$ - 92.5058
€ - 98.9118

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Профессионалы

Нет тайн у «королевы» от него…


Пригласив в редакцию Анувара Агеева не одного, а вместе с коллегами по легкоатлетическому цеху, известными наставниками Александром Журавлевым и Геннадием Кутузовым, я не ошибся. Предвидел: из скромного и неразговорчивого Агеева много не вытянешь, разве что биографию. А вот его коллеги добавили несколько весьма ярких штрихов в портрет человека, чей тренерский стаж на минувшей неделе перешагнул за полвека! Всего же легкой атлетике отличник физической культуры и спорта Российской Федерации, заслуженный тренер Российской Федерации, заслуженный работник физической культуры Республики Башкортостан, судья всероссийской категории Анувар Габдуллович Агеев посвятил шестьдесят лет жизни.

Нет тайн у «королевы» от него…

Парадокс: знаю Агеева около сорока лет – а ведь не могу сказать, что… знаю его. На мой взгляд, человек он весьма закрытый. На рубеже восьмидесятых годов прошлого века нам, студентам-легкоатлетам, конечно, были знакомы известные тренеры республики. В моем восприятии Анувар Агеев всегда был чрезвычайно собран, строг, скрупулезен и педантичен. Неулыбчив. Много лет спустя, когда мы все больше встречались в неформальной обстановке, он остался для меня таким же. Но не могли не восхитить его фантастическая память и скрупулезность, возведенная не в квадрат – в куб! Слушая эмоциональные воспоминания тренеров о том или ином соревновании двадцатилетней давности – слушая отрешенно, словно думая о чем-то своем, - он вдруг, слегка иронично улыбнувшись, поправлял: «Да нет. Он там на сотке показал результат не десять и восемь, а десять и шесть…»
Он – из поколения послевоенных пацанов. Которых родители за ручку на тренировки не водили, и взрослели они очень рано, становясь первым помощником матери. Родился в Коми АССР, в поселке Ижма, но отец с матерью были родом из наших мест, из Дюртюлинского района, татары (и имя сыну записали на татарский лад – Анувар). А поездить по стране пришлось им из-за профессии отца, железнодорожника. В итоге в сорок девятом семья вернулась в родные края, отец стал бригадиром железнодорожной бригады. «Жили в бараке, на Воронках, дом стоял в двенадцати метрах от рельсов. А за сутки мимо проходило триста двадцать поездов, - улыбается Анувар Габдуллович, - так что, если приезжали родственники, им в первые ночи о сне можно было забыть». Сестры ходили в школу за пять километров пешком. Анувара же отдали в маленькую школу-интернат в Тавтиманово, откуда мальчишка приезжал домой только на выходные.
Отец умер, когда мальчику было девять лет. Надо ли говорить о трудностях, выпавших на долю матери и детей, если вспомнить, что на Воронках, например, даже электричества не было вплоть до 1958 года!
Потом была уфимская школа №3 на Пермской, куда парень ежедневно ездил на электричке, затем – железнодорожная школа-восьмилетка №4, а завершил учебу в той же 3-й, но которая уже носила номер 95-й.
Когда появилась у будущего тренера первая увлеченность физкультурой, спортом? «В железнодорожной школе, - вспоминает он. – Многое ведь тут зависит от личности преподавателя. Мне повезло: в нашей школе учителем физкультуры был Сергей Михайлович Лифанов – талантливый педагог и тренер. Помню, уроки проходили на маленьком стадиончике в парке Якутова. Круг – триста тридцать три метра. В памяти и первый старт на шестидесятиметровой дистанции. Володя Иванов пробежал за девять и три десятых. Я – за девять и четыре. Никаких шиповок у нас, конечно, не было. Бегали в резиновых тапочках. Надо полагать, подавал надежды, если меня вскорости привели на стадион «Труд», в спортшколу, где я начал тренироваться у Евгения Дмитриевича Гаврилова. А тренеры там были от Бога! Баскетболистов-парней тренировал Юрий Трифонов, девушек – Стас Быковский. Гимнастику вел Виктор Некрасов… Я любил, конечно, и лыжи, и баскетбол - очень хотел заниматься у Трифонова. Но, видно, судьбой стала легкая атлетика…»
