Главная > ПРОИСШЕСТВИЯ > Звонят «из банка»? Прекратите разговор!

Звонят «из банка»? Прекратите разговор!


8-09-2020.
Звонят «из банка»? Прекратите разговор!

За семь месяцев в республике дистанционным путем совершено более 3,5 тысячи мошенничеств, в том числе с помощью мобильной связи свыше 1,5 тысячи, а с использованием интернета – около 2 тысяч, сообщили на пресс-конференции в МВД по Республике Башкортостан.

…Практически каждый день на мой телефон поступают звонки с неизвестных номеров. По долгу службы прекрасно знаю, чем чреват разговор с незнакомцем, который «работает в службе безопасности банка» или является успешным брокером и предлагает и меня сделать богаче: постоянно приходится готовить к печати информацию о том, как доверчивые сограждане дарят виртуальным мошенникам десятки, сотни тысяч, а то и миллионы… Казалось бы, только глухой не слышал о злоумышленниках, которые легко войдут в доверие, а затем очистят вашу кредитную карточку. Но – парадокс: несмотря на обилие подобной криминальной хроники, сегодня наблюдается серьезный рост такого рода мошенничеств.
Анализ, проведенный МВД по Республике Башкортостан, показывает, что рост числа дистанционных преступлений, мошенничеств, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в значительной степени обусловлен низким уровнем правовой и финансовой грамотности граждан. У многих до настоящего времени не сформировались навыки обращения с банковскими картами, понимание о необходимости сохранения в тайне их реквизитов, пин- и идентификационных кодов. Об этом заявил заместитель министра внутренних дел — начальник Главного следственного управления МВД по РБ генерал-майор Олег Олейник на пресс-конференции, посвященной этой проблеме. По его словам, как правило, информацию о виртуальных мошенничествах многие люди пропускают мимо ушей, считая, что их это не коснется. Однако статистика неумолима. Несмотря на усилия полиции, которая совместно со СМИ постоянно ведет профилактическую работу по предупреждению мошенничеств, в республике наблюдается рост подобных преступлений. С начала года число общеуголовных мошенничеств увеличилось на 33 процента и составило более 4300 случаев. Из них дистанционным способом было совершено 3500 преступлений.
Как отметил Олег Олейник, практически все пострадавшие знали, что нельзя передавать третьим лицам свои персональные данные. Тем не менее, когда им звонили неизвестные и предлагали заработать на бирже, принять участие в розыгрыше банковских призов или пугали несанкционированным списанием денег со счета, они напрочь забывали об элементарных правилах безопасности и выполняли все «советы» мошенников. В итоге жертвы перечисляли аферистам огромные суммы. А затем, словно очнувшись, бежали с заявлением в полицию.
- В последнее время в республике выросло количество дистанционных мошенничеств, а также стали регистрироваться их новые виды. С развитием технологий, интернета, сотовой связи методы и схемы, по которым преступники выкачивают из людей деньги, претерпели значительные изменения. Именно поэтому хотелось бы, чтобы региональные журналисты после сегодняшней пресс-конференции стали еще больше и чаще освещать случаи подобных мошенничеств. Граждане должны знать, какая опасность для их сбережений может таиться за обычным звонком от лже-сотрудников финансовых организаций, - отметил Олег Витальевич.
Зачастую от действий мошенников страдают люди преклонного возраста. Хотя и более молодые тоже попадаются на уловки злоумышленников. Схемы обмана постоянно меняются, но их цель всегда одна – незаконное присвоение денежных сбережений. Поэтому заместитель министра предложил совместными усилиями СМИ, общественности, пользователей соцсетей «сделать так, чтобы правила безопасности звучали буквально из каждого чайника. Может, тогда население усвоит их раз и навсегда».
Особенно обидно, когда пенсионеры перечисляют последние сбережения на счета преступников. Важно, чтобы жители республики предупреждали своих пожилых родственников об опасности.
Основную долю (около 70 процентов) в общем количестве зарегистрированных фактов виртуальных мошенничеств занимают способы с использованием методов социальной инженерии при общении по каналам мобильной или интернет-связи.
