Главная > Эксклюзив > ЭПОХА ДОКУЧАЕВОЙ

ЭПОХА ДОКУЧАЕВОЙ


9-01-2015.
ЭПОХА ДОКУЧАЕВОЙ

Приступая к коллективному рассказу об Алле Докучаевой, отмечающей в эти дни красивую дату, мы, вечеркинцы, прекрасно понимаем, что наша бывшая коллега давно является достоянием не только главной городской газеты. Ее талантливое перо, как маленький бесстрашный парусник, легко преодолевает любые горизонты познания. Не будь Алла Анатольевна так предана белому листу, могла бы стать, наверное, незаурядным специалистом даже в областях, не связанных с журналистикой или писательским ремеслом, - благодаря аналитическому уму, всесторонней образованности и знанию человеческой психологии. Но дар слова - важнейший из всех ее талантов - определил судьбу.
Можно назвать десятки примеров, когда Алла Докучаева своим творчеством меняла взгляды людей на те или иные события, явления - собственно, формирование общественного мнения, влияние на умы есть главное предназначение газетчика и писателя. Можно назвать десятки людей, которые благодаря знакомству и общению с Аллой Анатольевной приобщились к журналистике и не обманывают ее ожиданий.
С юбилеем, дорогая Алла Анатольевна! Мы Вас любим и ждем от Вас взятия новых вершин в нашей удивительной профессии.
ВЕЧЕРКИНЦЫ.


ЭПОХА ДОКУЧАЕВОЙ

Писатель и журналист, автор детективных (и не только) повестей и романов, лауреат премии Кабинета министров Республики Башкортостан имени Шагита Худайбердина, заслуженный работник культуры Башкирской АССР, обладательница трех медалей Выставки народного хозяйства СССР Алла Анатольевна Докучаева - это целая эпоха в башкирской журналистике. Она около тридцати трех лет служила в "Вечерней Уфе" - была литературным сотрудником, заведующей отделом культуры и литературы, ответственным секретарем, заместителем главного редактора. Тем, кто мало знаком с такой работой, скажу, что ответственный секретарь - это одна из ключевых фигур в газете. Одни его называют начальником штаба редакции, другие - главным инженером. И те, и другие правы. И Докучаева занималась планированием, подготовкой и выпуском газеты, руководила большим творческим коллективом.
С должности заведующего отделом учебных заведений газеты "Горьковский рабочий" Алла Анатольевна переехала в Уфу - в ноябре 1970 года. В нашем городе оказалась в связи с тем, что ее мужа Семена Валентиновича Шапиро, ныне крупного ученого, пригласил на работу ректор Уфимского авиационного института профессор Рыфат Мавлютов. Помню, сколько Рыфат Рахматуллович возглавлял вуз, столько он вел поиски по стране неординарных людей. Семен Валентинович, собственно, с первых дней работы в нашем городе стал своим человеком в "Вечерке". Алла Анатольевна, в свою очередь, вошла в институтский круг. От этого союза редакция очень сильно выиграла. Докучаева, общаясь с учеными и преподавателями УАИ, постоянно "выуживала" темы для будущих газетных публикаций, знакомилась с интересными людьми и охотно раздавала своим коллегам редакционные задания. Кстати, и мне тоже приходилось дважды брать интервью у профессоров Уфимского авиационного именно по подсказке заместителя главного редактора...
Сама же Докучаева, естественно, занималась не только вопросами культуры, искусства и литературы, хотя именно в этом направлении редакционной работы она больше всего себя проявила. Диапазон ее интересов был гораздо шире: вела в "Вечерке" рубрики "Дом кино", "Час для родителей", "Песня-товарищ", "Встречи для вас", "Медалисты ВДНХ СССР"... Мне же больше всего запомнился момент, когда Докучаева одним из январских дней 1973-го появилась на голубом экране Центрального телевидения во время финальной передачи "Песня года-72". Она рассказала всей стране, как "Вечерняя Уфа" участвовала в пропаганде советской песни. И вот за проведение этой акции ведущая рубрики "Песня-товарищ" и была приглашена в Останкино.
Алла Докучаева вошла в историю башкирской журналистики и как замечательный педагог. Она читала лекции, руководила дипломными работами и практикой студентов в те поры отделения журналистки Башкирского государственного университета. И многие из них стали замечательными журналистами. Среди ее учеников - Надежда Игнатенко, Ирек Сабитов, Фларит Шакиров, Юрий Агров, Наталья Супряга, Татьяна Сырвачева, Римма Сарварова... Впрочем, Докучаева дала путевку в большую журналистику и сыну Дмитрию, который сейчас работает в Москве редактором отдела экономики газеты "Новые известия".
И мне, выпускнику факультета журналистики Уральского государственного университета имени Максима Горького, Докучаева помогла на завершающем этапе подготовки диплома на тему "Социально-психологические проблемы руководства редакцией газеты (на примере "Вечерней Уфы"). Честно признаться, я зимой немного упустил время, поэтому весной в спешке написанные исследования не смог оперативно привести в порядок. Был твердо убежден, что никто в "Вечерке", кроме Аллы Анатольевны, не сможет помочь. Докучаева на работе была сильно занята и поэтому пригласила меня к себе домой. Мы несколько часов за чашкой чая обсуждали проблемы управления редакцией, пути формирования творческого коллектива, особенно подбора и расстановки кадров, планирования работы вечерней газеты, которая имела свою специфику по сравнению с утренними ежедневными изданиями. Хозяйка дома, в который меня пригласили, во всем этом отлично разбиралась, и мы вместе расставили все акценты в моем дипломе, за что я ей благодарен до сих пор, хотя с того времени прошло уже более тридцати пяти лет.
Рашит АЮПОВ.


