Главная > Вечерняя УХА > Урча, летела лодочка…

Урча, летела лодочка…


10-07-2020.
Урча, летела лодочка…

В прошлом выпуске нашей рыбацкой странички лодочка «плыла, качаясь». Потому что речь шла о старых добрых гребных плавсредствах. Читатель уже догадался, что сегодня мы будем говорить о надувных моторных маломерных судах, получивших широкую популярность у рыболовов.

Да, сегодня уже не увидишь на реке стоянку с десятками «Казанок», «Прогрессов». Металлические лодки остались в основном у тех, кто живет на берегу и имеет возможность парковать посудину возле своего причала. Огромная же армия рыболовов перешла на надувные плавсредства, которые можно, сложив, привезти на берег в багажнике автомобиля. Да и моторы сегодня – не чета прожорливым «Вихрям» да «Нептунам». Я помню, как собирался на Павловку своим ходом на моторке мой дядя, заядлый спиннингист. В его «Казанке» стояли несколько двадцатилитровых канистр с бензином! Современные движки «кушают» мало: расход у того же десятисильного «Меркурия» не превышает пяти литров в час. А летит лодка под таким мотором – о-го-го!
Но прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, давайте остановимся на правовой стороне вопроса. Какие маломерные суда требуют обязательной регистрации в Государственной инспекции маломерных судов? Закон четко гласит: государственной регистрации не подлежат суда массой до 200 килограммов. Здесь требуется уточнение. Некоторые полагают, что речь идет о паспортной массе самой лодки. Нет, имеется в виду полностью снаряженное плавсредство – с мотором и необходимым оборудованием. Имея лодку из ПВХ, уложиться в этот стандарт несложно. Пусть лодка весит порядка шестидесяти килограммов, а мотор под тридцать. Вот и получится даже меньше ста.
А в каком случае необходимо иметь права на управление плавсредством? И здесь закон абсолютно четок: если мощность двигателя не превышает 10 лошадиных сил, то права иметь необязательно. Некоторые мои друзья-рыбаки, моторные лодки которых за глаза укладываются в разрешенные вес и лошадиные силы, все же отучились и получили права. Такое ответственное отношение заслуживает, конечно, всяческой похвалы. Да и стыдно не знать, например, что означают цвета тех же бакенных фонарей…
Я бы подразделил надувные моторные лодки на две большие группы – скоростные, способные выходить на глиссирование, и тихоходные, передвигающиеся в так называемом водоизмещающем режиме, то есть со скоростью не более 12-15 километров в час. Такие плавсредства рыбаки условно выделяют в категорию «чтобы просто не грести». Подобный комплект весьма компактен: как правило, используется обычная надувная лодка с фанерным складным полом, подвесным транцем и моторчиком в 2.5 или 3.3 лошадиные силы. Понятно, что на такой посудине не «порысачишь», но зато очень удобно, экономя время на утренней зорьке, добраться до заветного местечка на противоположном берегу Белой. Все одно быстрее, чем грести веслами. А маломощные двигатели «кушают» от силы литр топливной смеси в час. Залил бак, взял на запас горючки в полуторалитровой пластиковой бутылке – и катайся весь день!
Моторные суда с двигателем от 5 лошадиных сил уже позволяют передвигаться на иных скоростях, выходя на глиссирование. Если вспомнить, что условно одна лошадиная сила мотора выводит на режим глисса 25-30 килограммов массы (лодка плюс мотор, пассажиры, снасти), то нетрудно подсчитать: «пятерка» выведет в режим глиссирования около 150 килограммов. По крайней мере мои друзья, мужички далеко не хлипкого сложения, на трехметровых лодках с подобным двигателем летают по реке, как на мотоциклах.
