Главная > Эксклюзив > Наследница по прямой

Наследница по прямой


23-10-2013.
Наследница по прямой


Давно хотелось написать об этой женщине, и не только потому, что она известный педагог-музыкант и прикосновение к истории её класса - уже почётно. Её стать, внешняя невозмутимость, внутреннее достоинство словно отражают принадлежность к особой касте людей, у которых есть природой данное право быть чуть выше, подняться над суетой. Она как живое подтверждение максимы Маргарет Тэтчер “Если вам приходится доказывать другим, что вы - леди, значит, это не так”. Татьяна Ивановна Чистякова - настоящая леди, потому что никогда и ничего не доказывает словом. Только дела, поступки и результат являются для неё критерием истины.


В канун юбилея заслуженного работника культуры Республики Башкортостан, педагога Среднего специального музыкального колледжа Татьяны Ивановны Чистяковой мне удалось с ней побеседовать, дабы донести до читателя некоторые из личных заповедей, на которых зиждется здание её судьбы. И первый вопрос - об учителях.
- В музыкальную школу я попала по воле случая, - вспоминает Татьяна Ивановна. - Мои родители, будучи людьми одарёнными (мама любила петь, а папа отлично танцевал), не ставили целью воспитать из меня профессионального музыканта. Во 2-ю музыкальную школу меня заманила подружка, которой не хотелось идти на вступительные экзамены одной. Её не приняли, а я попала в школу. Мне повезло - со второго класса и в течение семи лет я училась у Маргариты Васильевны Шаталовой (брат её мужа - тот самый космонавт Шаталов, которого знала вся страна). Мы занимались у неё вместе с Валей Стариковой, с которой вместе так и прошли все этапы большого пути - от маленьких личных побед в освоении фортепиано до больших открытий вместе с учениками. К слову, Маргарита Васильевна в годы войны занималась у Генриха Густавовича Нейгауза, который находился в эвакуации в Свердловске, так что базовой частью моей специальности я могу гордиться. Именно от неё передалось отношение к рояльному звуку, которое лежит в основе школы Нейгауза. Маргарита Васильевна прожила девяносто два года, и мы навещали её до последних дней.
В училище искусств я занималась у Натальи Леонидовны Янковской, ученицы Бориса Берлина. Когда же она уехала работать в Москву, пригласила меня в гости и показала Александру Сацу, известному педагогу, у которого я тоже взяла несколько уроков.
...В те поры ещё не было такой распространённой нынче практики, как поездка на мастер-классы. Вернее, занятия-то были, но они не назывались этим модным словом. От каждого музыканта, с кем сводила Чистякову судьба, она брала свои штрихи. У Татьяны Ивановны в когорте тех, кого она считает учителями, и “струнных дел мастера” Коваль и Швайштейн, и хормейстер Бикмухаметова, поскольку жажда учёбы для неё всегда была одной из определяющих...
- Мы в то время занимались в какой-то фееричной атмосфере, - продолжает Татьяна Ивановна. - Чтобы прийти к педагогу на урок по специальности, нужно было хотя бы два часа перед этим разыграться. Вставали в четыре утра и на автобусе, который вёз из Черниковки в Уфу рабочих, приезжали в здание на Советской площади, где располагались и школа, и училище, и вуз, и шли заниматься. Иногда даже оставались ночевать в классе, чтобы не тратить время на дорогу.
Тогда в Уфу часто приезжал известный пианист и педагог Дмитрий Михайлович Серов, внук знаменитого художника Валентина Серова. А после окончания училища мы с Валей Стариковой поехали поступать в Москву. И первое, что увидели - развешанную по всем стендам рекламу открытия в Уфе музыкального вуза, института искусств. Первый экзамен благополучно сдали и... вернулись домой. Вот родители обрадовались!
...В нынешнем году наш родной институт-академия празднует своё сорокапятилетие. И в его историю вписана и судьба моей героини. Причём вписана прочно и вышита золотом. Татьяна Ивановна, конечно, стоит в ряду тех, кто своими руками “строил” фундамент, на котором выросло честное имя УГАИ, ведь её более чем сорокалетний стаж работы в Среднем специальном музыкальном колледже заложил основу для более чем шести десятков учеников. На ком же, как не на детях, выращенных в стенах ССМК, зиждется сегодня музыкальное образование в республике в целом? Набившее оскомину выражение “кузница кадров” в данном случае почти идеально подходит к ССМК. Каждый день за дверями всех классов куётся по крупицам то, что даст будущую плеяду академических музыкантов. А это, в свою очередь, позволит нашему городу вслух гордо заявлять о себе и на мировой арене, и скромно и с достоинством продолжать развитие музыкальной прослойки Башкирии. И Татьяна Ивановна - один из самых ювелирных “кузнецов”. И причина её тонкого филигранного мастерства снова в учителях.