Агеева природа не обделила. Не обладая гренадерской внешностью, он при собственном весе в 68 килограммов приседал со штангой на плечах весом в 150 кило, а одной рукой толкал вес в 65 кг. Плюс к этому отличная координация, прыгучесть – и вот парень уже одинаково здорово выступает и в спринте, и в прыжках в длину, высоту, тройным… Становится чемпионом Башкирии сразу в нескольких дисциплинах.
В дополнение ко всему этому молодой спортсмен оказался активным общественником. В школе три года был секретарем комскомитета, а позже в нефтяном институте его сразу избрали членом бюро комитета комсомола. Казалось бы, замечательное начало карьеры весьма крупного руководителя или чиновника. Но наш герой оказался далек от подобных помыслов. Отучившись два курса, оставил институт: «Не мое…» Конечно, не хотели отпускать, не отдавали документы. Но парень был непреклонен…
Что было дальше? Конечно, любимая легкая атлетика. Устроился на завод слесарем. И - самозабвенно тренировался. Сегодня он с благодарностью вспоминает своих наставников, среди которых был корифей башкирской легкой атлетики Александр Федорович Мешков, занятия у него стали бесценны для молодого спортсмена.
А затем состоялась знаковая встреча с Сергеем Михайловичем Лифановым, уже директором ДЮСШ №2, который и пригласил своего бывшего ученика на должность тренера. Так 10 октября 1969 года королева спорта стала профессией Анувара Агеева.
Отслужив срочную, продолжил работу уже в качестве заместителя директора ДЮСШ №4, ДЮСШ №2, директором спортивной школы Башкирского областного совета ДСО «Спартак», заведующим учебно-спортивным отделом Башоблсовета ДСО «Спартак», начальником Управления летних видов спорта Башкирского Совета Всероссийского добровольного физкультурного общества профсоюзов. Окончил Государственный институт физической культуры имени П.Ф.Лесгафта в Ленинграде.
И вот он занимает высшую должность в легкоатлетической иерархии республики – становится Государственным тренером сборной команды СССР по Республике Башкортостан. Читай, отвечающим за все положение дел в легкой атлетике региона. Должность сама по себе сверхответственная. И не забудем, читатель, что легкая атлетика в Башкортостане успешно развивалась и развивается по сей день не благодаря, а вопреки. К сожалению, Уфа и сегодня остается городом-миллионником, не имеющим легкоатлетического манежа. И держится королева спорта на таких, как Анувар Агеев.
Когда я попросил высказаться о своем коллеге Геннадия Кутузова и Александра Журавлева, то они подчеркнули две яркие ипостаси нашего героя. Геннадий Николаевич, в свое время занимавший пост председателя городского спорткомитета, отметил большой организаторский талант Агеева: «Он тридцать пять раз был главным судьей республиканской легкоатлетической эстафеты, более двадцати раз – марафона. Я же выполнял обязанности секретаря. И знаешь, он умеет и организовать любое соревнование на высшем уровне, и на высшем же уровне провести. Спокойно и профессионально». Я поинтересовался у Анувара Габдулловича, какой турнир ему было провести сложнее всего. «Чемпионат России по марафону, который состоялся у нас на набережной Белой. Много чего надо было и обеспечить, и учесть. Были и форс-мажорные моменты, о которых сейчас вспоминаешь с улыбкой, а тогда было не до смеха. Непросто было организовать и первый Кросс наций в 2004 году. Помню, за сентябрь шесть раз слетал в Москву». Я задал Журавлеву и Кутузову, может, неожиданный вопрос: был ли случай, когда главный судья Агеев на кого-нибудь сорвался, накричал? Ответ был единодушным: нет! Комментируя это, Анувар Габдуллович изрек фразу, которая, я думаю, является и его жизненным кредо: «Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя терять свое лицо».
