Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Школа будущего в профиль и анфас

Школа будущего в профиль и анфас


25-08-2015.
Школа будущего  в профиль и анфас

В нынешнем году республика "отличилась" на ЕГЭ слабыми результатами по математике - у четверти сдававших экзамен неудовлетворительные отметки. Глава республики Рустэм Хамитов назвал одной из причин такого положения "определённые недостатки в деятельности Института развития образования". В силу монопольного положения в сфере повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических работников институт снизил качество работы с учителями, особенно математиками, физиками, химиками, преподавателями информатики.

Рустэм Закиевич поручил Министерству образования организовать открытый конкурс на предоставление дополнительных образовательных услуг в этой сфере, а также предложил обсудить, каким должен быть Институт развития образования. Этой теме, а также многим другим, стоящим на повестке дня, было посвящено Республиканское августовское совещание по образованию, которое ныне прошло в Нефтекамске. В масштабном педсовете приняли участие Глава нашего региона Рустэм Хамитов, руководитель Администрации Главы РБ Сергей Молчанов, председатель Госсобрания - Курултая РБ Константин Толкачев, заместитель премьер-министра Правительства РБ Салават Сагитов, министр образования республики Альфис Гаязов, представители городских и районных администраций, высших учебных заведений, школ, детских садов, руководители коррекционных образовательных учреждений.
Детский сад для пяти малышей...
В республике завершается большая работа по обеспечению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. Как сообщил Рустэм Закиевич, задача, сформулированная в "майских указах" Президента России, в обязательном порядке должна быть решена к концу года.
При этом, необходимо анализировать целесообразность строительства новых объектов с учётом реальной демографической ситуации. В республике есть "интересные" случаи". К примеру, в городе Агидель возвели детский сад на двести двадцать мест, тогда как в очереди было всего пять малышей в возрасте от трёх до семи лет. А ведь в Башкортостане есть населенные пункты, где "просто вопиющая потребность в строительстве новых детских садов".
- Этот пример как раз характеризует очень странный подход к проектированию и планированию своей деятельности. Прежде всего это касается Министерства образования. Кто как не Минобр нам должен подсказать: "Здесь детский сад нужен, и ещё один, и ещё один будет нужен - там рождаемость неплохая, а вот здесь мы могли бы подождать", - поделился своими мыслями Рустэм Хамитов.
Он заметил, что в ближайшее время рождаемость пойдёт на спад, поскольку число женщин детородного возраста сократится. По мнению Рустэма Закиевича, необходимо уже сегодня действовать на перспективу, так как будет расти количество детей школьного возраста.
Уйти от привычного
Сейчас в Башкортостане девяносто одна школа нуждается в серьезном обновлении. По словам Рустэма Хамитова, республика готова принять активное участие в реализации проекта Министерства образования и науки России по созданию в регионах новых ученических мест:
- Наш Минобр должен проанализировать состояние всех школьных зданий, определить реальные потребности, сформировать перечень объектов, в которых требуется провести ремонт. Либо, раз ремонт невозможен (есть и такие стены, которые ремонтировать бесполезно), необходимо быстро построить что-то новое.
Еще одна важная тема - организация обучения в одну смену. Сегодня в этом формате учатся более 86 процентов ребят, что на 1,3 процента больше прошлогоднего показателя.
- Один из вариантов рационального использования существующих площадей - это создание образовательных комплексов, объединяющих "под одной крышей" детские сады, школы и учреждения дополнительного образования, - заметил Рустэм Закиевич.
Что касается кадровой ситуации в школе, то Глава республики констатировал: в последние годы выросло число работающих учителей пенсионного возраста. Проблема закрепления в отрасли молодых кадров, по-прежнему, остаётся острейшей.
- Нужно искать формы повышения мотивации учительской молодежи - материальные, моральные, - считает Рустэм Хамитов.
