$ - 92.5919
€ - 100.2704

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

ИСТОРИЧЕСКОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ

По Англии без гида и переводчика. «Белое - венчальное, чёрное - печальное...»: традиции и церковь


По Англии без гида и переводчика.  «Белое - венчальное, чёрное - печальное...»: традиции и церковь

Дорогие читатели, на страницах "Вечёрки" мы продолжаем начатое в минувшем году увлекательное виртуальное путешествие в прошлое и настоящее культуры Великобритании. Сегодня поговорим о традициях, ритуалах и их атрибутах, кажущихся незыблемыми и устоявшимися уже очень давно. Однако если приглядеться...

Marriage (свадьба)


Сама процедура бракосочетания с взаимным согласием мужчины и женщины, а также отношение к цветам церемониальных одеяний и чувствам, которые они призваны отразить, сложились не так давно.
Любимый богословами Средневековья античный философ Аристотель изрек на века, что, в сущности, "женщина - это обезображенный мужчина". Богословы добавили, что женщина - источник грехопадения и всех бед мужчины. Однако Господь заповедовал человеку в земной жизни плодиться и размножаться, а, значит, разрешил союз полов в виде брака и семьи. Посему - церковный брак, совершаемый священником в виде соединения рук супругов в храмовом помещении, появился уже в VI веке. Но в Англии, да и континентальной Европе, он долгое время был не единственной формой создания семьи. Не случайно христианство много лет боролось с языческими традициями брака, объявив их тайным сговором.
Древнейший свадебный обряд скреплял не благословлённый небесами союз молодых, а кровную связь родственных домохозяйств. Главная роль в заключении такого брака отводилась не жениху и невесте, а родителям и родственникам. Поэтому главным в нем был сговор родни об имущественных условиях жизни будущих супругов и семьи. Это отражал и языческий обряд празднования бракосочетания: обсыпание или бросание в лица молодым зерна, опилок, снега, а позднее - бумажных кусочков, известных нам как "конфетти". Такое "одаривание" молодоженов по возвращении из церкви домой, с громогласными пожеланиями богатства и изобилия, сохранилось и до наших дней. В 1220 году суровый Даремский собор духовенства Англии запретил сопровождать обряд бракосочетания хохотом и непристойностями, отмечать это событие в таверне или прилюдным пьянством и пирушкой. Кроме того, запрещалось мужчинам, надевая на руку женщине пустяшное кольцо, вводить ее в заблуждение относительно уз брака. Само бракосочетание было объявлено церковным таинством, совершаемым священником в присутствии трех свидетелей.
С точки же зрения простонародья всё, в сущности, осталось по-прежнему: для скрепления уз домохозяйств должен был служить брак по старинке, но никак не таинство в храме. В течение всего Средневековья английская церковь боролась и, пожалуй, безуспешно с тайными браками, сталкиваясь попутно даже со случаями двоеженства. Нарушителей христианской морали наказывали, как правило, побоями, трижды проводя их вокруг здания прихода. Чаще всего такому бесчестию подвергались упорствующие, как мы сказали бы, "любовники". А с точки зрения обывателей средневековой Англии - супруги из параллельного брака, оформленного вне церкви. Даже отлучение от церкви в епископском суде иногда не могло вернуть нарушителя в законную семью.
Да что там традиции, если даже светское право допускало внебрачные союзы! Такие связи часто возникали в юности и могли сохраняться всю жизнь вплоть до старости. Внецерковное супружество в Средние века не ущемляло престижа женщины. Она могла выйти замуж официально, имея внебрачных детей. Кстати, бастарды, внебрачные дети, не были забитой и лишенной прав частью населения. Основатель могущества Английского королевства Вильгельм Завоеватель до битвы при Гастингсе носил совсем другое прозвище - Вильгельм Незаконнорожденный. И данный факт ничуть не помешал ему стать наследником герцога Нормандии и королем Англии. От внебрачных детей не только не отказывались, но благодаря им устанавливались зачастую столь непонятные для нас семейные отношения. Замужние женщины, имеющие любовника, от которого родили ребенка, могли потребовать своего рода алименты. Так, в суде епископа Рочестерского в 1331 году рассматривалось дело о содержании ребенка, рожденного некой Агнесс от внебрачной связи с Робертом Бейкером. Интересы матери в суде представлял ее законный супруг, получивший в итоге согласие любовника жены выплачивать небольшую сумму в бюджет семьи. Английское право и мораль спокойно относились к внебрачным связям. Им приписывались как раз те качества, которые в наши дни сторонники "узаконенных отношений" относят на счет мужа и жены: самоуважение, благородство, честность, личное достоинство.
С наступлением эпохи Реформации требования церкви и общества к браку ужесточились, что завершилось окончательным торжеством моногамной фамилии. Эти изменения отразились не только на взаимоотношениях внутри семьи, но и на традициях, связанных с ее созданием. Так, к началу XVIII века появляется наряд радости и чистоты - белое платье невесты, а также его цветовая противоположность - горе утраты вдовы в черном платье. Платье невесты до конца XIX века в небогатых семьях было просто нарядным, не обязательно белым. Его могли надевать по торжественным случаям в течение всей жизни.
В браке важной составляющей становится, хотя бы формально, согласие создать семью со стороны молодой пары. В оформлении бракосочетания главной делается публичная церемония венчания в церкви, а не сговор семей. В средневековой Англии почти не было ухаживания до свадьбы. В XVIII-XIX веках после подписания брачного контракта были дозволены романтические отношения, итогом которых становился подарок невесте - обручальное кольцо, не обязательно гладкое, предпочтительнее с камнями. После помолвки обручальное кольцо надевала только новобрачная. До XX века кольцо жениха считалось необязательным. Недостаток общения накануне свадьбы компенсировало "знакомство" молодых во время "медового месяца". Этот обычай раздельного от родительской семьи проживания молодых в течение месяца появился в Англии XVIII века. Вскоре более состоятельные супруги после свадьбы стали уезжать на месяц в свадебное путешествие. Чаще всего новобрачные англичане выбирали целью своего визита
Италию, особенно Венецию. Однако к концу XIX века набрали популярность и "экстремальные" свадебные круизы, например, на север - в Швецию или Норвегию.
Современная свадьба в Великобритании - это прежде всего красивое зрелище, особенно если речь о королевской свадьбе наследников престола. Но на некоторых церемониях можно быть центром внимания и королевой не по крови, а например, Майской королевой.