Если Кутузов меня не удивил, рассказав об организаторском таланте нашего героя, то Александр Журавлев открыл мне Агеева с неожиданной стороны. «Вот ты его знаешь как очень спокойного и сдержанного человека. Это действительно так. Но если бы ты видел его занятия! Он преображается! Он достучится до сердца любого. Его занятие – это зрелище. Это мастер-класс талантливого педагога. Он спец высшей категории в легкой атлетике. Здесь для него секретов нет, он не просто специалист и педагог, он еще и тонкий психолог. У таких тренеров и рождаются чемпионы. А еще… Он очень порядочный человек и надежный друг. И в том, что в республиканском легкоатлетическом тренерском цехе хорошая, доброжелательная и рабочая атмосфера – во многом и заслуга Агеева».
Иметь талантливых учеников-чемпионов приятно. Вдвойне приятно иметь чемпионов благодарных. Именно таков, например, заслуженный мастер спорта России по бобслею, серебряный призер Олимпиады в Турине Алексей Селиверстов, из уст которого я неоднократно слышал слова признательности человеку, благодаря которому он состоялся как спортсмен. «В те годы мы формировали спортивные классы. Вот в 22-й школе я и набрал из четырех параллелей один легкоатлетический класс. В него десятилетний Алексей и попал. А уж с годами судьба талантливого парня повернулась в сторону бобслея…»
Среди воспитанных Агеевым чемпионов – и мастер спорта России международного класса Рамиля Бурангулова, входившая в свое время в топ сильнейших легкоатлеток мира. Первым ее тренером была Мария Огородникова. Затем она занималась у Владимира Иванова. После трагической гибели Иванова в автоаварии Рамиля сама попросилась к Агееву. И, как показывает хроника ее успехов и побед, с выбором не ошиблась.
А теперь вопрос к читателям. Сможете угадать, в ответ на какой вопрос Агеев оживился и буквально стал диктовать, заглядывая в мои записи и следя, чтобы я чего-нибудь не пропустил? Когда речь зашла, конечно, не о нем. Я спросил о состоянии сегодняшнего тренерского цеха королевы спорта: есть ли талантливые наставники? «Есть! Из ветеранов назову Бориса Афанасьева, Геннадия Алексеева, Виктора Арефьева, Евгения и Татьяну Сенченко, Николая Ковальского, Сергея Суханова, Валентину Иванову, Петра Буйлова… Из молодых наставников выделю Арсена и Гульнару Киреевых, Алексея Иванова, Лиану Габдуллину, Андрея Хомутова, Татьяну Мельчакову, Рустема Гянджаева, Евгению Жукову, Валерия Султанова, Алексея Шалопина…»
Я задал Агееву вопрос: какое условие, кроме физических данных, необходимо человеку, чтобы стать чемпионом на самом высоком уровне? «Быть личностью. Серости в спорте не добиваются ничего. Я общался с такими звездами, как Болотников, Брумель. Это умнейшие люди! Личности! Порой у личности и характер не сахар. Но он не серость. Это главное».
Сегодня Агеев по-прежнему занимается любимым делом – пестует юных легкоатлетов. Бывшие воспитанники приводят в секцию детей, внуков. Да и свои внук с внучкой уже юные легкоатлеты. «Вижу, есть среди занимающихся одаренные дети, есть будущие чемпионы», - улыбается он. Детям же, думаю, и невдомек, к какому мэтру в ученики они попали. Им просто очень нравится ходить на интересные занятия к этому тренеру. Человеку очень спокойному, терпеливому и скромному. Человеку, имя которого наряду с именами чемпионов вписано золотыми буквами в историю башкирской легкой атлетики…
Вячеслав ГОЛОВ.
Фото автора.

Дата создание новости 18-10-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 2 963     Номер: 75(13359)     Версия для печати

23 апреля 2024 г. №28(13772)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.