткрывшихся ящичков эмоций…



Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.



Вернуться назад