Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Включаемся в инклюзивное пространство

Включаемся в инклюзивное пространство


17-02-2015.


Инклюзивное образование в современном обществе постепенно перестает быть чем-то эксклюзивным, и это очень радует. На сегодня в Уфе 12 общеобразовательных организаций работают в условиях инклюзивной практики и еще более 20 школ включены в реализацию Федеральной программы “Доступная среда”. Финансовые средства, поступающие по данной федеральной программе, позволят создать условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Недавно на базе уфимской школы №87 состоялся научно-методический семинар “Сетевое взаимодействие при организации инклюзивного образовательного процесса”. Место проведения было выбрано не случайно. Это учебное заведение одним из первых в нашем городе присоединилось к федеральной целевой программе “Доступная среда”, создав необходимые условия для обучения особых детей, и уже несколько лет с успехом внедряет инклюзивную образовательную практику. Организаторами семинара выступили Управление образования Администрации столицы совместно с Башкирским государственным педагогическим университетом имени Мифтахетдина Акмуллы.
Как отмечает заместитель начальника Управления образования столицы Гузель Исламгалиева, школам сегодня необходимо взаимодействовать с учреждениями и организациями, имеющими необходимые информационные, образовательные и методические ресурсы.
- В этом учебном году мы вышли с инициативой создать инновационную городскую площадку по отработке механизмов социального взаимодействия учреждений и организаций, обладающих необходимыми ресурсами для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы получили положительный отклик, и уже достигнуты договоренности о дальнейшем сотрудничестве с научно-методическим центром изучения проблем инклюзивного образования, кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы по созданию данной площадки, - отметила Гузель Исламгалиева. - Сотрудничество предполагает проведение совместных научно-практических конференций, мастер-классов, семинаров, “круглых столов”, совещаний, курсов повышения квалификации для педагогических работников и специалистов, а также консультаций, касающихся вопросов практической реализации включающего образования.
По словам научного руководителя центра изучения проблем инклюзивного образования БГПУ, кандидата социологических наук, доцента Гузель Саитгалиевой, очень часто руководители общеобразовательных школ ссылаются на то, что современной школе не хватает ресурсов для обучения ребенка с инвалидностью. Однако Федеральный закон “Об образовании” 2012 года дает возможность развивать сетевые формы предоставления образовательных услуг и привлекать организации, имеющие необходимые ресурсы. Речь идет как о дошкольных учреждениях, так и учреждениях дополнительного образования, реабилитационных центрах и центрах психолого-медико-педагогического сопровождения.
- БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы - один из первых вузов республики, который создал на своей базе научно-методический центр изучения проблем инклюзивного образования. Сегодня мы очень много делаем для того, чтобы все идеи имели свое реальное воплощение на практике: проводим конференции различного уровня, в том числе с привлечением специалистов из РФ, “круглые столы”, семинары - говорит Гузель Саитгалиева.
Гузель Саитгалиева отмечает, что в последние годы отношение к людям с инвалидностью в обществе меняется. Тем не менее проблемы еще остаются, и главная из них - это наличие социальных стереотипов восприятия человека. К сожалению, сегодня еще не всегда педагоги общеобразовательных школ, а также родители готовы к совместному обучению здоровых детей и ребят с ограниченными возможностями здоровья. И в этом вопросе взрослым есть чему поучиться у своих детей, которые гораздо проще принимают в свою среду особых школьников и помогают им преодолевать трудности.
- В прошлые десятилетия мы знали только о существовании инвалидов Великой Отечественной войны, а о том, что рождаются дети с отклонениями в состоянии здоровья, говорить было не принято, - отмечает Гузель Саитгалиева. - Сейчас другая ситуация: особые дети есть в нашем обществе, и мы должны создать условия, чтобы они жили той же жизнью, что и их здоровые сверстники. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья талантливы, уникальны, творчески одарены, и мы просто обязаны знать об этом и дать им возможность заявить о себе.
Как сообщила директор школы № 87 Екатерина Камышлова, у них учатся 18 детей-инвалидов и 71 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, которые с успехом осваивают те же программы, что и остальные сверстники, принимают активное участие во всех школьных мероприятиях.
- Мы организовываем им психолого-педагогическое сопровождение. Если есть необходимость, ребята получают дополнительную помощь логопеда. Наше общеобразовательное учреждение тесно сотрудничает с психолого-медико-педагогическими комиссиями различного уровня и другими структурами, - рассказывает об опыте школы Екатерина Камышлова.
Алина ТЕПЛОВА.

Вернуться назад