Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > По классическому и электронному маршруту знаний

По классическому и электронному маршруту знаний


19-04-2016.
 По классическому  и электронному маршруту знаний

Главный профессиональный конкурс педагогов республики “Учитель года Башкортостана” подошел к концу, имена самых достойных определены. Представлять наш регион на федеральном уровне будет преподаватель истории из 159-й уфимской школы Сергей Сергеевич Переверзев. Местом встречи обладателей “Хрустального пеликана” станет Самара, где работает победитель прошлого года Сергей Сергеевич Кочережко. Кстати, он преподает... историю. Символично, не правда ли? А сегодня мы беседуем с лучшим педагогом республики Сергеем Сергеевичем Переверзевым.

- Сергей Сергеевич, нынешний год для Вас особенный - Вы стали “Учителем года столицы Башкортостана-2016”, а затем победили на республиканском этапе конкурса. Впереди новая, еще более высокая планка - Вам предстоит представлять наш регион на федеральном уровне. С каким настроем Вы поедете на конкурс и какой совет могли бы сами себе дать?

- Я перфекционист, и если за что-то берусь, хочется довести это до идеала. На все этапы конкурса - районный, городской, республиканский шел с надеждой на победу. Какой бы дал себе совет? Главное, не расслабляться, настраиваться на успех. Я не один, мне выпала честь представлять республику, свою 159-ю школу, и первоочередная задача - продемонстрировать значимость, востребованность и актуальность того, что мы делаем каждый день. Мне и команде моих коллег (а победа - это общий труд!) предстоит выложиться даже не на сто, а на все двести процентов.
- Знаю, что победа на “Учителе года” не единственная в копилке Ваших достижений...
- Если говорить о профессиональных победах, то здесь нужно выделить работу методической службы Октябрьского района, так как в этом плане всё выстроено очень грамотно. У нас имеется районный конкурс молодых специалистов “Восхождение”, где на протяжении трех лет я занимал первые места. Это состязание и стало ступенькой к большим профессиональным победам. Очень познавательно ездить по федеральным молодежным форумам, таким как “Селигер” (к сожалению, сейчас он прекратил свое существование), “Таврида” в Крыму. К примеру, на “Селигере” стал победителем “Герценовской педагогической олимпиады”. Если говорить о “Тавриде”, то там немного стушевался - необходимо было представить свой проект. Он у меня, конечно, был, но вот времени на его реализацию не хватило...
- Насколько сложно далась победа на этапах конкурса “Учитель года”?
- С каждой новой ступенью чувствуешь себя все более и более уверенно. Самым сложным был районный этап. После каждого конкурса проводил тщательный самоанализ, все ли правильно сделал, не стоит ли внести коррективы. Волнение ощущалось и на республиканском этапе, но, когда чувствуешь поддержку коллег, не победить нельзя. Большую роль сыграл коллектив - была креативная группа учителей, друзей, сподвижников. На протяжении пяти дней конкурса проходило по два испытания в день, мы засиживались до половины третьего ночи. Морально, физически это тяжело, но зато и результаты впечатляют.
- У Вас относительно небольшой стаж педагогической работы - пять лет назад Вы получили диплом Бирской государственной социально-педагогической академии. Отсутствие внушительного опыта за спиной мешает или, наоборот, помогает - похоже, победителю “Учителя года-2016” не приходилось перестраиваться на новый лад, осваивать современные технологии, Вы с ними, можно сказать, выросли?..
- В обществе сложился стереотип: если педагог недостаточно проработал в школе, то и не достоин каких-либо побед. Считаю, что небольшой стаж, напротив, очень мне помогает - ведь я не боюсь нового, легко и быстро адаптируюсь. Так что это палка о двух концах, однозначно ответить нельзя. На протяжении всего конкурса нес идею о необходимости сочетать классическую дидактику с электронной. Компьютеры, интернет - не враги педагога, а сподвижники, средства, которые помогут оптимизировать образовательный процесс, поднять его качество.
- И Вы успешно применяете в своей работе как классическую, так и электронную составляющую. К примеру, ребята без проблем могут обратиться с вопросом в социальной сети, вы дадите им консультацию в режиме онлайн.
- Начиналось все просто с общения в интернете, затем я понял, что его можно повернуть в другой ракурс, с успехом применять в педагогической работе. Социальные сети сегодня - неотъемлемая часть жизни каждого молодого человека, и это механизм, позволяющий “достучаться” до них - к примеру, я могу проконсультировать по тому или иному вопросу, дать задания, выложить интересную и важную информацию. Если у школьника возникают проблемы, он может попросить совета в режиме онлайн и, возможно, вдвоем мы найдем выход.
- То есть для ребят Вы в первую очередь учитель-друг?
- Учитель не может быть недругом (улыбается), но в социальной сети сохраняется та же самая дистанция, что и на уроках, мы никогда не переходим на “ты”.
