Главная > ОБРАЗОВАНИЕ > ...Силой мысли сотканный ковер

...Силой мысли сотканный ковер


23-11-2012.
...Силой мысли сотканный ковер

В последнее время руководство России и главы многих регионов уделяют большое внимание как повышению эффективности светского образования, так и формированию системы образования религиозного, в том числе исламского. В Российской Федерации, например, успешно реализуется специальная программа по содействию развитию мусульманского образования, рассчитанная на 2005-2015 годы. В 2007-м участником проекта по подготовке специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама стал и Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы.

В Уфе, как известно, находятся два муфтията: Центральное духовное управление мусульман России и Духовное управление мусульман Республики Башкортостан. Педагогический университет, являясь вузом-партнером Российского исламского университета ЦДУМ России, в данном направлении находит пути совместной работы и с региональным духовным управлением мусульман.
- Деятельность по совершенствованию системы российского исламского образования в рамках Комплексного проекта подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама требует творческого системного подхода, - рассказывает директор созданного в БГПУ Научно-исследовательского центра содействия развитию мусульманского образования, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии, доктор философских наук, профессор Валерий Хазиев. - Возрождение системы исламского образования начиналось во многом стихийно, а в 90-е годы она вообще строилось в основном "по памяти" и в подражание тем, у кого такая система обучения и воспитания была традиционной.
По мнению Валерия Семеновича, идея российской исламской педагогики в стране до сих пор четко не сформулирована: что мы хотим создать и каких результатов ждем на выходе?
- Эта проблема сразу заявляет о себе, когда подготовленные за рубежом специалисты - порой механически, без учета нашей специфики - начинают копировать ту систему, в рамках которой прошли обучение, - подчеркивает ученый. - Безусловно, необходимо опираться на традиции и заимствовать все хорошее, что наработано коллегами. Но чтобы не возникло эклектической компиляции по принципу "с миру по нитке", чтобы выбранные нити легли в ткань ковра целостной российской современной системы исламского образования нужным узором, требуются идея и ясно осознаваемые ориентиры.
В принципе, общие идеалы и ценности сформулированы в концепции названного выше проекта как задачи патриотизма и гражданственности, гуманизма, формирования толерантного сознания, профилактики религиозного экстремизма и так далее. Валерий Хазиев убежден, что этот ряд необходимо продолжить, добавив такие важные элементы, как сочетание светской и духовной профессиональной подготовки, научных и религиозных методов и средств педагогики; непрерывность образования; современность технологий и методологии педагогической деятельности. Важно обновить формы исламской педагогики, сохраняя при этом ее сущностные функции (речь прежде всего о таких формах работы с молодежью, которые диктуются современными условиями жизни).
В числе главных принципов современной российской системы мусульманского образования Валерий Хазиев называет сохранение и преумножение гуманистических идеалов и ценностей ислама, а также адаптацию этой системы как к материальной и духовной культуре наших народов, так и к реалиям современной жизни. Система мусульманского образования у нас в стране должна быть российской, а не "турецкой", "иранской", "индонезийской" или какой-то еще. Кроме того, ученый убежден: нужна целостная система подготовки мусульманской интеллигенции, а не только мусульман-богословов, то есть профессиональных священнослужителей. Значит, необходимо сочетать научное и духовное образование.
Многое из этого и стало отправными точками в проектной деятельности преподавателей и ученых педагогического университета.
Для реализации проекта подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама на базе вуза, напомним, создан специальный научно-исследовательский центр, возглавляемый профессором Хазиевым. В него вошли сотрудники и преподаватели БГПУ, представители государственных учреждений профессионального образования, Российского исламского университета и негосударственных образовательных религиозных учреждений - медресе. Центр осуществляет организационное, научное, методическое и техническое обеспечение проекта, организует профессиональную подготовку и переподготовку его участников в форме различных семинаров, курсов, совещаний, мастер-классов, круглых столов, привлекает для выполнения задач проекта научные и иные организации, отдельных ученых и специалистов, организует проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок научных, методических и учебных работ.