И ЕЩЁ...
Алла Докучаева - автор двадцати пяти художественных и документальных книг. Это "Уроки на всю жизнь" (1986), "И лишь однажды осветило..." (1990), "Дети похожи на нас" (1991), "Убийство в реликтовой роще" (1991), "Тайны старого дома" (1993), "Знаки любви" (1996), "Про Женю и Андрюшу" (1997), "Про Женю и Андрюшу-2" (1997), "Лица знакомые и не очень" (2000), "Современный детектив" (2000), "Жить, как все" (2002), научно-фантастический роман "Суд Божий" (2005, в соавторстве с Семеном Шапиро), "Всегда рядом" (2005), "Яд "Маскарада" (2005), "Александр Дегтярев" (2007), "Крылья надежды" (2008), "Токи любви" (2008), "Дорогие мои уфимцы" (2009), "Созвездие талантов" (2010), "Успех рождают люди" (2010), "Рифмы и ритмы" (2011), "Счастливое лето" (2013), "Отпускает в полет лебедей..." (2012), "По зову сердца" (2013)...
Добавлю: она только что сдала в редакцию журнала "Бельские просторы" новую детективную повесть "Диадема для царицы". Кроме того, очерки Аллы Анатольевны опубликованы в различных сборниках, изданных в Уфе.


Жаловаться не станет - характер такой

Мое знакомство с Аллой Анатольевной Докучаевой произошло в 1992 году. По сути, именно она, а еще Надежда Владимировна Игнатенко беседовали со мной (фактически - тестировали) при приеме на работу. Алла Анатольевна служила тогда "Вечерке" в должности... правой руки главного редактора и несла на своих плечах тяжелый груз нелегкого замовского труда.
Мы соседствовали кабинетами, и мне в те поры впервые пришлось понять и оценить все сложности хлопотливой редакционной жизни. Цепкий ум, принципиальность, удивительная работоспособность, и кроме того талант найти общий язык с собеседником, расположить его к себе - все эти качества сразу бросались в глаза при общении со спокойной, выдержанной женщиной, умеющей слушать и слышать собеседника.
А еще я очень благодарна Алле Анатольевне за то, что она помогла мне устроить мою младшую дочь в детский садик в нашем микрорайоне. И это было для меня, всей моей семьи чрезвычайно важно - ребенка больше не таскали по автобусам, он перестал болеть, повеселел...
Докучаева и сейчас при встрече обязательно расспросит о детях, поинтересуется тем, как дела у внуков - здоровы ли... А вот о своем здоровье она говорить не любит. Характер такой.
С юбилеем Вас, Алла Анатольевна, здоровья Вам и Вашим близким, оставайтесь такой же энергичной и деятельной!
Мария АНДРЕЕВА,
главный бухгалтер "Вечерней Уфы".


