Главная > Эксклюзив > "Он сделал Уфу белокаменной"

"Он сделал Уфу белокаменной"


18-08-2017.
"Он сделал Уфу белокаменной"

Вчера исполнилось бы 90 лет Фариду Рехмукову - выдающемуся зодчему, внесшему значимый вклад в становление башкирской и отечественной архитектуры, одному из создателей современного облика Уфы.

Фарид Измайлович Рехмуков родился 17 августа 1927 года в Астрахани. В 1948 году он успешно закончил Московский архитектурный институт. Некоторое время работал в Москве, затем в 1949 году уехал в Петрозаводск, столицу Карелии. Стал работать в Республиканской проектной конторе "Карелпроект". Поражал всех своей увлеченностью, работоспособностью и исключительной добросовестностью. Через три года он возглавил отдел, куда входили 16 лучших архитекторов Петрозаводска. В 28 лет Фарид Измайлович стал начальником проектной организации. В 1954 году он вступил в Союз архитекторов. В 1954-1956 годы возглавлял правление Карело-Финского отделения Союза архитекторов СССР.
По его проекту был построен павильон Карело-Финской ССР на ВДНХ в Москве - памятник истории и культуры федерального значения. За эту работу Фарид Рехмуков был отмечен большой серебряной медалью ВДНХ.
По свидетельству коллег, в рабочем кабинете Фарида Рехмукова в Петрозаводске стоял кульман, за которым он не только создавал собственные проекты, но и помогал своим коллегам, совершенно не претендуя на соавторство. За годы работы в Карелии снискал всеобщее уважение и авторитет. Когда Фарид Измайлович уезжал в Уфу, весь коллектив "Карелпроекта" пошел колонной на железнодорожный вокзал для проводов своего руководителя.
С 1962 года судьба и творчество Фарида Рехмукова связаны с Уфой. Здесь он стал работать главным архитектором института "Башпроект" (позже - проектный институт "Башкиргражданпроект"), быстро нашел понимание с башкирскими архитекторами и активно подключился к решению градостроительных аспектов проектирования и развития территории Уфы. Это был период бурной застройки, поэтому необходимо было работать на перспективу, учитывая рост населения города.
В 1965 году Фарид Измайлович стал главным архитектором Уфы, с 1986 года - главным архитектором института "Башпромстройпроект". Одновременно в 1965-1986 годы и в 1993-2005 годах он работал главным специалистом Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации Уфы. С 1969 по 1977 год возглавлял Союз архитекторов Башкирской АССР.
Фарид Рехмуков не изменял своим прежни
м привычкам. В его рабочем кабинете всегда стоял кульман, на котором архитектор оперативно вносил изменения в проекты. Современники отмечают высокий профессионализм и работоспособность Фарида Измайловича. Уфа в те годы интенсивно расширялась с использованием индустриальных методов строительства, вырастали новые предприятия, дворцы культуры, школы и больницы, активно строилось жилье. Часто необходимо было немедленно вносить изменения или добавления в проекты. В любое время дня или ночи Фарид Рехмуков был готов выехать на тот или иной объект, принять решение на месте или согласовать проект по телефону. Архитектор часто участвовал в рабочих оперативках и его мнение всегда было авторитетным и непререкаемым.
Двадцать с лишним лет как главный архитектор столицы он стоял у истоков многих объектов, значимых для современной Уфы. Фарид Измайлович большое внимание уделил развитию транспортной сети столицы, по его инициативе заложили будущий проспект Салавата Юлаева.
В 60-е - 70-е годы Фарид Измайлович участвовал в разработке проектов уфимских жилых микрорайонов Солнечный, Лесопарковый, Телецентр, Новиковка, Орджоникидзевский и других. Он является одним из авторов генерального плана Уфы 1971 года. Фарид Рехмуков стал автором архитектурного решения памятника Шагиту Худайбердину работы Тамары Нечаевой и Бориса Фузеева, который украшает прилегающую к Дому печати в Уфе площадь.
За большой вклад в развитие отечественной архитектуры, проектирование современных архитектурных комплексов, зданий и сооружений Фариду Рехмукову в 1974 году было присвоено почетное звание "Заслуженный архитектор РСФСР". Он был награжден орденом "Знак Почета".
Фарид Рехмуков скончался 13 декабря 2005 года на 80-м году жизни, похоронен в Уфе.
Имя архитектора ныне носит улица в уфимском микрорайоне Глумилино в районе улицы Комсомольской и бульвара Девлеткильдеева.

