Главная > Эксклюзив > Загадки О.Ф. Герман

Загадки О.Ф. Герман


12-06-2014.
Загадки  О.Ф. Герман

Во многих уфимских семьях хранятся старинные фотографии с портретами предков - прадедушек, прабабушек. Среди тех, что были изданы в промежутке между 1899 и 1914 годами, очень многие имеют на обороте красивые, несколько вычурные виньетки с надписью "Художественная фотография О.Ф. Герман в Уфе". Это был один из самых популярных городских фотографов, и во многом именно он создал галерею уфимцев и уфимок конца XIX - начала XX века - от голеньких младенцев до чопорных старцев и стариц.

Любители уфимской старины знают и другую сторону его деятельности - издание открыток с видами Уфы и Урала. Их до нас дошло гораздо меньше, чем портретов, но всё же достаточно много, чтобы судить об их значении для нашего города. Во-первых, открытки Германа относятся к самым ранним с видами Уфы; а во-вторых, большинство из них изготовлены фотоспособом и поражают своим высоким качеством - можно рассмотреть даже самые мелкие детали. А главное - они запечатлели Уфу такой, какой мы ее никогда не видели и не увидим.
Многие исследователи старой Уфы задавались вопросом - кто же он, О.Ф. Герман? Так досадно, что об этом человеке мы фактически ничего не знаем. Первое действие любого уфимского историка, заинтересовавшегося каким-нибудь персонажем из далекого прошлого, - обратиться к проверенной палочке-выручалочке, каковой является "Адрес-календарь Уфимской губернии". Этот ежегодник содержит сведения обо всех сколько-нибудь значимых горожанах. По алфавитному указателю ищем Германа и находим в календарях 1911-1914 годов, что Александр Леопольдович Герман был в это время владельцем фотографии, расположенной по адресу: Большая Казанская, 11. Сегодня это перекресток улиц Цюрупы и Октябрьской Революции. Я хорошо помню, как в 1979 году снесли домик, где когда-то было фотоателье Германа, и на этом месте высадили тонюсенькие саженцы. Теперь там целая роща высоких стройных берез.
Одно ли это лицо - О.Ф. Герман и Александр Леопольдович Герман? Фамилия и отчество явно показывают, что носитель их нерусский и неправославный (имени Леопольд в святцах нет). Скорее всего, он немец. Какой-нибудь Отто фон... или Оскар Фридрих. Укоренился в России и русифицировал своё иноземное имя, а на своём фирменном логотипе оставил истинные инициалы. Так думали многие, и я в том числе.
Заподозрить, что это не так, заставила открытка, пополнившая недавно мою коллекцию. Она адресована в “г. Оренбург, дом Зах, ЕВБ (его высокоблагородию) Александру Леопольдовичу Герману”, отправлена из Уфы 23 ноября 1905 года. Конечно, это он - наш издатель открыток и фотограф! Открытка выпущена в свет самим Германом, о чём говорит соответствующая надпись “Фотогр. Герман в Уфе”. Она изображает “виды Урала”: “Гору Дуйнан-Сюйган” и “Между ст. Аша Миньяр”. Любопытная ситуация - сам издал открытку, и сам же получил ее по почте. Редкая удача пополнить коллекцию таким раритетом! Но что в открытке? Прочитаем ее: “Милый Шурочка! Получила твое письмо и очень рада, что ты теперь хорошо учишься и имеешь хорошие отметки. Следующий раз больше напишу. Дядя Коля и я целуем тебя”. Подписи нет. Вот как: Александр Леопольдович, которого мы полагали маститым фотомастером и издателем, оказывается, был в 1905 году просто “милым Шурочкой” и получал хорошие отметки.
Нет, издатель открыток и фотограф О.Ф. Герман не есть Александр Леопольдович Герман. Это разные люди. И всё же - кто вы, О.Ф. Герман? Одна старинная книга как будто дала ответ на этот вопрос. Взгляд филокартиста всегда цепляется за знакомые имена, названия, сюжеты, даже если они “приходят” совсем с неожиданной стороны. Так меня “зацепило” имя Алексея Сергеевича Суворина на титульном листе книги “Вся Россия”, изданной в 1901 году. Может быть, я пропустил бы ее, но ведь Суворин - один из крупнейших издателей открыток в дореволюционной России, мне, как опытному коллекционеру, интересен. Листаю, есть в книге раздел и “Уфимская губерния”, есть в нем и крохотный подраздел “Фотографы”. Всего несколько имён, а среди них - Ольга Фёдоровна Герман. Вот так неожиданность! Стало быть, никакой не Отто фон, а... женщина. А мы-то, уфимские краеведы и историки, привыкли говорить ничтоже сумняшеся: “Герман любил такие лица” или “У Германа мы таких сюжетов не знаем”, - априори полагая его мужчиной. Еще бы, фотография, да еще в конце XIX - начале XX века - занятие, казалось бы, сугубо мужское. Хотя редкие исключения, конечно, известны. Так, в Бирске одно из фотографических заведений принадлежало монахине Платониде Сорожкиной. А в 1911 году в Андреевскую кумысную санаторию (сегодня санаторий имени А.П. Чехова) приехала из Санкт-Петербурга фотограф Ксения Глыбовская и сделала на радость нам множество колоритнейших фотографий с “кумысными” сюжетами. Так что женщины-фотографы - явление не уникальное даже для очень ранних страниц истории фотографии.