Неуёмная энергия истинного мастера

С высоты трех десятков лет, посвященных любимой "Вечерке", сегодня особенно ощущаю, как много дала мне, всем нам, тогда еще молодым журналистам главной городской газеты, Алла Докучаева.
Отдел новостей, в котором я начинал работать в "Вечерней Уфе", курировала именно Алла Анатольевна. Но не только по долгу службы, будучи заместителем главного редактора, но и по состоянию души. Наши кабинеты были напротив, и, образно говоря, ее дверь всегда была открыта для меня, молодого репортера. Сколько советов, профессиональных секретов, напутствий, добрых слов было за годы совместной работы. Великолепный журналист, Алла Анатольевна учила, как разрабатывать тему, как сделать материал "вкуснее", как найти путь к сердцу читателя. А еще строго требовала сдачи запланированных материалов, задавала ритм тонкого и сложного механизма ежедневной газеты...
Я всегда чувствовал поддержку Аллы Анатольевны и как профессионала, и как человека с открытой душой. Сколько лет знаю ее - она всегда проявляла искренний интерес не только к моей профессиональной деятельности, но и жизни моей семьи. Поражает, что Алла Анатольевна помнит про моих детей и при встрече всегда спрашивает об их успехах. Открытость и живость души, стремление помочь - это в крови у Докучаевой.
Приятно осознавать, что время не властно над энергичной натурой Аллы Анатольевны. Она и сегодня в творческом поиске. Пожелаем ей удачи!
Сергей ОСАДЧИЙ.


Алла нас интриговала....

В студенческие годы я подружилась с двумя однокурсницами - заядлыми театралками, и они меня "заразили" любовью к Мельпомене.
Мы были молодыми, легкими на подъем и не пропускали ни одной премьеры. В одном из театров нас даже запомнили билетерши и иногда пускали просто так, как постоянных зрителей. Потом мы начали посещать кружок театральных критиков, и нам разрешали присутствовать на общественных обсуждениях премьер. Вот там-то мы и узнали настоящих "акул" пера в области театральной журналистики. И среди них была неподражаемая Алла Анатольевна Докучаева, обозреватель, долгое время освещавшая вопросы культуры на страницах городской газеты "Вечерняя Уфа".
После каждой премьеры я бегала в киоск "Союзпечати" за "Вечеркой", потому что именно в этой газете публиковали самые интересные рецензии на спектакли. Не помню, как точно называлась рубрика: кажется, "Гостиная" - я ее обожала. Потому что Алла Анатольевна, встречаясь с артистами, чуть-чуть приоткрывала нам, зрителям, уголочек занавеса, за которым рождалась тайна, и еще больше нас интриговала. Думаю, что Докучаева отчасти повлияла на выбор темы моего будущего диплома, которая касалась жанра театральной рецензии. Так получилось, что мой научный руководитель попросил именно ее написать отзыв на эту работу. И отзыв получился очень профессиональный и доброжелательный.
Я благодарна судьбе за то, что она привела меня в дружный коллектив "Вечерки". Многому за годы работы я научилась у своих старших коллег, в том числе и у Аллы Анатольевны. Сегодня не могу похвастаться тем, что часто посещаю спектакли, концерты. Но всякий раз, выбираясь в театр или филармонию, встречаю там Докучаеву. Она, как всегда, с ручкой и блокнотом. Долгой творческой жизни Вам, Алла Анатольевна!
Татьяна БАРАБАШ.


Жду правнуков!


ЭПОХА ДОКУЧАЕВОЙ

Супруги Семен Шапиро и Алла Докучаева.

"Вечерняя Уфа" в юбилейные дни задала Алле Анатольевне Докучаевой, которая отдала служению главной городской газете тридцать три года, один вопрос. Не потому, что нечего спросить. Но хотелось, чтобы именно на страницах нашей городской газеты прозвучало самое заветное, желанное, сокровенное:
- Меня почти не спрашивали о внуках. Их двое: Евгению тридцать лет, Андрею - двадцать пять. Оба, увы, не женаты. А мне так хочется правнука! Внучатая племянница чуть больше года назад родила нам всем на радость Никиту. Чудесный ребенок! Он будит такие нежные чувства, любовное, невероятно трепетное отношение. Вот бы и наши с Семеном Валентиновичем мальчишки подарили малышей.
Еще хочу сказать об учениках. Первыми были Лазарь Данович, Володя Тулупов, Ирек Сабитов. Горжусь ими.
В эти дни не раз говорилось, что можно позавидовать тому, как сложилась моя жизнь, - я не то чтобы против. Просто считаю зависть самой дурной российской, да пожалуй, и общенародной чертой. Белая зависть, нацеливающая на новые свершения, движение вперед, - да. Но когда она подвигает к дурному...
Записала Людмила КОНДРАШОВА.