- Какую бы оценку Вы поставили себе как учителю?
- Оценивать меня должны прежде всего ученики и родители. “Пятерка” прозвучит слишком самоуверенно, возможно, четыре балла с половинкой.
- А если отмотать время назад? Вы помните свой самый первый урок? С какими мыслями Вы шли на него, сильно ли волновались...
- Конечно, помню. Я был горд, что перешагнул порог школы не просто как Сережа, Серега, нет, как Сергей Сергеевич - это было знаково. Волнение, безусловно, присутствовало, но не до дрожи в коленках. Все мои мысли были о том, как наладить контакт с ребятами. Плюс сомнения - достаточно ли я профессионален, смогу ли что-то дать по своему предмету. Урок прошел не совсем гладко - были допущены методические ошибки, и на доске от волнения совершил грамматическую ошибку, но потом все как-то выровнялось, вошло в нужную колею.
- Кто из школьных учителей оказал на Вас наибольшее влияние, помог выбрать будущую профессию? Сказал самые правильные слова?
- Очень много раз говорил об этом и не устану повторять. Выбрать профессию мне помогли два учителя - моя классная руководительница Татьяна Николаевна Кузнецова (а закончил Сергей Сергеевич гимназию №1 города Благовещенска - И.Н.), человек действительно феноменальный, очень добрая, открытая, настоящий педагог. Она всегда давала ценные советы личностного характера, формировала в нас лидеров. Почему именно история? У меня были проблемы с науками точного характера - алгеброй, геометрией, а гуманитарные предметы вызывали глубочайший интерес. И Людмила Анатольевна Путилова, мой преподаватель истории, могла сложное преподнести очень легко, доступно и понятно. Она не бросала детей в информационное, теоретическое поле, не говорила - выплывайте, как хотите, а давала алгоритм действий. В выпускных классах Людмила Анатольевна посоветовала: “Сереж, иди в педагогический”. Я метался до последнего, хотел попробовать профессии режиссера, актера, журналиста, юриста... Людмила Анатольевна объяснила тогда, что педагогика объединяет все: учитель у доски, как на сцене, режиссерские способности можно воплотить, организуя какие-то акции, от журналистики в профессии педагога - постоянная работа с информацией, ее обработка, умение донести сведения до учеников. Этот фактор сыграл ключевую роль, я поехал в Бирск и поступил на исторический факультет.
- Единый учебник по истории не перестает быть предметом споров. Специальная комиссия подготовила историко-культурный стандарт. Каковы, на Ваш взгляд, плюсы и минусы новой системы?
- Сейчас приняты два документа, и они работают - это историко-культурный стандарт, где есть перечень дат, терминов и персоналий российской истории в хронологическом порядке, и концепция будущего единого учебника. Точки зрения разделились, у кого-то складывается мнение, что новая книга будет напоминать “Историю ВКП(б): краткий курс” без отклонений в какую-либо сторону, но с появлением интернета это невозможно, источников информации много. Единый учебник - это прежде всего визуальный маршрут для ученика с перечнем знаний, которые он должен получить. Придерживаюсь точки зрения, что все три линейки, подготовленные в рамках концепции, не будут действовать в ущерб историческому образованию, улучшат его и сделают более качественным. И потом, учителя в Российской Федерации никто ни в какие рамки не загоняет, на уроках мы всегда приводим и альтернативные точки зрения разных ученых. Педагогу важно показать весь спектр исторических мнений на тот или иной процесс, а ученики уже сами должны делать выводы.
- Какие разделы истории школьникам интересны больше всего? А что, напротив, объяснить сложно?
- Такой вот парадокс - чем история дальше, тем проще объяснять, а чем ближе, тем сложнее. Хотим мы или нет, субъективное мнение учителя, общества накладывает отпечаток. Например, Михаил Сергеевич Горбачев... Кто-то его ругает за развал Советского Союза, а для детей - это просто историческая личность, как, к примеру, Иван Грозный. Школьники даже более объективны - они сравнивают различные мнения, могут найти для себя рациональное зерно. Свой отпечаток накладывают и фильмы - увидев кинокартину про мрачное Средневековье или эпоху Возрождения с ее праздниками и необычными костюмами, высокими отношениями, дети сразу же задают вопросы по этому отрезку времени. А так, ребята больше интересуются периодом Российской империи, нежели древней историей или событиями, которые ближе к нам по времени.
- По традиции, финалисты конкурса “Учитель года” встречаются с Президентом России Владимиром Путиным. Если Вам удастся пообщаться с Владимиром Владимировичем, какие вопросы Вы ему зададите?
- “Селигер” и “Таврида” предполагают общение с политиками, мы виделись с Андреем Фурсенко и с нынешним министром образования Дмитрием Ливановым. А какой вопрос Владимиру Путину буду задавать, пока не знаю, до сентября еще есть время подумать.

Вопросы задавала Ирина НУРИМАНШИНА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Вернуться назад