Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Дети, как микросхемы - если что-то "забарахлило", надо искать источник ошибки

Дети, как микросхемы - если что-то "забарахлило", надо искать источник ошибки


4-10-2013.
Дети, как микросхемы - если что-то "забарахлило", надо искать источник ошибки


Он настойчив в своих планах, никогда не сдается и добивается своей цели. На каждую проблему у него есть своя точка зрения. Но главная его заслуга - это умение вдохновлять воспитанников на множество полезных дел. Преподаватель истории и обществознания лицея № 94 Игорь Машков дважды становился лауреатом городского конкурса "Учитель года столицы Башкортостана".

В преддверии профессионального праздника мы поговорили с Игорем Ильичом о его жизни, о школе и о том, что значит быть учителем в наше время...
- Игорь Ильич, расскажите, как складывался Ваш путь в профессии?
- Не могу сказать, что всегда хотел быть учителем. С детских лет занимался легкой атлетикой и мечтал стать тренером. Потом со спортом как-то перестало складываться. Окончив десятый класс, я пытался поступить в педагогический институт на историко-английский факультет, но не прошел по конкурсу. Не отчаялся и пошел работать на Завод резинотехнических изделий. После этого было еще две попытки получить высшее образование. Поступил на исторический факультет Башкирского государственного университета. Но, не проучившись и семестра, бросил вуз по семейным обстоятельствам. Затем, в 1996 году, в возрасте тридцати трех лет подал заявление на заочное отделение исторического факультета Башкирского государственного педагогического университета. На вступительных экзаменах набрал самое большое количество баллов, но принимать меня не хотели, потому что я не был работником образования, а в то время это было важным критерием при поступлении на заочное отделение. Я же был простым рабочим с единственной записью в трудовой книжке - "Слесарь контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации". Спасибо доктору исторических наук, профессору, ныне директору Института исторического и правового образования БГПУ Гюльнаре Талгатовне Обыденновой. Она убедила комиссию, что из меня может получиться достойный педагог. По окончании второго курса, в 1998-м, я начал искать вакансии учителя, но все отказывали, узнав мою трудовую биографию и возраст. Только директор школы № 94 выразил мне доверие и пригласил работать. До сих пор благодарен своей супруге Людмиле Алексеевне, которая спокойно восприняла то, что моя зарплата в школе была в четыре раза меньше, чем на заводе.
- Можете вспомнить свой первый урок? Какие эмоции испытывали тогда?
- Хорошо помню, как сильно волновался, не спал накануне всю ночь. Но в своих знаниях был уверен. Это был шестой класс - история средних веков. Вообще я поклонник КВНа, юмора, поэтому всегда стараюсь сделать уроки эмоционально насыщенными, с элементами шуток, игры. Тогда дети восприняли мою манеру на "ура". Но чаще всего вспоминаю открытое занятие в одиннадцатом классе, которое проводил в рамках декадника по истории. Оно запомнилось мне потому, что эти ребята - мой первый выпуск. С ними я вырос как учитель. Тема была связана с Первой мировой войной, о которой тогда мало кто говорил. Мы с детьми сработали шикарно: звучали стихи Блока, Мандельштама, ребята делали сообщения о военной технике тех лет...
- Вы с большой любовью говорите о своих первых выпускниках. А сегодняшние дети отличаются от них?
- Каждое новое поколение не похоже на предыдущее. Даже разница в три-четыре года очень чувствуется. Я бы не сказал, что под новый набор обязательно приходится подстраиваться, скорее нужно поймать их волну. У меня инженерный склад ума, и это помогает во взаимоотношениях с учениками. Дети, образно говоря, как микросхемы, диоды, катоды... Если что-то "забарахлило", надо найти причину, проследить всю цепочку и выявить источник ошибки, сбоя в программе. К слову, на "круглом столе" конкурса "Учитель года столицы Башкортостана" мне задали вопрос о том, могут ли быть у учителя слабые стороны. Я ответил, что мы любую слабость должны превращать в свою сильную сторону.
