Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Малая академия рождает большие надежды

Малая академия рождает большие надежды


22-01-2014.


В последнее время стало модно говорить о снижении уровня образования и интеллекта современных школьников. Причиной многие видят наступление века высоких технологий, плотное вхождение в нашу жизнь интернета, социальных сетей и прочего. Мол, сидят школьники в своих гаджетах, и больше ничего их не интересует. “Вот раньше было время - мы целыми днями пропадали в библиотеках, доклады писали, интересовались наукой...”


Безусловно, определенная часть подрастающего поколения оказалась втянутой во Всемирную паутину настолько, что вытянуть ее оттуда уже сложно. Однако многие используют сеть не только для развлечения и общения, но и с познавательными целями.
Ребят, наделенных пытливым умом, в нашем городе немало, о чем свидетельствует и большое количество участников XVIII научно-практической конференции Малой академии наук школьников Республики Башкортостан. В 2013-2014 учебном году в районном этапе конкурса приняли участие около двух тысяч обучающихся Уфы, представивших 1620 исследовательских работ. На заочный городской этап вышли 517 из них, на очный - 363 доклада. Причем это не просто рефераты, бездумно “скачанные” с доступных всем ресурсов, а самостоятельные и вполне приличные исследования.
- Малая академия наук - это яркое движение в школьной жизни республики, - отмечает начальник управления образования Администрации Уфы Елена Хаффазова. - Исследовательской деятельностью занимаются практически во всех общеобразовательных учреждениях города. Замечено, что учащиеся, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, показывают лучшие результаты на республиканских и российских олимпиадах.
Десятиклассница Рената Арсланова из гимназии № 64 предметом своего исследования выбрала стихотворения французского поэта двадцатого века Жака Превера, рассмотрев на его примере особенности французского стихосложения.
- Я изучаю французский уже пять лет, - рассказала Рената. - Первоначально он привлек меня своим особенным произношением и романтикой, которая его окутывает. От языка разговорного постепенно перешла к литературному. В дальнейшем планирую исследовать диалекты, которых во французском великое множество. Помогает мне в этом мой школьный учитель Клара Сельчук. Вместе с ней мы “штудируем” научную литературу, справочники, статьи из интернета.
Другая любопытная тема, затронутая учащимся одиннадцатого класса школы №70 Уралом Махмутовым, - “Влияние ислама на культуру башкирского народа”. Молодой человек не побоялся поднять большой пласт истории, окунувшись во времена, предшествовавшие татаро-монгольскому нашествию. Кстати, интерес этот зародился еще в пятом классе, но тогда для взрослого исследования не хватило знаний и кругозора. Спустя пять лет Урал решил возобновить изучение интересовавшего его вопроса, и вот сегодня он выступает на городском этапе научно-практической конференции.
Разнообразие тем и энтузиазм, с которым погружаются в них школьники, приятно удивляет - на конкурсе 2013-2014, помимо уже ставших привычными более чем тридцати дисциплин, в список возможных включили экономику, историю и культуру стран ШОС и БРИКС. Нынешняя конференция была приурочена к предстоящим в 2015 году международным саммитам. Поэтому на ее пленарной части вместе с заместитель главы Администрации Уфы Сынтимиром Баязитовым, начальником управления образования Еленой Хаффазовой, директором института исторического и правового образования БГПУ, доктором исторических наук, профессором Гюльнарой Обыденновой, директором научно-методического центра развития одаренности ИРО РБ Флоридой Фахретдиновой и доцентом факультета математики и информационных технологий БашГУ, кандидатом физико-математических наук Шамилем Цыгановым присутствовал директор “Офис-группы ШОС и БРИКС “Уфа-2015” Руслан Мирсаяпов. Они обратились с напутственными словами к участникам конференции.
- Особая роль конференции в рамках Малой академии наук школьников заключается в том, что она формирует научное мировоззрение у обучающихся, способствует привлечению высококвалифицированных кадров для работы с детьми, подготавливает научные исследования к представлению на всероссийских и международных конкурсах, - считает Сынтимир Баязитов. - В столице работе с одаренными детьми уделяется особое внимание. Ежегодно 40 лучших столичных учащихся получают стипендию главы Администрации городского округа город Уфа, около 20 - стипендию Президента Республики Башкортостан.
По окончании работы 35 секций XVIII научно-практической конференции Малой академии наук школьников состоялась церемония вручения ее участникам сертификатов и награждение победителей.
Татьяна ВАРИЦКАЯ.


Вернуться назад