Главная > Эксклюзив > От тотальной безграмотности – к всеобщему обучению

От тотальной безграмотности – к всеобщему обучению


1-09-2017.
От тотальной безграмотности – к всеобщему обучению

Работники уфимской сферы образования приняли Октябрьскую революцию 1917 года в штыки: 20 декабря присоединились к забастовке учителей, организованной Советом Всероссийского учительского союза в ряде крупных городов страны. Однако Уфимский ревком в декабре 1917-го отстранил от руководства Управление Оренбургского учебного округа, находящееся в Уфе.

А уже 1 мая 1918 года Уфимский учительский союз открыл книжный магазин "Старая и Новая книга", где торговал дефицитными учебниками и пособиями по вполне разумным ценам, противопоставив себя спекулянтам. Деньги на оптовую закупку учебников вкладывали родители учащихся и сам Союз. После разгона советской власти в нашем городе управление делом народного образования в Уфимском уезде вновь перешло в ведение Бюро по народному образованию при Управе. Его возглавили: для работы с русскими школами - Ф.В. Пономарев, а для работы с мусульманскими школами - Х.В.Ф. Гисматуллин.
В 1918 году преподаватели Уфы А.Ф. Казанский, В.С. Яворский, В.Н. Петров (все - учительский институт), И.А. Верентинов, В.Ф. Евлампиева, Е.Е. Евлампиева, И.И. Скорин и некоторые другие открыли частную смешанную гимназию в составе первого и четвертого классов. Другая частная школа работала в Старой Уфе в здании Монастырской школы в составе трех первых классов. Естественно, оба эти учебных заведения были платными. Во второй школе обращалось особое внимание на воспитание и сближение школы с жизнью, что выражалось в следующем: для девочек проводились занятия по домоводству, а для мальчиков - по садоводству и огородничеству.
В работе VII съезда Всероссийского учительского союза, проходившего с 7 по 15 июля 1918 года в Москве, в числе 400 делегатов из 32 губерний был и наш педагог Н.О. Рыжков. Он, выступая на съезде, рассказал об учительской забастовке в Уфе. Всероссийский съезд "выразил сочувствие уфимскому учительству в его героической борьбе за автономию школы и поручил малому съезду оказать уфимскому учительству материальную поддержку". В 1918 году педагог из Уфы Н. Чижов в журнале "Известия учащихся Уфимского уезда" отметил: "Одна простая грамотность, то есть умение читать, писать и считать - не есть еще цель сама по себе, а лишь средство для достижения другой высшей цели - культурного развития населения".
На первом Всероссийском съезде по просвещению (25 августа - 4 сентября 1918 года) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: первая ступень - пять лет и вторая ступень - четыре года; в совокупности обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Этим документом съезд ликвидировал крайнюю разнотипность общеобразовательных школ, существовавшую до октября 1917-го. А 26 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял исторический Декрет "О ликвидации безграмотности в РСФСР", согласно которому все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности среди людей, не посещавших школу (в первую очередь на селе). Для ликвидации безграмотности органам Наркомата просвещения предоставляли право использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях. Уклоняющихся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующим тому, чтобы неграмотные посещали школы, могли привлечь к уголовной ответственности. До крайних мер дело никогда не доходило. Люди и в самом деле стремились получить знания, а для этого обучались грамоте.
Большевики, взяв власть в свои руки, реорганизовали всю учебную сеть, создали советские трудовые школы первой и второй ступеней. В декабре 1919 года подотдел народного образования при железнодорожной станции Уфа открыл курсы для малограмотных и безграмотных. В 1921-1922 учебном году в Уфе действовали 18 школ-коммун, в том числе и опытно-показательная школа Наркомата просвещения Башкирской республики. В школе-коммуне имени Октябрьской революции воспитывались 382 ученика с первого по седьмой класс. С 1918 по 1925 год в Уфе работал учебный патронат, в котором обучались бывшие беспризорники. Он имел детский дом, школы первой ступени, 6 мастерских (2 швейные, слесарную, сапожную, столярную и корзиночную), подсобное сельское хозяйство. Выпускники патроната по уровню своих знаний поступали учиться в педагогические техникумы и профтехшколы.
В 1923-1924 учебном году в Уфе работали 22 школы первой ступени и 7 - второй, в том числе 7 татаро-башкирских школ первой ступени и 2 - второй. Естественно, этого количества учебных заведений было недостаточно, чтобы охватить всех детей. Платное обучение ввели для детей, чьи родители получали доход не ниже 18 рублей золотом в месяц. Бесплатно обучались дети в мусульманских школах, так как родители башкир и татар были несостоятельными. Уфимский горсовет осуществил ремонт школ, привел в исправное состояние все бывшие учебные помещения, выселил из школьных помещений учителей, занявших здание под жилье, все школы освободил от налогов. Он поставил задачу расширить школьную сеть Уфы до такой степени, чтобы с 1924-1925 учебного года она могла вместить как минимум 75 процентов детей школьного возраста.
