Главная > Эксклюзив > «Ах, как ясно видится все издалека...»

«Ах, как ясно видится все издалека...»


16-07-2013.
 «Ах, как ясно видится все издалека...»

В конце 80-х годов прошлого века эта песня стала своеобразным гимном русского народа:
Нам, в безверие закованным, прах церквей тревожит сны.
Русь, ты помнишь, как безропотно шли на смерть твои сыны?
Возвращаем имя честное тем, кто вытерпел позор.
То, что было неизвестностью, ставим прошлому в укор.
Русские, русские - неспокойная судьба,
Но зачем, чтоб быть сильней, нам нужна беда?..


Мало кто знает, что несмотря на то, что это произведение в исполнении группы “Санкт-Петербург” стало лауреатом конкурса “Песня года-1989”, автор музыки так и не получил заслуженный диплом. Сначала ее создателем объявили Заболоцкого, потом Волкогонова... В результате награда так и не нашла своего героя...
Но речь сегодня не об этом. Хочу рассказать о человеке, который родился и вырос в Уфе - талантливом композиторе, гитаристе и певце, авторе многих замечательных песен, (в том числе и вышеназванной) - Сергее Болотникове.
С ним я знакома со студенческих лет. Учились на параллельных курсах в авиационном институте, вместе месили бетон на взлетно-посадочной полосе в ульяновском стройотряде. Серега и гитара уже тогда были неразлучны. Но кто бы мог подумать, какой талант скрывал в себе этот озорной парень... Еще подростком он тренировался в команде “Салават Юлаев”, бегал на репетиции музыкальной группы. Но потом понял: нужно выбрать что-то одно. И выбрал музыку...
...Прошло четверть века после окончания вуза. И вот в одной из социальных сетей вижу знакомое лицо. Неужели Болотников?! Когда за плечами полжизни, всегда интересно пообщаться с людьми, с которыми в свое время сталкивала тебя судьба - ведь это же было неслучайно!
Общаясь с Сергеем, узнала для себя много интересного. Кроме того, что Болотников является идейным вдохновителем и руководителем группы “BoloBand”, он автор видеошколы “Уроки игры на гитаре. Импровизация”. Вот его обращение на обложке видеокассеты к гитаристам - и начинающим и профессиональным:
“Тогда, в середине 70-х, живя за “железным занавесом”, мы были очарованы новой чужестранной музыкой, и казалось, что не было человека, который, даже не являясь чокнутым меломаном, не узнал бы “Beatles”, “Uriah Heep”, “Rainbow”. Никто нам эту музыку не навязывал, она действительно была великолепна и воодушевляла нас на создание чего-то своего, искреннего, настоящего!
Тогда ни инструментов в магазинах, ни, тем более, видеошкол не было. Моя бабушка бессильно разводила руками, мол, “рада бы, милок, тебе помочь, да не понимаю сама, как этот Гарри Мур играет свою Гарримурку”! Одним словом, учились всему сами, всё изобретали заново, перенимая друг у друга удачи и находки. Но ушло на это много времени. А жаль... Надеюсь, что у вас это получится быстрее. Настоящее пособие разработано мной и проверено практикой. Будьте внимательны и усердны! Желаю удачи!”.
А как же сложилась творческая судьба моего товарища? Иногда кажется, что каждому человеку предопределена своя орбита. Все как в старой сказке: налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - жизнь потеряешь, прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь...
Я спросила Сергея: если бы была возможность, захотел бы он “переписать” заново какие-то страницы из своей жизни? Ведь было же, например, приглашение Юрия Шевчука!..
- Да, с Шевчуком мы в Уфе репетировали по очереди в одной комнате, тогда и познакомились... Когда служил в армии, частенько ходил в самоходы, послушал и посмотрел Майка Науменко, Цоя - и решил, что незачем мне возвращаться в Уфу. В 1985 году закончил армейскую службу и остался жить в Ленинграде. Там же женился, родились две замечательные дочки. Как-то случайно встретил Юрия, и он пригласил меня в свою группу, но я отказался... Просто мое музыкальное видение совсем другое...
В 1996 году я со своим коллективом записал первый диск “Наказало небо” и думал, что благодарное человечество в слезах счастья упадет на колени перед нами, но не тут-то было! Повез его в одну очень известную студию, и мне там объяснили все очень просто: “Старик, это - классная музыка, мы сами выросли на такой и любим ее, чувствуется высокий уровень, но в настоящий момент задачи у нашей фирмы другие! Вот сделаешь что-нибудь идиотски-доступное и приходи опять. Нам нужны хиты, а эту музыку надо слушать, вникать, и потребуется немало денег, чтобы раскрутить ее”. Я возразил, сказав, что они забывают о тех людях в нашей стране, на кого это рассчитано. Но мне ответили: “Наверное, мы ничего не понимаем” и... посоветовали обратиться куда-нибудь еще...
А в 1998 году на фестивале в Юрмале эстонцы и латыши просто “оторвали” наши диски и крутят их по радио и по день сегодняшний. Так еще и преподносят это: “Вот, мол, как надо играть!”...
- А по Уфе скучаешь?
- Конечно, скучаю... Здесь я родился и вырос. С удовольствием приезжал бы с концертами, но, к сожалению, это зависит не только от меня... Телевизор почти не смотрю. Собрал CD’ишки (около двух тысяч штук) и слушаю, когда есть время. Моим студентам невдомек, почему я неизвестен, хотя вроде и видеошколу выпустил в 1997 году, и дисков своих куча. Они не понимают еще, что кроме них самих существует мир, которому мы почти не нужны, даже если очень хорошо научиться владеть гитарой...
- Но, может быть, все не так и плохо? Ведь в твоем послужном списке концерты с Кеном Хенсли, группами “Nazareth”, “Gipsy Kings”, “Karfagen”, “Space”, ты наряду с Виктором Зинчуком стал участником проекта “Лучшие гитары России”... Я еще не сказала о многочисленных аранжировках к кинофильмам и спектаклям... Это, например, записи гитарной партии в сериале “Талисман любви”, фрагменты которой были с успехом исполнены в сериале “Не родись красивой”; музыка к сериалу “Сонька, золотая ручка - 2”... Всего не перечесть.
- Действительно, все это было. Но пока человек дышит, он надеется, что впереди у него еще много хорошего...
А мне вспомнились строки из песни Сергея:

А может, мы придумали то,
что все потеряно,
Может, рано всматриваться
нам за облака?
Ах, как много хочется, ах, как
мало сделано,
Ах, как ясно видится все
издалека!..


Ирина ЯКИМУШКИНА.
Фото из архива автора.

Вернуться назад