- Благодарю судьбу за то, что она подарила мне встречу с прекрасными педагогами - Людмилой Ивановной Алексеевой и Александром Давидовичем Франком, - говорит Татьяна Чистякова. - Я даже не могу сейчас разграничить силу их влияния на меня и мой пианистический и педагогический стиль. Они были личностями такого масштаба, что стали неисчерпаемым источником человеческого опыта и профессионального мастерства. Они не боялись давать мне самые сложные произведения, и я освоила большой репертуар. А когда Александр Давидович возложил на меня обязанности по оформлению документов фортепианного отдела, я как-то незаметно превратилась в заведующую отделом и тридцать лет простояла на этом посту.
...Татьяна Ивановна действительно заслужила право оперировать такими серьёзными числами. Шесть десятков учеников, а если учесть всех, кто прошёл через её руки в ССМК, то наберётся целая сотня... Три десятка лет заведования самым крупным и, не побоюсь этого слова, определяющим отделом школы... Пятнадцать городов, откуда привозила учеников с победами разных степеней... Концерты - сольные и классные... Сотни грамот, благодарностей, дипломов лауреатов конкурсов, грант Фонда “Русское исполнительское искусство”... И просто много судеб, на которые Татьяна Ивановна повлияла, раздав то, что когда-то получила в наследство от своих учителей.
- Если начать говорить об учениках, то формат газетной статьи не выдержит, - улыбается наша героиня. - Это моя гордость, радость, когда у них всё получается хорошо, и печаль, когда они уходят. С ними связано так много, что не пересказать... Например, вспоминаю, как занималась в классе с маленькой Аминой Галимуллиной. Её маме некуда было деть младшего сына, и она водила его на уроки. Пока мы с Аминой работали, Джалиль “болтался” по классу и изрядно нам мешал. Попробовала его также “приладить” к фортепиано - не сидит, падает, как мешок. “А давайте дадим ему что-нибудь в руки, дабы было за что держаться”, - предложила я и отвела его к Марку Данатовичу Афанасьеву, известному педагогу-виолончелисту. И теперь Джалиль, так же, как и Амина, успешно учится Москве.
Был у меня в жизни период, когда болезнь чуть не остановила мою деятельность. Но сейчас живу и радуюсь каждому дню в классе. И если раньше я своей целью видела сделать музыканта-профессионала, то ныне думаю по-другому. Занятия музыкой раскрывают в человеке разные таланты. Среди моих учеников далеко не все занимаются только нашей профессией. Булат Азнабаев - офтальмолог, но он подарил городу Уфимский джаз-клуб, Майя Фаттахутдинова - композитор и писатель, Дилара Кудашева - архитектор, Ильшат Халилов пишет музыку, а прекрасная пианистка Амина Шафикова работает министром культуры. Они нашли себя, имея за плечами огромную школу музыкального труда, и это не может не сказаться на их жизни.
...Не хочется останавливать Татьяну Ивановну, когда она говорит об учениках. Хочется слушать и любоваться, наблюдать за сменой эмоций на её лице, когда она рассказывает о перипетиях их судеб. О том, как ушла из жизни красавица и умница, преподаватель кафедры истории музыки Гузель Камалова-Курмашева, о том, как живёт в Канаде и успешно работает Дима Нестеров, как красиво строит свой семейный дуэт с пианистом Сергеем Арцибашевым “звёздная” ученица, гордость школы, лауреат множества конкурсов Элина Ситдикова, как работает в школе имени Прокофьева Луиза Хамидуллина, как продолжает образование в Германии Диас Каримов, как открыла в Вене частную школу Лена Шаймухаметова, как защитила диссертацию и издаёт журнал в Москве Лена Савицкая, как блистают на сцене филармонии Индира Асадуллина, Лена Бурова, Альфия Загидуллина...
* * *
Судьба отдельного человека неизменно вплетена временем в кружево других человеческих судеб. Или, говоря о Татьяне Ивановне, в контрастно-составную форму. И куда заведёт вся эта полифония - неизвестно. Для Чистяковой важно, что происходит “здесь и сейчас”. Вроде, зареклась брать в класс малышей, а тут звонок: “Есть девочка, Василиса Блонская. Очень интересная. Посмотрите?”. А у Татьяны Ивановны бабушку звали Василисой. Ну как не взять? Или недавно привели девочку - Елизавету Серебрянскую. Чаду три года, а родители просят - сил нет, как хочет заниматься. Татьяна Ивановна останавливает: “Вот исполнится хотя бы четыре года, приводите”. Сразу после дня рождения и пришли...
А что делать, если наследство досталось королевское?
Виктория СИМОНОВА,
заслуженный работник культуры Республики Башкортостан, музыковед.


С ОСОБЫМ ТЕПЛОМ
Министр культуры Республики Башкортостан Амина ШАФИКОВА:
- У Татьяны Ивановны я училась три года и у нее заканчивала ССМШ. Особо запомнился госэкзамен, сдаваемый под чутким руководством Татьяны Ивановны, где я исполняла Второй концерт Рахманинова, прелюдию и фугу fis-moll из II тома Хорошо темперированного клавира Иоганна Себастьяна Баха. Во многом благодаря ей я справилась с этой сложной программой, закончила школу с отличием и затем достойно поступила в вуз.
Вернуться назад