Нарком просвещения БАССР Ахмедулла Биишев, докладывая в БашЦИК о комплектации школ республики учащимися на 1924-1925 учебный год, отметил: "Развитие сети школ в городе Уфе идет несоответственно с развитием общей сети школ по республике". В Уфе в 1924-1925 учебном году работали Татарская школа-семилетка имени Ф.Э. Дзержинского, Республиканская башкирская средняя школа имени В.И. Ленина с девятилетним обучением (открыта в 1922 году), обучение проводили 19 школ первой ступени, в которых обучался 3641 человек (при населении города 85360).
В школе имени В.И. Ленина, которая размещалась по улице Карла Маркса, 3, проводилось апробирование учебников, разработанных для башкирских школ, разрабатывались методы и формы обучения русскому языку в башкирских школах, совершенствовали свои знания учителя башкирского и татарского языков. Все дети, а это выходцы из беднейших семей, сироты и полусироты, оставшиеся без родителей после Гражданской войны и голода 1921 года, находились на полном государственном обеспечении. Заместитель председателя Совнаркома РСФСР Андрей Лежава, приезжавший в декабре 1925 года на партконференцию, посетил в Уфе школу имени В.И. Ленина, беседовал с учениками. Однако из-за нехватки помещений в 1928 году школу имени Ф.Э. Дзержинского перевели в Бирск, а школу имени В.И. Ленина - в Стерлитамак.
Добавим, 3 февраля 1924 года пленум Уфимского городского совета депутатов трудящихся принял решение образовать в столице Общество "Долой неграмотность". Через три дня в Уфе учредительное собрание образовало Башкирское отделение Всероссийского общества "Долой неграмотность". Оно способствовало обучению неграмотного и малограмотного взрослого населения. Председателем его правления был избран председатель БашЦИК Хафиз Кушаев. Кандидатами в состав правления вошли Галанова, Худайбердин, Биишев и Нухрат. На предприятиях действовали ячейки содействия ликвидации неграмотности. А уже 1 октября 1925 года в столице республики началась кампания по ликвидации неграмотности среди городского населения (по неполным данным, их число составляло от 2500 до 4000 человек). Ее вели 3 организации - Башкирское общество "Долой неграмотность", женский отдел Башкирского обкома партии и граммчека. Еще действовали 5 школ для малограмотных подростков. Таким образом, в Уфе всего было 32 опорных пункта. Преподавание и обеспечение учебниками осуществлялось бесплатно. Состоялось 3 выпуска - около 2500 человек.
В конце 1926 года общество "Долой неграмотность" открыло в Уфе 15 ликвидационных пунктов, где обучались около 400 неграмотных и малограмотных. Чуть позже заработали еще 15. За зиму обучение прошли около 1000 человек. Организаторы учебы надеялись, что к десятой годовщине Октябрьской революции (ноябрь 1927 года) не останется ни одного неграмотного. Только они не учли того, что в столицу республики скоро потянутся на работу тысячи необразованных граждан из сел и деревень. В 1925 году обучались 400 неграмотных, а в 1926-м - 816. В 1928 году в Уфе работало 12 школ второй ступени.
На заре советской власти проводились и целевые занятия. Так, в 1925 году в школах Уфы введены "Час Авиахима", клубный день для осуществления массовой и кружковой работы среди детей (МОПР, Авиахим, радиолюбительство, прогулки и экскурсии, а также выпуск школьных стенных газет). Ничего удивительного в этом нет, потому что в стране велась сплошная военизация. Чтобы занять школьников во время летних каникул, Башнаркомпрос летом 1926 года установил детские площадки для игр и отдыха на лесозаводе №3, около Первой Советской больницы (ныне - больница имени Г.Г. Куватова), в железнодорожном районе (около вокзала), на Тукаевской улице и в саду бывшего духовного училища. Он же на краткосрочных курсах подготовил детские площадки, которыми в итоге руководили старшекурсники Уфимского института народного образования и старейшие работники просвещения. Так наш город начал делать первые шаги от сплошной безграмотности к всеобщему школьному образованию.

Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКЕ: в 1920 году в здании бывшей Уфимской губернской мужской правительственной гимназии по улице Большой Ильинской (ныне - Ахмет-Заки Валиди) открыли советскую школу второй ступени под номером 2.


И ЕЩЁ...
Исходя из "Переписи населения 1926 года", в Уфе тогда проживали 61239 грамотных людей из 98537 (62,1 процента). Это второй показатель по Башкирии на то время - после железнодорожного поселка Аксаково Белебеевского кантона (63,6 процента). Не удивительно, что столица в те поры котировалась выше, чем другие города и сельские населенные пункты края, потому что в ней были сосредоточены учебные заведения, государственные, культурные, научные учреждения, предприятия промышленности, строительства, транспорта и связи.

Вернуться назад