Бесстрашие

Ко всем теплым словам, которые вечеркинцы сказали своей коллеге Алле Докучаевой в день ее юбилея, а выпадает таковой на 7 января, разрешите добавить пару абзацев. Хочется не просто поздравить Аллу Анатольевну, а как-то сформулировать то, что меня завораживает в ее судьбе журналиста и писателя.
Бесстрашие - хотя бы при переходе из одной профессиональной сферы в другую. Да, пожалуй, так. Литературе (как и всем формам творчества) вредит робость и косность человека, которому всё кажется, что он "не способен", "не достоин"; всю жизнь ему кажется, что "время еще не пришло", и вообще - что, мол, позволено Юпитеру...
Невозможно представить, сколько недополучили и беллетристика, и высокая литература от того, что сотни и тысячи талантливых, опытных, много повидавших и понявших людей не решились - взяться за книгу (даже после десятков лет работы в журналистике), резко поменять свою жизнь, да и вообще - не решились на многое. Жить полной жизнью. Да - в конце концов - и путешествовать, и открывать для себя мир, новые знания и знакомства, как это по сей день делает Алла Анатольевна. Не знаю, свойственны ли ей сомнения и рефлексия - "я не смогу", "я не справлюсь, не стоит и начинать", - подозреваю, что нет: так бесстрашно она бралась и берется за самые разные жанры словесного творчества, и все получается у нее достойно, значительно и со вкусом.
Алла Докучаева - писатель "без комплексов" в хорошем смысле слова: заинтересовал жанр детектива - начала работать в нем (чего не сделали бы девяносто процентов коллег - то ли из глупого предубеждения перед "низкими" жанрами, то ли из боязни провала); добилась успеха - была фактически пионером детектива в Башкирии, да им и осталась, а тот же "Яд "Маскарада" читатели вспоминают до сих пор, - и так же решительно заявила: "С детективами я завязала, потому что слишком много сейчас льется крови с экранов телевизоров". Столь же смелыми были шаги в поэзию для детей, в научную фантастику, а уж жанр книги очерков - это и вовсе "конек" Докучаевой, и пусть сам очерк в таком добротном, по-хорошему "советском" понимании уже почти изгнан из сегодняшних газет.
Когда Алла Анатольевна писала о том, как и из чего появилась ее первая книга "И лишь однажды осветило...", я был в полном восторге, потому что это действительно уникальный художественный опыт, уникальные свидетельства: 60-е, закрытый город Горький, "Красное Сормово", молодые конструкторы создают водный транспорт будущего, - и эта "мечта о будущем" рушится. Так ведь и было: такова судьба, например, экраноплана, который создавался тогда же, так же и на том же "Красном Сормово". В числе тех, кто был там и тогда, видел это и чувствовал - сначала эйфорию, потом крушение надежд, была и молодая горьковская журналистка Алла Докучаева. (Я был в полном восторге, потому что это оказалось созвучно моему замыслу, только мне не довелось увидеть подобное своими глазами, а Алле Анатольевне довелось.) Но свидетелей, участников - были сотни. А воплотила в художественное произведение - она одна. И это тоже - ценнейшая черта личности Аллы Анатольевны. Готовность и способность воплотить то, что видел и знал, в художественную форму: на это отчего-то решаются немногие даже в журналистской среде.
Мы снова и снова возвращаемся к слову "решительность". Что поделать: то важное, чего сегодня не хватает людям, особенно - творцам, художникам.
Не теряйте этого, дорогая Алла Анатольевна.
Игорь САВЕЛЬЕВ,
писатель,
лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича.


