Главная > ПРОИСШЕСТВИЯ > Лекарство... от кошелька

Лекарство... от кошелька


21-08-2020.
Лекарство... от кошелька

«Коронавирусный» кризис, как и любой период нестабильности, стал причиной очередного расцвета мошенничества. Остап Бендер завистливо вздыхает: к его четыремстам относительно «честным» способам отъема денег добавились десятки других. Больше всего они процветают на бескрайних просторах телефонии и интернета…

Почему они появились именно сейчас? Тому есть три причины, две из которых объективные и, по идее, должны послужить нам во благо. Первая – это длительный период самоизоляции и дистанционной работы через интернет. Вторая – это целая группа мер государственной поддержки населения и бизнеса.
Первая причина резко расширила «ареал воздействия»: постоянными гостями Сети стали практически все дее-
способные граждане. Вторая причина кроется в слабом понимании - кому, что, когда, сколько, какие льготы положены. Третья тоже понятна: мошенники всегда играют на чувствах страха, неуверенности и незнании своих потенциальных жертв.
Предложенные и реализуемые правительством страны и республики меры поддержки обширны и разнообразны - от материнского капитала, пенсий, лекарств и ипотеки до налоговых льгот, проверок и моратория на банкротства. Именно слабое знание механизмов и форм такой помощи дает возможность аферистам играть на этой струне.
Чем больше таких программ или льгот, тем сильнее мы в них путаемся, забывая предельно простое правило: реальная, официальная и гарантированно честная информация - только на сайтах государственных органов или защищенных порталах банков!
Вот прямо сейчас, не отрываясь от текста, проверьте сами себя: что я знаю о мерах поддержки? Мне что-то положено? Или нет? Если да - кем, когда и как? Проверили? Осознали глубину своих познаний? Тогда возвращаемся к телефонам, айфонам и иным гаджетам.
Самая распространенная сейчас форма вымогательства укладывается в следующую схему диалога:
«Вас беспокоят из банка N (Пенсионного фонда, Минтруда, Роспотребнадзора, Минздрава, Соцстраха — нужное подчеркнуть). Правительство требует ускорить реализацию льготных программ, а положенный вам платеж второй день не проходит. Давайте проверим данные вашей карты. Какой номер на лицевой стороне?
...
Да, правильно! Проверьте срок действия – он тоже на лицевой стороне.

Да, правильно! На обороте контрольные знаки (цифры) какие?

Странно – все правильно. А деньги к вам так и не пришли? Не может быть! Значит, необходимо провести более точную идентификацию!».
Далее следуют «проверка пин-кода» либо контрольного слова или дополнительные вопросы, которые сводятся к полной информации о вашей карте, личном кабинете, паролях на сайте банка, других персональных данных. Еще «круче», когда разговор начинают с имени-отчества.
Знакомо? Полагаю, что да. Последние данные банковской аналитики показали, что мошенническим атакам за период с мая по июль подверглись не менее 56 процентов сограждан, а еще 20 процентов «затруднились ответить».
Весьма показательный факт: если до «эпохи коронавируса» жертвами мошенников в 70 случаях из 100 становились пожилые граждане, то сейчас процент пострадавших почти идентичен для всех возрастных групп. За исключением «бэби-категории»: там удалось обмануть только 2 процента. Да и то потому, что даже продвинутые интернет-малыши не понимают, чего от них хотят телефонные дяди и тети, а мамина или папина карта оказалась вне досягаемости.
По данным свежего опроса «Лаборатории Касперского», в 42 процентах случаев мошенники абсолютно правильно называли имя, фамилию и отчество того, кому звонили. Наиболее распространенными легендами были необходимость подтвердить данные карты (72 процента) и сообщение о блокировке карты (58 процентов). Звонки поступают в основном в рабочее время: с понедельника по четверг, с 11 до 18 часов.
Мошенники не просто красиво сыплют словами про льготы и уверенно называют госструктуры или учреждения. «Пулеметный» темп речи и умело поставленные вопросы не дают вам времени что-то сообразить: искусство НЛП (нейролингвистического программирования) достигает у аферистов таких высот, что иной раз на удочку ловят даже банкиров. Девушка или парень на той стороне трубки – это лишь натренированные попугаи-ретрансляторы: тексты для них готовят профессионалы!
Оставим пока в стороне вопрос, как и где они добывают телефонные базы данных, чаще с адресом и фамилией, именем, отчеством гражданина. Зададимся другим: почему мы так легковерны? Даже если забыть о пандемии, телефонные атаки на наши кошельки начались не вчера и, к сожалению, закончатся не завтра.
Недаром буквально через месяц после начала массовой самоизоляции шквал мошеннических атак вызвал активное противодействие не только банковской сферы, но и государственных органов. Практически одновременно специальные памятки противодействия телефонному и интернет-хулиганству подготовили и разместили на своих ресурсах не только «Сбербанк», «Россельзхозбанк», «ДОМ.РФ», «Уралсиб», «Открытие» и ряд других. Этой же проблемой активно занимаются Роспотребнадзор, Пенсионный фонд и Минздрав.
Проблема лишь в том, что мы полезные сведения не читаем (или просто не знаем?). Как следствие, не соблюдаем и верим… жуликам! Многие из нас по-прежнему не могут распознать злоумышленников и лишаются денег, попадаясь на удочку простейших схем. Любая из них состоит из вопросов, нацеленных на получение от нас личной информации.
Сотрудник финансовой организации никогда не будет задавать вам вопросы по карте: банк располагал всеми данными еще на стадии заключения договора. Иной раз там знают о вас больше, чем вы можете вспомнить во время «атакующего» разговора. То же самое касается и звонков из якобы госструктур. В любом случае лучше закончить разговор и, в случае сомнений, перезвонить на официальный номер своего банка или в контактный центр госучреждения.
В полной мере все сказанное относится и к сектору интернет-мошенничества. Телефонное вымогательство цвело и до пандемии, а сейчас вектор явно смещается в сторону офисных компьютеров и домашних ноутбуков. Но это уже тема другого разговора.

Дмитрий РУДЗИТ,
руководитель пресс-службы Ассоциации кредитных и финансовых организаций РБ.

Вернуться назад