Подготовил Сергей ОСАДЧИЙ.


Из воспоминаний коллег


Риф Амиров - в 1960-1976 годы начальник отдела, заместитель начальника УАГ РБ, в 1976-1987 годы - заместитель председателя, в1987-1988 годы - председатель Госстроя РБ:
"...Мне пришлось работать и знать многих главных архитекторов Уфы, но самым маститым среди них был Фарид Измайлович Рехмуков. Это был высокий, красивый, с белой шевелюрой, немного замкнутый по характеру человек, но очень принципиальный, не признающий никаких авторитетов неуступчивый архитектор. Может быть, благодаря этим своим качествам он добился перехода города от единичных объектов к комплексной, микрорайонной застройке. При нем облицовка фасадов зданий осуществлялась главным образом белой бетонной плиткой местного производства, за что Уфу называли белокаменной столицей. Рехмуков добился выделения Главному архитектурному управлению более просторных помещений на улице Российской вместо имевшихся нескольких комнат в здании Горсовета..."

Анатолий Дмитриенко - главный архитектор института "Башпромстройпроект":

"Могу с уверенностью оценить грандиозный масштаб, авторитет, профессиональный подход, твёрдую, порой жесткую требовательность руководителя этого важнейшего инструмента градостроительной политики Уфы. Порой с трудом приходилось пробивать решения. При этом всегда чувствовалась твердая рука Фарида Измайловича, уверенность в правильности решений и конечного результата. А обида, которая иногда появлялась, сменялась удовлетворением от совместной работы.
Не менее существенным было его влияние и организаторский вклад в деятельность Союза архитекторов РБ, председателем правления которого он был с 1967 по 1974 год. По его личной инициативе в 1979 году был проведён в Уфе зональный семинар Союза архитекторов по ландшафтной архитектуре...
В коротких воспоминаниях рассказать о громадном таланте архитектора, градостроителя, таланте живописца, о его необыкновенной артистической натуре невозможно... Но о человеческих достоинствах, его делах хочу сказать особенно и отдельно, так как мне лично посчастливилось быть коллегой, близким человеком в годы совместной работы в институте "Башпромстройпроект" с 1986 по 1993 год.
...Надо было видеть, с каким рвением и творческим накалом он после двадцатилетней административной работы окунулся в проектирование. В кратчайшие сроки им выполнены ряд больших проектов, тщательностью проработки которых можно восхищаться. Прекрасный комплекс базы отдыха треста "ВНЗМ", состоящий из жилых, общественных зданий и коттеджей... Ряд жилых зданий в Уфе, среди которых 12-этажный дом со встроенной поликлиникой, удостоеный звания "Лучший проект года" в 1995 году.
...Но самым удивительным и неожиданным для меня и коллег, которые были рядом с ним, оказалась его простота, несмотря на всю важность его должности, сердечность и некая домашность в общении с ближайшими сотрудниками.
...И все же несмотря на то, что работалось у нас в "Башпромстройпроекте" Фариду Измайловичу хорошо, взяло верх его стремление быть ближе к решению градостроительных проблем. И вот по предложению главного архитектора Уфы Бориса Челышева Фарид Измайлович вновь в "родных пенатах", в ГлавУАиГе. Здесь в содружестве с Федором Паймуллиным и Борисом Грачевым он составил тройку "титанов", вершивших градостроительную политику в городе.
Самые добрые и светлые воспоминания остались у меня о Фариде Измайловиче, человеком он был добрым, светлым и одновременно грандиозным и могущественным".