Глава республики подчеркнул - необходимо поднять на новый уровень качество исследовательской, экспериментальной работы в школах, научно-методической поддержки учителей, в том числе дистанционной, сделать её по-настоящему системной и доступной.
- Нам нужно создавать педагогические
лаборатории, готовить новое поколение учёных, чьи учебники и научно-методические разработки стали бы достоянием учительства России, - заключил Рустэм Закиевич. - Мы должны оторваться от своего "замыленного" взгляда на процессы, которые сегодня происходят в школах и вообще системе образования, и постоянно впитывать в себя новый опыт, иные знания, умения.
По старинке уже не получится
Несмотря на возможности применять современные технологии, многие учителя предпочитают работать по старинке. Практически все школы республики оснащены современными образовательными IT-ресурсами, электронными учебниками, но в учебном процессе их применяют всего лишь 43 процента учащихся.
- Инерционность колоссальная: нет необходимости, желания переходить к новым формам обучения. Это весьма печально и приведёт к тому, что наша система образования, дети, которые учатся в школах, просто-напросто отстанут от своих сверстников, живущих в передовых по этой части регионах, - заявил Рустэм Хамитов.
Сегодня только 17 процентов учителей регулярно используют дистанционные технологии, в том числе в системе объединённых коммуникаций, к которой подключены все школы. И только пятеро из них участвуют в региональном пилотном проекте по внедрению электронных учебников в образовательный процесс.
- На прошлых педсоветах я ставил задачу формирования в республике целостной системы электронного образования, - напомнил Глава региона. - Вам стыдно признаться в том, что вы уже многие вопросы знаете хуже ребятишек, которые совершенно свободно ориентируются в информационном пространстве...
Рустэм Закиевич призвал ускорить работу по техническому оснащению учреждений, кооперации информационных ресурсов, созданию банка электронных учебников, цифровых баз данных, разработке логистики взаимодействия.
- Те люди, которые могли бы написать данные методики, не заинтересованы, не мотивированы на такую работу. А те, кто по долгу службы обязан подобные материалы выпускать, просто-напросто ничего этого не умеют и не знают, - резюмировал Рустэм Закиевич.
Глава региона призвал Министерство образования РБ, Госкомитет по информатизации и вопросам функционирования системы "Открытая республика" подготовить подпрограмму государственной программы развития образования с определением объемов и источников финансирования, учитывающую лучший практический опыт в этой сфере - как российский, так и зарубежный.
Нестандартная форма профориентации
Ныне в республике охват детей и подростков от пяти до восемнадцати лет дополнительным образованием достиг почти 80 процентов, тогда как по России средняя цифра - 64 процента. Рустэм Закиевич отметил: необходимо продолжить укрепление материальной базы художественных, музыкальных и спортивных школ, детских технических и творческих центров.
Глава республики добавил, что Министерству образования РБ необходимо проработать вопрос об открытии инженерной школы на базе одного из интернатных заведений Уфы и детских технопарков с участием вузов, предприятий и бизнес-структур. Подобный опыт уже имеется в Башкирском государственном педагогическом университете имени Мифтахетдина Акмуллы, похожая площадка будет сформирована и с УГНТУ.
Рустэм Закиевич отметил, что уже говорил о создании детских технопарков пять лет назад, но в ответ вновь "глухое молчаливое сопротивление". Более того: он не видит ни одного энтузиаста в Министерстве образования, который продвигал бы данное направление.
В рамках Программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса Минэкономразвития России в республике заработали восемь центров молодежного инновационного творчества, объединенные в единую Ассоциацию. Еще четыре подобных появятся в 2015-м. Инфраструктура этих центров включает робототехнику, 3D-прототипирование, станки с программным управлением.
Цивилизованное отношение
к "необычным" людям
Сегодня активно реализуется федеральная программа "Доступная среда", ситуация в целом меняется, но не везде. Кто-то относится к ней формально, а где-то, напротив, с перекосом.
- Если в школе обучается один-два таких ученика, то необязательно покупать, допустим, лифтовую установку, которая стоит полтора-два миллиона рублей, - справедливо считает Рустэм Закиевич.
