Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > Табу на инертность,

Табу на инертность,


19-02-2016.
Табу на инертность,

Более чем за полуторавековую историю в гимназии №3 многое в ней менялось, начиная с названия (изначально - Мариинская гимназия). Постоянным оставались лишь высокий уровень образования и воспитания, постоянный поиск, высочайший авторитет педагогического коллектива. Здесь приветствуются смелые, нестандартные решения, а профессиональная инертность и черствость души под запретом. О жизни гимназии рассказывает ее директор Юлия ВЯТКИНА.


- Узнал о прошедшем Мариинском бале - и не могу удержаться от неудобного вопроса. Юлия Федоровна, почему у вас любят пышно обставлять всевозможные события?

- В том нет нарочитости. Мы считаем, школа - это не только ежедневные уроки, домашние задания, но и немного праздник. Ребенок должен с радостью идти в свою родную гимназию и гордиться тем, что здесь учится. Наконец, Мариинский бал - это традиции, заложенные еще в начале прошлого века. У нас их немало. Когда на различных образовательных форумах я произношу: “Наша Мариинская Федерация... Мариинский бал... Мариинский театр...” - вижу удивленный взгляд участников: “У вас? Мариинский?..” Не верят, что в Уфе все это есть. Однажды известный ученый, историк педагогики и образования, член-корреспондент РАО Михаил Богуславский спросил: “А Вы знаете, что такое Мариинская гимназия?” - “Еще бы, - отвечаю, - по указу императора...” - А он: “Стоп! Не надо мне про указы императора. Вот что такое Мариинская гимназия, на Ваш взгляд, в чем ее предназначение?” Возникла дискуссия. Поиск истины привел к такому выводу: столпами, основой воспитания в школе, достойной ХХI века, должны служить милосердие, меценатство, альтруизм. Этот фундамент заложен предыдущими поколениями учителей, и на нем возводится качественное образование.
- Успехи гимназии на слуху, она по всем показателям - республиканский лидер. Что ни месяц, то новые награды...

- Наша задача - не самопиар, мы работаем не ради побед в различных конкурсах. У нас совсем другая миссия, другая концептуальная идея. Мы хотим доказать, что в условиях ХХI века любая школа может достичь больших успехов. Главное, наши дети демонстрируют высочайшие результаты. Английским - одним из самых предпочитаемых языков - гимназисты, без преувеличения, владеют в совершенстве, что подтверждает средний балл ЕГЭ, доходящий до 80. Средний балл ЕГЭ по русскому языку - 70, по математике чуть ниже - 56.

- А разве математика - ваш профиль?

- Мы считаем, что наши воспитанники должны получать твердые знания по всем предметам. Понятно, математика - особый вопрос. Далеко не каждый способен пробиться в лобачевские. Но это слабое утешение, решили мы, и выдвинули новую концепцию математического образования. Учитель математики Людмила Мешкова дважды побывала на профильном факультете Московского государственного университета, почерпнула много полезного. Мы получаем письма из ведущих вузов России. Например, ректор МГУ Виктор Садовничий благодарит за то, что наши выпускники, студенты второго-третьего курсов, возглавляют рейтинги ведущего университета страны. Письма подобного содержания приходят и из Высшей школы экономики. Наша гимназия является Партнерской школой этого престижного вуза. Впрочем, все вузы и не перечислить.

- Два года подряд ваши подопечные занимают первые места на самой престижной Всероссийской олимпиаде школьников. Как гимназии это удается?

- Впервые мы стали участниками олимпиады после визита на ВДНХ группы наших учителей. Коллеги познакомились с проектами, новыми информационными технологиями и инновационными решениями. Сверили, как говорится, курс. Поэтому лишь непосвященные могут счесть случайной победу Димы Щелчкова и его учителя информатики Султана Бадыкова на Всероссийской олимпиаде школьников по информатике. Нашего десятиклассника, кстати, тут же пригласили в МГУ. А в минувшем учебном году олимпиаду по праву выиграл Тимур Гимадрисламов. Его успех заслуженно разделяют учителя Сергей Большаков, Наиля Нафикова, Галина Байтимирова.

- Инновационные технологии в образовании - тема модная. И вы, конечно, от моды не отстаете, поскольку недавно гимназию наградили золотой медалью “Сто лучших школ России”...

- Дело не в моде. Дело в том, насколько новшество полезно. Хотя со стороны может показаться, что нашу гимназию по инерции уже в третий раз удостоили золотой медали. Но это не так. С каждым разом груз ответственности нарастает. На нас даже смотрят по-другому: ждут, какой новый проект представим, о чем необычном расскажем, чем удивим.
В нынешнем году к предыдущим наработкам мы добавили инновационный продукт - образование в формате 3D. Это, без преувеличения, был рывок в будущее, который обеспечили учителя-новаторы. Замечу, 3D-контент востребован не только в профильных классах, ученики которых хорошо понимают механизмы физических, химических и биологических процессов. Он помогает и гуманитариям, имеющим проблемы с пространственным воображением.

- Смогли бы Вы рассказать мне о том, что ваши новаторы не успели пока материализовать?

- С удовольствием! Один из учителей поделился идеей создать виртуальный музей в формате 3D, чтобы любой, в первую очередь наш выпускник, мог с помощью интернета “путешествовать” по гимназии. Рассматриваем предложение объединить химию с информатикой.

- Хотите, так сказать, впрячь в одну упряжку коня и трепетную лань... Такое возможно?

- Надо иметь в виду, что любой предмет мы не преподаем в “чистом” виде: химию, например, связываем с физикой, биологией. Но экспериментальный проект, за который взялись учитель химии Ильдар Набиуллин и учитель информатики Султан Бадыков, новизной идеи поразил даже ученых инновационного центра Сколково, с которым мы установили тесные контакты. Связать химию и информатику непросто. Робот должен безошибочно управлять химической реакцией, ускорять или приостанавливать процессы. Задача со многими неизвестными. Надеюсь, ее удастся решить.

Вопросы задавал
Алексей ОГОРОДНИКОВ.




Табу на инертность,

Вернуться назад