Mayday (маёвка)

Этот древний языческий праздник, связанный с культом дерева, в Средние века католическая церковь приспособила к
своим обрядам. Майские торжества соотнесли с праздниками Пятидесятницы или Троицы, когда дома и улицы украшают гирляндами из веток и цветов.
На площадях поселений устанавливался Майский столб или дерево, так называемая "майя", которая в Англии могла быть грандиозной высоты - до 20 метров. Вокруг нее водили хороводы и выбирали "Майскую королеву" из числа самых красивых девушек.
Праздник с танцами вокруг майи по сию пору может продолжаться весь месяц, хотя традиционно его кульминация приходится на 1 мая. Ведь Англия - страна особая. Здесь существует сразу несколько майских праздников, и у каждого свои традиции. Например, праздник гирлянд. В графстве Дорсет его празднуют 13 мая, а в Карлстоне (Дербишир) - 29-го. Наконец, праздник Королевского дуба - 29 мая. Его празднуют в память Реставрации короля Карла II с 1661 года. Название торжества отражает легендарный факт, что Карл II однажды спрятался от преследования врагов в дубовых ветвях.
Настоящее возрождение средневековых традиций празднования Майского дерева на Туманном Альбионе произошло в XIX веке. В наши дни его отмечают, устраивая танцы и спортивные соревнования, а майские деревья на непродолжительное время украшают площади большинства поселений современной Англии. В студенческих городках - кампусах - проходят театрализованные танцевальные представления, знаменитые "мавританские" танцы (Morrisdance), которым более 700 лет. Инициатором этих представлений была Элеонора Кастильская, жена английского короля Эдуарда I. На праздниках возможны любые средневековые костюмы и персонажи. Наибольший восторг вызывает появление закутанного в листья и ветки человека. Его называют по-разному: Зеленый Джек, Распорядитель и даже Майский король.
Студенты Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы реконструировали такой веселый майский праздник с бурными хороводами и соревнованиями у майского дерева. Студенческий мир един, поэтому и веселые праздники мы отмечаем вместе, хотя и далеко от пролива Ламанш...
Авторы проекта:
Татьяна ЛЕОНОВА, заведующая Лабораторией
Методологии и методов гуманитарных исследований
БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА,
Николай ЩЕРБАКОВ, члены Лаборатории.
Фото из архива авторов и из открытых источников.


По Англии без гида и переводчика.  «Белое - венчальное, чёрное - печальное...»: традиции и церковь По Англии без гида и переводчика.  «Белое - венчальное, чёрное - печальное...»: традиции и церковь

Дата создание новости 30-01-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 541     Номер: 19(12667)     Версия для печати

26 марта 2024 г. №21(13765)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.