К примеру, работают под видом сотрудников банков. Злоумышленники с использованием SIP-телефонии в ходе разговора с потерпевшими называют им их персональные данные, имитируя работу колл-центра банковского учреждения и используя терминологию сотрудников банков, вводят в заблуждение о якобы несанкционированном списании денег с банковской карты или оформлении кредитов; затем предлагают перевести деньги на «безопасный» счет преступников, либо сообщить реквизиты банковской карты или коды подтверждения банковских операций. Вот лишь пара примеров. В Отдел полиции по Советскому району обратился 34-летний уфимец: с его банковского счета списали более 250 тысяч рублей. Все произошло после звонка от неизвестного абонента. Звонивший представился сотрудником службы безопасности банка и сообщил о том, что с банковского счета уфимца якобы пытаются списать денежные средства. Для того чтобы предотвратить несанкционированные операции, «сотрудник службы безопасности банка» попросил продиктовать реквизиты карты, а также коды из смс-сообщений. После чего, имея все необходимые данные, злоумышленники списали чужие деньги.
Большие потери понесла и 45-летняя жительница поселка Новые Черкассы. После звонка мошенников она обнаружила, что на нее оформили кредит на сумму более 400 тысяч рублей. Неизвестный абонент также представлялся сотрудником службы безопасности банка. Он сообщил, что по счетам женщины хотят провести несанкционированные операции, и предложил скачать приложение на сотовый телефон. Данная программа позволяет дистанционно управлять чужими гаджетами.
По фактам хищения денежных средств со счетов банковских карт (ст. 158 ч.3 п. «г») за 7 месяцев в республике зарегистрировано более 2700 краж указанного вида.
В правоохранительных органах считают, что в этом направлении нужно усилить превентивную работу, для чего представители МВД на совещании с банками предложили изменить дизайн дебетовых и кредитных карт. В одном из вариантов предполагается расположить рядом с трехзначным кодом на оборотной стороне надпись STOP. Олег Олейник подчеркнул, что, как правило, сами потерпевшие предоставляют мошенникам конфиденциальную информацию и переводят деньги.
«На самом деле никогда работники банка, службы безопасности не будут звонить гражданам и говорить, что по их картам проводятся какие-то финансовые операции. Как только раздается звонок и на другом конце провода говорят, что это представитель службы безопасности, сразу должно стать ясно, что это мошенник», — заключил Олег Витальевич.
Сегодня среди наиболее распространенных видов дистанционных преступлений - и объявления в интернете о покупке или продаже товаров по низкой цене. При этом мошенники используют программы подмены номеров телефонов и поддельные интернет-площадки. Кроме того, в нынешнем году в два раза увеличилось количество мошенничеств с использованием фальшивых сайтов различных почтовых сервисов.
…60-летняя жительница Белорецка лишилась более 500 тысяч рублей при покупке авиабилета – деньги списались с карточки.
После случившегося женщина обратилась в полицию и рассказала, что покупала билет для своей дочери через интернет-сайт. Общая сумма покупки должна была составить около 40 тысяч рублей. Зайдя на сайт, она ввела все свои данные и номер банковской карты, но смс о списании денег не пришло. После этого горожанка решила проверить средства через личный кабинет. Когда она туда зашла, то обнаружила, что списались все деньги.
Полицейские выяснили, что женщина заказывала билет через сайт-«двойник» и попалась на уловку аферистов. По данному факту возбуждено уголовное дело.
- Несмотря на заметный рост, полицейские фиксируют все дистанционные преступления и подробно разбираются с каждым, - сообщил врио начальника Отдела по раскрытию мошенничеств общеуголовной направленности и хищений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Управления уголовного розыска МВД по РБ подполковник полиции Марат Гузаиров.
Он порекомендовал гражданам записывать подобные телефонные разговоры и передавать записи правоохранительным органам. Идентификация голосов аферистов может стать хорошей подмогой для оперативников, занимающихся расследованиями подобных преступлений. Кроме того, по мнению Гузаирова, общественности не хватает сплоченности в противодействии дистанционным жуликам. Если бы люди делились информацией в соцсетях, создавали группы, где рассказывали бы о случаях обмана, которые им стали известны, это помогло бы остальным пользователям интернета избежать мошеннических ловушек. Также Марат Гузаиров предложил заинтересовать молодежь, владеющую айти-технологиями, стать волонтерами по наведению порядка в интернете.
В завершение встречи полицейские в очередной раз напомнили: прежде чем совершить какую-либо финансовую операцию, необходимо все тщательно обдумать, а лучше всего посоветоваться с кем-то из близких или знакомых людей. Но если вы все-таки стали жертвами мошенников, незамедлительно обращайтесь в ближайший отдел полиции.

Сергей ОСАДЧИЙ.

Вернуться назад