Увы, “загадка Герман” приоткрылась лишь едва. Собственно, мы не знаем об этом человеке ничего, кроме имени. Откуда прибыла в Уфу Ольга Фёдоровна, как завоевала здесь место под солнцем (конкурентов было множество), какова ее судьба, наконец, кем приходились друг другу Ольга Фёдоровна и Александр Леопольдович (который, как мы помним, в 1911 году был уже хозяином ее заведения). Ответов на эти вопросы у нас пока нет. Знаем только, что после 1914 года сведения о фотографии Герман из адрес-календарей исчезают. Скорее всего, начало империалистической войны заставило фотографа свернуть своё дело. С такой фамилией оставаться на виду было небезопасно. Знаменитую на всю Россию фотографию Карла Фишера в Москве в 1914 году разгромила разъяренная толпа. Виной тому немецкое имя владельца. Но с логотипов фотографий имя Герман не исчезло, теперь они имели такой вид - “Художественная фотография быв. О.Герман в Уфе”. Слишком это был “раскрученный бренд”, чтоб от него так просто отказаться.
И в заключение - рассказы о некоторых из “германовских” открыток. Первая из них примечательна по нескольким причинам. Может быть, это самая ПЕРВАЯ уфимская открытка, может быть, одна из первых. До недавнего времени первыми открытками с видами Уфы считались две большие серии, выпущенные купцом и книгоиздателем Николаем Кондратьевичем Блохиным. Самый ранний известный мне штемпель на блохинской открытке датировался октябрем 1899 года, а на германовской - апрелем 1902-го. Так что приоритет держал Блохин. Так считал до тех пор, пока мне не удалось приобрести в коллекцию открытку издания О.Ф. Герман с более ранней, чем у Н.К. Блохина, датой. Почту открытка не прошла, но несет письмо на французском языке: “Н. де Богданович, губернатор Уфы, благодарит господина Поля аббата за его добрую память (воспоминания) и посылает ему наилучшие пожелания с новым годом, надеясь иметь честь и удовольствие принять его в Уфе. 12 января 1899”. Это за 10 месяцев до самой ранней открытки Блохина. Помимо утверждения приоритета первенства О.Ф.Герман в издании уфимских открыток, она замечательна тем, что является собственноручным автографом Николая Модестовича Богдановича, уфимского губернатора в 1896-1903 гг., получившего печальную известность, организатора “златоустовской бойни” (1903 г.) и самой громкой жертвы эсеровского террора в Уфе и Уфимской губернии. На открытке три сюжета - “Вид города Уфы с реки Белой”, “Собор” и “Ушаковский парк”. Горькая ирония судьбы - именно в Ушаковском парке, на том самом месте, которое изображено на открытке, Богданович был застрелен рабочим железнодорожных мастерских Дулебовым.
Не исключено, что найдутся блохинские открытки с более ранними датами, так что вопрос “сборет ли кит слона” и кто был первым - Блохин или Герман, пока остается открытым. Но что уж совершенно точно - О.Ф. Герман принадлежит первенство в издании открыток с изображением башкир и сюжетов из их жизни. Верная своей традиции помещать на одну открытку несколько фотоснимков, одну из них - с семью сюжетами, О.Ф. Герман назвала “Типы Башкир Уфимской губернии”. Каждый из “типов” был издан и в виде отдельных открыток - фотоспособом. Они встречаются очень редко. Я был очень доволен, когда мне попалась открытка с изображением башкира с соколом. Этот сюжет помещен в правом верхнем углу германовской открытки с “Типами”. Башкир сфотографирован в ателье, на правой его руке сидит сокол, а ремешок, петля которого затянута на левой лапке птицы, накручен на палец левой руки охотника. Таково качество снимка - видна каждая деталь, каждая складка на бешмете, каждый волосок в бороде и усах! На обороте некая Груша написала Кате: “Шлю тебе свою симпатею и кавалера”. Вот такой замечательный сюжет “воскресила” германовская открытка - русская девушка Груша привела в фотоателье Ольги Фёдоровны Герман башкирского парня, чтобы сделать фото “своей симпатии” непременно с соколом и похвастаться подружкам. Ну а владелица фотоателье не упустила случая растиражировать удачный снимок. А нам остается только радоваться, что благодаря германовским открыткам жители России, и даже всего мира (открытки-то расходились по самым разным адресам), имели возможность познакомиться с Башкирией и башкирами, Уфой и уфимцами.
Виталий ФЕДОРОВ.

Загадки  О.Ф. Герман Загадки  О.Ф. Герман

Вернуться назад