- Одна из главных целей в развитии современного образования - активное внедрение в процесс обучения компьютерных технологий. Как Вы оцениваете эту тенденцию, к чему нас это приведет?
- Электронное образование - это замечательно, но как бы нам не переборщить. Его нужно применять в таких предметах, как химия, физика, информатика, алгебра, геометрия, возможно, английский язык. Но как внедрять электронное образование в историю, литературу? Несколько раз я пытался использовать на уроке технику, когда еще не было всех этих мультимедийных средств, а лишь старенькие видеомагнитофоны. После пары уроков дети мне сказали: "Игорь Ильич, вы гораздо лучше ведете урок самостоятельно". Думаю, мы должны прислушиваться в первую очередь к мнению учеников.
- Какова роль учителя в формировании школьника?
- К сожалению, мы сейчас "скатились" до положения обслуживающего персонала. У нас даже появился термин, которого раньше не было, - "образовательные услуги". Ученики и их родители стали клиентами. А клиент всегда прав. Это нонсенс, это ненормально! Раньше слово учителя было законом. В среднем звене, с пятого по восьмой класс, педагог должен брать на себя воспитательную нагрузку, играть роль советчика, наставника, который говорит, завлекает, разжевывает элементарные вещи. А в девятых-одиннадцатых классах мы превращаемся в вузовского преподавателя, который должен "натаскать" на ГИА и ЕГЭ. Сегодня у меня был урок в девятом классе. Тема интересная, хочется рассказать что-то необычное, но приходится все время помнить, что половина класса собирается сдавать единый госэкзамен по обществознанию. Тут уже не до разговоров по душам.
- Значит ли это, что Вы против итоговой аттестации школьников в форме ЕГЭ?
- Думаю, что должна быть альтернатива. Ученику необходимо предоставить выбор. Ведь не у каждого человека мозг "заточен" на выполнение тестовых заданий, кому-то лучше удается показать знания в форме живого диалога. И наоборот. А в некоторые вузы, например, педагогический, вообще опасно принимать по результатам ЕГЭ. Можно в совершенстве знать предмет, но плохо владеть устной речью. Я вообще часто высказываюсь в пользу введения в педагогическом университете дисциплины "Актерское мастерство". Потому что учитель должен уметь играть - в нужный момент разозлиться, порадоваться. Иначе ты будешь неинтересен детям.
- Сегодня в школах некоторых регионов вновь практикуется раздельное обучение мальчиков и девочек. Как Вы к этому относитесь?
- Лично я выступаю за. Это связано, прежде всего, с физиологическими и психологическими особенностями детей. Не секрет, что девочки взрослеют раньше, поэтому более активны в школе. В какой-то момент у юношей начинает складываться комплекс неполноценности, потому что девочки их зачастую превосходят. Некоторые это положение берут на вооружение и в последующей жизни: "Если у меня получается хуже, пусть все делают женщины - мама, сестра, жена, дочь...." То есть вырастают своеобразные альфонсы. Конкуренции между полами возникать не должно. Будь в моем классе только мальчики, я бы разговаривал с ними по-иному. В мужской аудитории можно быть более жестким, в пределах разумного, конечно. Мальчики должны чувствовать, что с ними обращаются, как с мужчинами. А у нас получается какой-то унисекс.
- Приближается День учителя. В праздники мы все ждем чуда, а как выглядит Ваш идеальный день?
- Идеальным можно считать тот день, когда ты доволен проведенными уроками, когда все проходит так, как ты планируешь, без отступлений от намеченного плана. Особое удовольствие приносит осознание того, что от урока к уроку ты двигаешься вперед. Еще мне очень приятно, когда дети, покидая класс, говорят: "Спасибо за урок!". После этого можно горы свернуть...

Вопросы задавала Татьяна ВАРИЦКАЯ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Вернуться назад