Без сантиментов. Но с большою нежностью при том

Книги Аллы Докучаевой я набираю уже лет двадцать. Первое предложение от заместителя главного редактора "Вечерки" о совместной работе не было для меня, молодого сотрудника (наборщика, затем верстальщика), неожиданностью - со свойственной юности самоуверенностью я числила себя лучшим специалистом в этой области. Не возникало сомнений в том, что сделаю все быстро и качественно, к тому же интересно стать первым читателем нового детектива и получить томик с автографом из рук автора...
Вероятно, ожидания заказчика я оправдала, потому что теперь на моей книжной полке - целое собрание сочинений Аллы Анатольевны.
Конечно, тесное сотрудничество совсем не предполагает близких отношений. Однако как-то само собой получается, что Алла Анатольевна всегда в курсе событий моей жизни. Вот, вроде, и спросит-то немного, а уже одно с другим сведено. Без лишней сентиментальности, четко, определенно, при этом - обязательный чай с чем-то вкусненьким, если вдруг я оказываюсь в ее уютном теплом доме.
Чем старше становлюсь сама, тем большее изумление вызывает у меня удивительное трудолюбие Докучаевой. Ведь как у нас заведено? Работа - с девяти до шести, и оставьте меня в покое. А уж вышел на пенсию - законный отдых. Но это не о ней. Книги, очерки, стихи, статьи для газет и журналов - в моем компьютере целый архив Аллы Докучаевой. Кажется, что без ее внимания не остается ни одно значимое событие в жизни города. Даже ежегодный отпуск не проходит в этом смысле бесследно - после каждой поездки рождаются зарисовки, а порой даже целые повести, об увиденных городах, встреченных людях, интересных событиях...
А недавно я была поражена вновь: оказавшись на больничной койке, буквально на третий день Алла Анатольевна позвонила мне и сказала: "Маша, я Вам срочный материал отправила. Сделаете?"
Ну, конечно, сделаю, Алла Анатольевна!
Мария МАТВЕЕВА,
заместитель ответственного секретаря "Вечерней Уфы".


Женщина с мужскою хваткой

Мне легко высчитывать свой трудовой стаж, он равен возрасту главной газеты моего родного города - "Вечерней Уфе". Потому истоки первой городской в определенном смысле лежат на поверхности. Ведь она родилась всего каких-то 45 лет назад, на фоне Вечности это словно вчера...
Помнится, "Вечерка" сразу же заявила о себе как газета с сильным профессиональным стержнем. Журналисты под ее знаменами собрались разные, но всех объединяли чувство профессионального долга, желание сказать новое слово и жажда познания неизведанного...
Так сложилось, что я писала в этой газете о том, о чем размышлять мне было интересно, а это значит, о кино, о театре... В "ВУ" всегда было все четко распределено... Помню, я принесла в редакцию рецензию на новую кинокомедию Леонида Гайдая "Не может быть!" (по произведениям Михаила Зощенко), по привычке зашла к Рашиде Курбангалеевой, которая тогда отвечала за культурную "политику" газеты. "А у нас новая заведующая отделом - Алла Анатольевна Докучаева", - сказала Рашида. И я увидела улыбчивую, на редкость доброжелательную, элегантную молодую женщину, с великолепной речью, богатейшей лексикой. И через 5 минут уже казалось, что я знаю Аллу Анатольевну много лет, так легко и интересно мне с ней было...
Наш диалог - творческий, журналистский, профессиональный - растянулся на десятилетия. Впрочем, в те поры я ощущала себя ее ученицей, хотя уже преподавала в педагогическом институте. Диплом филологического факультета, как известно, - документ широкого профиля, и БГУ дал мне добротную базу. Но профессия журналиста - особая, тем паче в те "строгие" советские времена...
Не будет преувеличением сказать, что я прошла школу самой Докучаевой. Именно поэтому я знаю, что сутью Аллы Анатольевны является следующее: при внешней мягкости, женственности, а со мной - и нежности - у нее, как любил говорить Юрий Федорович Дерфель, "мужское перо". А это значило, что у журналиста не только твердый профессиональный почерк, но есть и гражданская позиция.
...Наш творческий диалог очень скоро перерос в замечательную дружбу, которой я дорожила и гордилась. С годами это не ушло, и я продолжаю следить за успехами удивительной женщины - журналиста, писателя, понимая, что столь неуемные натуры не знают покоя. А это свидетельствует о том, что нас ждут новые книги и новые статьи. Сил Вам, Алла Анатольевна, и здоровья!
Элеонора ФАЙЗУЛЛИНА.

Вернуться назад