Очень многие начинают осваивать скоростное передвижение по реке именно с моторами в пять «лошадей», но со временем, войдя во вкус, большинство переходит на движки помощнее. Как мы уже говорили, особо популярны здесь моторы до 10 лошадиных сил, укладывающиеся в норму, позволяющую не иметь права на управление. Некоторые лукавят, подменивая кожух двигателя, на котором указана допустимая цифра, например, «9.9» вместо «15», некоторые колдуют над карбюратором, увеличивая фактическую мощность своей «десятки» до тех же пятнадцати. Но мы ведь с вами законопослушные рыболовы, не так ли?
Моторы бывают двух- и четырехтактные. Четырехтактные тише в работе, экологичнее, но и дороже. Среди рыболовов распространены двухтактники.
Лодок под мотор сегодня выпускается великое множество. В одной только Уфе несколько фирм выпускают плавсредства весьма достойного качества. На что следует обратить внимание? Есть такой параметр, как толщина материала. Но она не указывается в миллиметрах. В описании той или иной лодки вы увидите вес квадратного метра материала. Это может быть восемьсот граммов на квадратный метр, а то и вся тысяча. Изготовители любят подчеркивать в рекламе «прочность и толщину» используемого поливинилхлорида. Я бы особого внимания на это обращать не стал. Ибо еще не встречал собрата по увлечению, который сокрушался бы, что купил лодку с «восьмисоткой», и та не особо прочная, а надо было, мол, взять «тысячу». Реклама, реклама… Кто-то подчеркивает, что изготавливаемые ими лодки имеют сварные, а не клееные швы. Ну и что? Знаю я фирмы, у которых клееные швы будут попрочнее сварных иных горе-мастеров…
В просторах интернета не умолкает спор: какие лодки лучше – с жестким полом (состоящим из деревянных пайолов), или лодки с надувным дном низкого давления? Мне это напоминает другой извечный спор, из иной области, но столь же бестолковый: какие автомобильные двигатели лучше – дизельные или бензиновые?
У этих двух видов плавсредств, конечно, есть свои достоинства и недостатки. Жесткий пол – это удобно и вообще замечательно. Стоишь в такой лодке уверенно, как на твердом деревянном полу. Но… Как же муторно каждый раз возиться со сборкой этих самых пайолов, особенно в промозглую осеннюю погоду! Справедливости ради отмечу: есть изготовители, которые сумели избежать этого недостатка благодаря особой форме пайолов (по известным причинам называть конкретные фирмы не буду). В одном рекламном ролике хрупкая девушка играючи, за считанные минуты собирает такой пол. Лукавство? Оказалось, нет. Мой знакомый купил такую лодку и теперь так же играючи приводит в «боеготовность» свою посудину.
Лодки с надувным дном под мощный мотор появились сравнительно недавно и стали весьма популярны. Главное достоинство их понятно: никакой возни с пайолами, которых просто нет. Включил насос – и попивай чаек. Но недостатки вытекают именно из достоинств. Стоя забрасывать спиннинг на такой посудине можно, но чувствуешь себя все равно не так уверенно и надежно. Подобная лодка упаковывается в один чехол, так как отдельного пола у нее нет. Баул получается тяжелый. Обсуждая ту или иную конструкцию, многие отмечают, что деревянный пол безопаснее. Мол, его не проткнешь случайно ножиком. Повторю то, что уже писал в предыдущем, посвященном лодкам, материале: за десятилетия никто из моих друзей еще не проткнул случайно надувной пол, будь это гребная или моторная лодка.
Лодка с надувным дном мягче идет по волнам, вы не почувствуете таких барабанных ударов, как на лодке пайольной. Она легче выходит в режим глиссирования. Но лодки с надувным дном дороже, чем привычные, с деревянным или алюминиевым полом. Выбирать вам. Ни в коем случае не склоняясь к той или иной конструкции, просто замечу, что несколько моих знакомых сменили свои пайольные лодки на лодки с надувным дном, и они очень довольны… Как, впрочем, доволен и тот приятель, который стал обладателем лодки с легко собирающимся пайольным дном…
Одним словом, решать вам.

Вячеслав НИКОЛАЕВ.

Вернуться назад