Рудоль Авсахов - бывший главный архитектор РБ, Советник Российской академии архитектуры, заслуженный архитектор Республики Башкортостан, почетный архитектор России:

"...Передо мной фотоснимок. Кажется, это участники торжеств в Доме архитекторов по случаю шестидесятилетнего юбилея Ф.Рехмукова. Вот Фарид Измайлович довольно улыбается, как главный герой данной сцены держит хорошую паузу. Вот уж разноконтрастный человек - и средоточие, казалось, несовместимых черт в одном лице!..
Как должностное лицо он был доступен, приходил на рабочее место к каждому из нас, садился и рисовал, подсказывал, часто браковал. Не каждый выдерживал такое соучастье, бывало, и ворчали, но куда деваться - соглашались.
К нему можно было прийти на работу, если был свободен, Рехмуков принимал и заинтересованно рассматривал проблему. Бывало, что ходили даже к нему целой группой. По проектам фасадов Дома профсоюзов пришлось посетить его дома: он приболел. Больше всего меня удивили его акварели, они свежи, мастерски выполнены, вкусно поданы.
Фарид Измайлович не отличался словоохотливостью, не любил обсуждать кого-либо. Но мне кажется, любил небольшие розыгрыши. По натуре он был человеком артистического склада. Обсуждая его среди сверстников, многие вспоминали эпизоды классической игры на публику.
Артистический талант помогал ему избегать стрессов и защищать себя от отрицательных эмоций, которыми полнится повседневная работа любого администратора. Но иногда он доводил себя до крайнего возбуждения: багровел, крепко выражался, швырял папки. Достигнув апогея напряжения - резко тормозил, вызывая у окружающих восторг и иногда дружные овации. Но никто не хотел бы попасть в его руки в моменты "артистического вдохновения".
Фарид Измайлович крепко помог моей семье тем, что одним звонком устроил детишек в детсад. И моя супруга вышла на работу. Теперь понимаю, что это был не единичный случай. Видно, такая хорошая привычка имелась у него давно.
Наряду с тем, что он вникал в решение каждого конкретного проектируемого объекта, Фарид Измайлович ни на минуту не забывал о необходимости развития улично-дорожной сети, транспортных магистралей. Это благодаря и его стараниям город сегодня пользуется проспектом имени Салавата Юлаева.
Каждый год в начале мая посещаем мы его могилу на мусульманском кладбище, кладём живые цветы. Ребята вспоминают разные случаи. У каждого своя история. Фарид Измайлович с портрета смотрит и будто прислушивается к разговору своих повзрослевших воспитанников и коллег".

Ришат Файзуллин - архитектор:

"Фарид Измайлович как опытный практик имел несколько неписаных правил и охотно делился с нами, своими молодыми коллегами. Нарушение его принципов, особенно в последнее время, приводит к непоправимым последствиям.
1. "Сегодня мы не в состоянии сформировать на этом уникальном месте полноценный архитектурный комплекс, но придет время, когда технология и возможности строителей позволят это сделать", - говорил маэстро и берёг это место про запас.
2. "Создавайте зелёные "курдонеры", делая пространственные паузы в линейной застройке в виде зелёных скверов и бульваров", - призывал он и следовал этому принципу сам.
3. "Делайте пространственные и планировочные "выходы" на природу, дорожите ими".
4. "Не забывайте о синтезе искусств, о естественном камне, малых и монументальных формах".
5. "Осваивайте сложный рельеф: овраги и склоны, от этого выиграют все".
6. "Прячьте всё коммунальное и непрезентабельное в "каре", застроив по периметру приличными объектами".
Можно привести и другие его высказывания. Остается надеяться, что наука когда-нибудь займётся этим и более обобщенно изложит его взгляды".



Вернуться назад