Глава Башкортостана напомнил об истории, которая произошла в Нижнем Новгороде - из кафе буквально выставили девочку-аутиста.
- Владельцы этого кафе, думаю, обучались ещё в советских школах, где такого инклюзива и цивилизованного отношения к "необычным" людям не было, - поделился своими размышлениями Рустэм Закиевич.
В качестве примера хорошей работы Глава региона привел Нефтекамскую коррекционную школу-интернат для детей с нарушениями интеллекта, в которой обучаются более двухсот ребятишек.
- Такие учебные заведения нужны. Важно их поддерживать, а подобный опыт распространять, - сказал Рустэм Хамитов.
На сегодня в республике действует центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому. Через сеть его филиалов обучаются более пятисот ребятишек.
Одновременно следует делать акцент и на укрепление здоровья. Например, начал действовать комплекс "Готов к труду и обороне". Глава республики призвал строить школьные стадионы, хоккейные коробки, площадки для волейбола, баскетбола, мини-футбола:
- Надо привлекать для этого предприятия, надо искать спонсоров, использовать не только бюджетные ресурсы.
Производство плюс вуз
Не секрет, что все больше выпускников школ республики выбирают технический профиль. В этом сегменте подготовки кадров с 2011 года доля приёма увеличена с 19 до 69 процентов.
- Башкортостан четвертый год подряд входит в число лидеров в стране по числу стипендиатов Правительства России, обучающихся по техническим специальностям, - продолжил Рустэм Закиевич. - Но про математику я вам сказал - если мы так будем ее преподавать, то эти достижения быстро скатятся к нулю.
С 2011 года наш регион вместе с работодателями вложил в поддержку инновационных образовательных программ около миллиарда рублей, что позволило довести долю новых кабинетов, мастерских, лабораторий, цехов, полигонов учреждений профобразования до 76 процентов и выйти по данному показателю на второе место в Приволжском федеральном округе.
- Заключены партнерские договоры о сотрудничестве вузов с пятью тысячами предприятий. Практика взаимодействия колледжей с такими отраслевыми флагманами, как УМПО,
"НефАЗ", "Газпром нефтехим Салават", "Востокнефтезаводмонтаж", "Гидравлика", показывает, что объединение образовательного процесса с реальным производством, создание современных рабочих мест является эффективной формой подготовки востребованных кадров, - поделился с собравшимися Рустэм Закиевич.
Ещё одной успешной моделью такой интеграции, уверен Глава Башкортостана, стали много-
функциональные центры прикладных квалификаций, которых сегодня шесть: четыре в Уфе, один в Нефтекамске и один в Учалах.
- Необходимо активнее продолжать начатое в прошлом году формирование региональных кластеров кадрового обеспечения отраслей экономики республики. Башкортостан должен войти в число регионов-лидеров по количеству учреждений профессионального образования, в которых идёт подготовка кадров по пятидесяти наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, - подчеркнул Рустэм Закиевич.
Рустэм Хамитов сообщил и о том, что наши лучшие гимназии являются "поставщиками абитуриентов" для Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода... И лишь только около 5 процентов выпускников таких сильных учебных заведений остаются в Уфе.
- Если мы и дальше будем сидеть и ничего не делать, наши вузы превратятся в заштатные, - предупредил Рустэм Закиевич.
Руководитель республики предложил рассмотреть вариант создания технополиса на базе двух университетов - нефтяного и авиационного - при обязательном участии компаний-заказчиков.
- Мы должны выходить на новый уровень - это новые, мощные, суперсовременные вузы, технополисы, специализированные территории, где ребята могут и учиться, и работать. А еще зарабатывать - в том числе и через формирование малых предприятий и внедрение в практику своих разработок. Это передача заказов от наших крупных компаний на разработку в такого рода структуры, - уверен Рустэм Хамитов.
Ирина НУРИМАНШИНА.
Фото Артура САЛИМОВА.

НА СНИМКАХ: Рустэм Хамитов осматривает выставку образовательных учреждений Нефтекамска; в зале во время пленарного заседания. в нефтекамском детском саду № 27 организовали выставку нестандартного оборудования.


Школа будущего  в профиль и анфас Школа будущего  в профиль и анфас

Вернуться назад