Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Чтение - потребность души или вредная привычка?

Чтение - потребность души или вредная привычка?


10-01-2014.


Полки книжных магазинов просто ломятся от новеньких, хрустящих, красивых книжек. К слову сказать, не все они хорошего качества, в том числе и детские. Особенно возмущают краткие пересказы произведений гениальных сказочников, таких, как Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Перро. Ну как можно "Дюймовочку" уместить на трех страницах?! Рисунки тоже оставляют желать лучшего: да, они красочные, но словно под копирку выполнены, даже позы одинаковые. Вспоминаю с благодарностью иллюстрации таких замечательных художников, как Васнецов, Чарушин, Сутеев, Владимирский. Их рисунки дышат любовью к детям, а каждый персонаж "живет". Однажды мы приобрели книгу в подарок ребёнку - рассказы и сказки разных авторов, украшенные картинками. Уже дома обнаружили на заднем форзаце надпись, смысл которой можно передать так: "Есть родители, которые знают много сказок и с удовольствием рассказывают их на ночь своим детям. Но некоторые мамы и папы каждый день повторяют ребёнку одну и ту же историю. Как раз для таких нерадивых родителей мы и создали этот сборник..." Комментарии, как говорится, излишни.


Так почему же чтение становится непопулярным занятием? Может быть, "доступность" книги как раз и сыграла свою отрицательную роль? Ведь психология человека такова, что его привлекает скорее запретный плод. Помню, в старших классах моими кумирами были Булгаков, Цветаева, а в институте - Саша Чёрный и Лев Гумилев - именно потому, что их в то время "не проходили". А "заразили" меня любовью к этим авторам мои подруги, с сияющими глазами пересказывавшие книги этих некогда запрещенных авторов. Помню, по мотивам "Мастера и Маргариты" в старших классах мы с девчонками сочинили собственную
пьесу "Бал сатаны" и даже сыграли её на сцене в ДК химиков. Признаться, с детства не любила то, что мне навязывали или настоятельно советовали. Наверное, большинство людей устроено так же? То, что заставляли изучать, читать не хотелось. Может быть, поэтому многие дети в школе не любят классику?
Тогда, может быть, все дело в преподавании литературы в школе? К слову сказать, моя мудрая учительница литературы подходила к изучению классических произведений весьма нестандартно. На её уроках мы и спектакли разыгрывали, и песни сочиняли, и устраивали "суд" над литературными персонажами, за что ей честь и хвала. Справедливости ради добавлю, что уроки литературы любили не все. Наверное, у каждого человека - свои предпочтения и свои способности. (Например, раздел физики об электричестве я так и не смогла толком понять, несмотря на усердное заучивание, дополнительные (кстати, бесплатные!) занятия и даже "пятёрку" в аттестате). Я обожала писать сочинения, к недоумению всех одноклассников, а также заучивать и читать в классе стихи. И всё же кое-что в преподавании литературы мне не нравилось и до сих пор не нравится. Это элементы литературоведения, изучение того, как "сделано" произведение. Ну, скажите, для чего современному школьнику, который толком произведений-то не читает, знать о том, что такое эпитет, метафора, изучать элементы композиции? Такая методика напоминает мне, простите за сравнение, препарирование тела в медицине. Целое прекрасно, оно несет в себе мощный нравственный и эстетический заряд. Именно ради этого творили великие классики: показать читателям непреходящую ценность любви, доброты и других вечных истин. В деталях построения произведения пусть разбираются литературоведы, а в школах - особенно заинтересованные и талантливые дети на работе в кружках, при подготовке к олимпиадам и т.д. А вот обычных ребят, не "заточенных" под литературное творчество, такой тщательный анализ может только оттолкнуть. Дети воспринимают героев произведений буквально, как живых людей, сочувствуют безвинно убитой Муму, осуждают капризную барыню... Позже, в своем не очень большом опыте преподавания, я старалась, прежде всего, заинтересовать учеников классической литературой и не давить на них, навязывая свою точку зрения на то или иное произведение. Я руководствовалась принципом "охота пуще неволи" и не ставила "двойки" за непрочитанное произведение, но с условием, что ребенок все-таки прочитает его и перескажет мне. Конечно, такая методика принесла мне самой кучу проблем: после уроков и даже в свой входной я просиживала в школе, терпеливо выслушивая пересказы детей. Впоследствии, работая в школьной библиотеке, я убедилась в том, что с удовольствием читают книжки только в начальных классах. Малыши прибегали в библиотеку чуть ли не каждую перемену, причём по своей охоте, "облепляли" полки с книжками для свободного выбора, с удовольствием пересказывали прочитанное. Одна чудная девочка Рубаба (кстати, она приехала из средней Азии и первоначально вообще не знала русского языка) посещала нашу библиотеку с пяти лет, когда еще только начала заниматься на подготовке в "Малышке". И до сих пор её от книг не оттащишь. Дай Бог, чтобы этот интерес сохранился и в зрелом возрасте. Мой опыт библиотекаря показывает, что в среднем и старшем звене дети посещают наш "Книжкоград" всё реже и берут в большинстве случаев ту литературу, которую им задают на уроке. Наверное, причина в том, что у них и нагрузка гораздо больше, чем у малышни, и времени свободного в обрез, да и читают, что называется, "от сих и до сих", не больше. Задавая им вопросы по тексту, я не раз убеждалась в том, что многие открывали книгу только на уроке, а дома в текст вообще не заглядывали. Да и зачем? Современная система экзаменов не предполагает знания классической литературы. Достаточно "натаскать" ученика в написании изложения по готовому тексту и, конечно же, знанию правил русского языка и некоторых приемов литературоведения - и ЕГЭ в кармане. Бедные наши классики и публицисты! Знали бы они, что их произведения "расчленят" на задания, разберут по косточкам, по составу и членам предложения!
И все-таки, почему в одном и том же классе, у одного и того же преподавателя одни дети обожают литературу, а другие - терпеть не могут? Приходится снова "переводить стрелки" на главную ячейку общества - семью. Если в семье оба родителя - книгочеи, это большое счастье для детей. А если - только один? Например, моя подруга, так же, как и я - фанатка чтения. А ее супруг, к сожалению, этого увлечения не одобряет. За все 18 лет их совместной жизни она ни разу не видела у мужа книгу в руках. Мало того, его бесит, когда застает жену за чтением, так как считает занятие бесполезным, отвлекающим от домашних дел. Она, бедняжка, боясь строгого окрика мужа, приобрела дурную привычку - читать за едой, в спешке заглатывая и духовную, и материальную пищу.
Я возвращаюсь к тому, с чего начала. Все-таки любовь к чтению приходит из семьи, а на уроках литературы этот "роман с книгой" может только продолжаться или прерваться, в зависимости от педагогического таланта и такта учителя (или несмотря на их отсутствие). Мне кажется, что навыки вдумчивого чтения (особенно стихов), так же, как умение говорить, ходить, успешно развиваются только в раннем детстве. Упустишь момент, и способности ребенка понимать книгу сворачиваются - за ненадобностью. В старшем возрасте он будет всеми способами увиливать от чтения. А значит, только взрослые могут привить крохе столь важную в жизни любовь к чтению.
Мария ВОЛАШИК.

Вернуться назад