Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Вкалывают роботы - счастлив человек

Вкалывают роботы - счастлив человек


20-01-2015.
Вкалывают роботы - счастлив человек

С 16 по 19 января Республиканский экономический лицей-интернат принимал региональный этап всероссийской олимпиады школьников по физике. В Уфе собрались сто семьдесят девяти-, десяти- и одиннадцатиклассников со всего Башкортостана.

- Ребят ждут задачи самого разного уровня сложности, - говорит председатель жюри регионального этапа олимпиады Евгений Екомасов, доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической физики Башкирского государственного университета. - Задания по традиции интересные, требующие особой подготовки и выходящие за пределы школьных знаний. Но за всю мою двадцатилетнюю историю работы на олимпиадах по физике не было случая, чтобы хоть одна задача осталась нерешенной. Пусть один-два человека из двухсот, но найдут верное решение даже для самого "крепкого орешка".
Тем из ребят, кто лучше остальных справится с теоретической частью олимпиады, предстоит показать себя на практическом этапе. Как правило, говорит Евгений Григорьевич, проведение опытов и использование своих знаний в реальной лаборатории - все это вызывает сложности даже у тех, кто блестяще проявляет себя в первом круге. Ну а лучшие из лучших отправятся на федеральный этап...
Впрочем, школьников ждут не только бесконечные задания. Специальную презентацию для гостей лицея-интерната приготовила здешняя Лаборатория Робототехники.
- Все начиналось с обычного кружка информатики, - рассказывает Руслан Исаев, учитель высшей категории, руководитель лаборатории. - Потом поняли, что в рамках кружка ребятам просто тесно - слишком широким получался круг интересов. Тут и прикладное программирование, и создание игр, и робототехника... Сегодня наши ребята выезжают на всероссийские соревнования по робототехнике, пишут развивающие игры для сверстников... Ну а мне очень приятно видеть, с каким удовольствием они работают над поставленными перед ними задачами, как ищут новые решения, новые пути достижения цели.
Как оказалось, собрать робота - только половина дела. Без соответствующего программного обеспечения "навороченный" механизм будет всего-навсего сложной и дорогой куклой. Программируют своих "питомцев" ученики (или правильнее сказать - сотрудники?) лаборатории самостоятельно. На первых порах в дело идет система "Лего NXT" - она проще и, как одноименный конструктор, состоит из "кубиков", различных программных модулей, которые можно комбинировать, заставляя робота выполнять различные действия. По словам Руслана Рамильевича, система достаточно простая, и, чтобы начать самостоятельно в ней работать, даже младшим ребятам хватает двух-трех месяцев еженедельных занятий.
- Примерно через полгода, когда "NXT" кажется уже слишком простым, мы знакомим учеников с платформой "Ардуино", - продолжает он. Это уже полноценный программируемый микрокомпьютер, на его основе можно создавать все что угодно. С этого момента каждый наш ученик ограничен только своей фантазией.
"Лаборанты" успели поучаствовать и в различных соревнованиях по робототехнике, в том числе - российского уровня.
- Было непросто, но ребятам очень понравилось, - делится Руслан Исаев. - Задания были самые разные. Например, нам нужно было научить робота не только следовать по маршруту, но и собирать определенные предметы на своем пути. То есть ученики должны были "объяснить" машине, что зеленые шарики необходимо собрать и положить в корзину, а красные - оставить на месте. Кто думает, что это просто, может сам попытаться...
Все проекты ребята делают сами, преподаватели лишь выступают в роли научных консультантов. Ну а творческая мысль не стоит на месте. Так, на одном из конкурсов "лаборанты" выиграли макет промышленного манипулятора. Не долго думая, его разобрали и, дополнив деталями простенькой веб-камеры, соорудили электронный микроскоп. Конечно, до ведущих образцов подобной техники ему далеко, но, например, увидеть структуру ноутбучного экрана, что называется, до пикселя - можно. Еще ребята собрали простенький принтер, прототип для системы "электронного звонка", робота-погрузчика.
- Проектов намного больше, но солидная их часть, так сказать, в процессе разработки - их собирают, снова разбирают, что-то доделывают и меняют. Мысль кипит! - смеется Руслан Исаев.
Сегодня в лаборатории лицея-интерната занимаются около двадцати учащихся. Многие ребята уже решили связать свою жизнь с программированием и робототехникой.
- Мы ведем целенаправленную подготовку наших воспитанников для поступления в профильные вузы, - выслушав мои вопросы, поясняет Айгуль Хабибуллина, директор Республиканского экономического лицея-интерната, доктор исторических наук. - В лицее учатся около трехсот пятидесяти ребят со всех уголков нашего региона. С гордостью могу сказать, что ежегодно больше девяноста пяти процентов наших выпускников поступают в высшие учебные заведения, в первую очередь - технического профиля.

Артем ПЕРОВ.
Фото автора.

Вернуться назад