В структуре центра несколько лабораторий. В одной разрабатывают примерные образовательные программы по направлению "теология"; в другой - нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации последних; в третьей заняты созданием и апробацией учебных пособий, словарей и практикумов, в четвертой "оттачивают" соответствующие образовательные технологии. И все решают одну задачу - это профилактика экстремизма и выработка у членов общества толерантного сознания.
Порядок и правила реализации программ исламского образования определяет Координационный совет, который анализирует условия развития исламского образования, готовит научно обоснованные рекомендации по выбору приоритетных направлений, содействует развитию системы изучения исламской культуры в общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведениях.
Одно из основных направлений работы в рамках проекта - информационно-просветительская деятельность в городах и районах Башкортостана с целью пропаганды истории и культуры традиционного для России ислама и профилактики религиозного экстремизма. Только в 2011 году выступлениями четырех информационно-просветительских групп из представителей БГПУ, Духовного управления мусульман РБ, Российского исламского университета и Исламского колледжа имени Марьям Султановой было охвачено двадцать пять наиболее сложных в религиозном отношении муниципальных образований. Активно продолжалась эта деятельность и в нынешнем году. Слушателями таких выездных лекций и бесед за "круглым столом" становятся работники администраций, председатели сельских и поселковых советов, учителя, старшеклассники, студенты, руководители молодежных общественных объединений, работники культуры, религиозные деятели. Основное внимание на подобных встречах уделяется разъяснению законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан о свободе совести и религиозных организациях, о мерах наказания за преступления, совершенные на почве религиозной нетерпимости. Важной темой бесед и консультаций является гармонизация межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений.
Вся эта целенаправленная информационно-просветительская работа проводится в тесном контакте с Центральным духовным управлением мусульман России, Духовным управлением мусульман РБ и по согласованию с Советом по государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан. Куратор данного федерального проекта в Администрации Президента Российской Федерации Илья Баринов, посетив год назад Научно-исследовательский центр содействия развитию мусульманского образования во время визита в Башкирию, отметил значимость именно таких скоординированных практических действий по профилактике религиозного экстремизма.
Самое активное участие сотрудники и преподаватели вуза принимали в проведении семинара "Межнациональная и межконфессиональная гармония - основа развития всех субъектов Российской Федерации" (2011 год), где, в частности, рассматривались практический аспект межрелигиозного сотрудничества в регионах России, необходимость совместного противодействия духовных лидеров радикализации молодежи и многие другие важные вопросы.
Уже стали традиционными организуемые на базе вузов-партнеров при поддержке Администрации Президента Республики Башкортостан международные научно-практические конференции "Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века". Живой интерес у участников конференций вызывает обсуждение таких тем, как философские идеалы и ценности ислама, семейно-бытовые ценности ислама и воспитание детей, наука и ислам. Большое внимание на форумах уделяется проблемам религиозного и светского гуманитарного образования, духовно-нравственному оздоровлению общества, дальнейшему совершенствованию государственно-конфессиональных отношений. Кстати, участники конференции весьма положительно оценивают совместную деятельность вузов-партнеров по реализации федерального проекта.
Остается добавить, что преподаватели педагогического университета читают лекции и ведут занятия в вузе-партнере, участвуют в разработке дополнительных образовательных программ (например, "Психолого-педагогические основы преподавания дисциплин в системе религиозного образования и просвещения"). На базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки БГПУ разработан и реализован ряд программ для руководителей медресе и преподавателей Российского исламского университета ("Специфические проблемы организации образовательного пространства в системе духовного образования", "Основы управления в сфере государственной молодежной политики" и другие).
Рассказывая о том, что стоит за достижениями Российского исламского университета, его ректор, муфтий Курганской и Челябинской областей Ринат Раев сегодня упоминает и о плодотворном сотрудничестве со светским вузом:
- Особо хочется отметить заботу нашего партнера - Башкирского государственного педагогического университета, немало способствующего развитию учебно-методической и нормативной базы Российского университета, его росту и повышению качества преподавания. БГПУ оказывает нам всемерную помощь и поддержку в наших повседневных заботах.
Объединение усилий в образовательной и просветительской сфере всех прогрессивных заинтересованных сторон весьма актуально в условиях, когда терроризм и экстремизм, прикрываемые религиозными постулатами, стали реальной угрозой современному обществу. На самом деле эти явления не имеют ничего общего с проявлением традиционной культуры или традиционной религии, у них нет никакого религиозного обоснования. Наоборот, они с особой остротой проявляются там, где была утрачена культурная идентичность, не ведется духовно-нравственное воспитание, религиозное просвещение. Террористы, преследующие корыстные цели, своими злодеяниями дискредитируют и искажают жизнеутверждающую суть любой религии. Донести эту мысль до максимально большего числа людей - одна из задач, которые ставят перед собой участники проекта. В конечном счете их усилия направлены на формирование у граждан (и прежде всего у подрастающего поколения) высокой духовности, нравственной чистоты, истинного патриотизма и интернационализма, гуманного, толерантного отношения к окружающим, независимо от их убеждений и конфессиональной принадлежности.
Опыт, наработанный Башкирским государственным педагогическим университетом имени Мифтахетдина Акмуллы в сфере развития мусульманского образования, вполне может быть распространен на аналогичные проекты, связанные с деятельностью других основных религиозных конфессий России. Может, и целевая аудитория станет шире? Интересно узнать, как оценивают идею такого сотрудничества с вузом потенциальные партнеры.
Вячеслав Шуфенгауэр, директор Еврейской воскресной школы:
- Мне сложно судить, насколько актуально включение светских вузов в систему религиозного образования вообще и иудаистского в частности, - все-таки в национальных школах упор делается на изучение языка, культуры и традиций своего народа. Формирование интереса к изучению языка, истории, культуры и основных понятий иудаизма на базе светских учреждений образования можно считать жизнеспособной идеей, но в рамках предметов исторического цикла, так как выделение одного народа, а тем более одного течения религии, пусть даже с почти шеститысячелетней историей, заведомо обречено на провал. К вопросам религии надо подходить очень аккуратно, не переступая тонкую грань, когда интерес может перерасти в категоричное неприятие. Для глубокого и фундаментального изучения иудаизма существуют институты современного иудаизма в ряде городов РФ (в Москве, Санкт-Петербурге и других). Лично я курс основ иудаизма прослушаю с удовольствием, но без религиозного фанатизма. Думаю, что подобные курсы и по основам других религий окажутся востребованы, но они должны быть сравнительными и опираться только на общеизвестные факты.
Если же вести речь о подготовке специалистов с углубленным изучением истории и культуры иудаизма, то партнерство с Башкирским государственным педагогическим университетом, на мой взгляд, было бы вполне оправданным. Во-первых, там сильный преподавательский состав, а во-вторых, с февраля нынешнего года в стенах вуза открыт кабинет истории и культуры Израиля.
***
Уфимская Митрополия считает очень важным такое начинание, как сотрудничество светского вуза и традиционной религиозной конфессии. Особую актуальность это приобретает в связи с введением в школах предмета "Основы религиозных культур и светской этики". Уфимская Митрополия, уже имеющая вековые традиции православного образования именно здесь, на земле Башкортостана, также готова к подобного рода сотрудничеству и имеет соответствующих специалистов.
Если бы исламские и православные религиоведы, теологи, педагоги стали работать вместе в направлении религиозного просвещения на базе светского вуза, то для республики это было бы важным шагом в борьбе с религиозной нетерпимостью, экстремизмом и сектантством.



Подготовила
Светлана ШИРОКОВА.
НА СНИМКАХ: во время конференций "Идеалы и ценности ислама...", кстати, за кафедрой - Валерий Хазиев.
Фото Дмитрия ХОВАНСКОГО.


КСТАТИ...
Во вторник, 27 ноября, в БГПУ состоится встреча ректора вуза Раиля Асадуллина с представителями средств массовой информации, на которой планируется обсудить вопросы взаимодействия масс-медиа с Научно-исследовательским центром содействия развитию мусульманского образования. Разговор, в частности, пойдет о необходимости борьбы с религиозным экстремизмом и искажениями ценностей ислама.

Вернуться назад