Главная > Эксклюзив > Полёты “под потолок” и над облаками

Полёты “под потолок” и над облаками


12-08-2015.
Полёты “под потолок” и над облаками

Накануне праздника представителей “воздушного щита” страны нас посетил майор в запасе Александр Сарычев, вся жизнь которого посвящена авиации. Его рассказ о воинской службе, проходящей в основном “там, за облаками”, мы предлагаем сегодня нашим читателям.

Саша родился в обычной уфимской семье, никак не связанной с военной авиацией. Интересоваться летным делом начал лет с двенадцати - какой мальчишка в этом возрасте не мечтает покорять небо? Александр пошел навстречу своей мечте: для начала записался в школу ДОСААФ на курсы парашютистов (всего в активе Александра Юрьевича 365 прыжков). Там же находилась спортивная секция вертолетного спорта, и юноша сразу понял: вот то, к чему он стремится! Интерес именно к винтокрылым машинам, выполняющим многофункциональные задачи, появился как раз тогда, но, увы - вертолетному спорту обучали парней с 18 лет, а Саше исполнилось всего 16... Однако дело жизни уже было определено, и с этого момента юноша целенаправленно шел к своей цели.
Зная, что родители не одобрят выбор “опасной” профессии, Александр решил заранее не расстраивать маму и отца: сказал, что после окончания школы поступит в авиационный институт (он занимался там классической борьбой, получил III юношеский разряд), а сам отправился в военный комиссариат на разведку - узнать, где имеются летные училища, выпускающие вертолетчиков, и что нужно сделать для поступления. Вдохновлял пример деда - тот всю Великую Отечественную воевал в разведроте, победу встретил в звании подполковника. Внук просто не имел права подвести деда, отказавшись от своей мечты. И вот он получил направление в Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков, успешно прошел строгую медкомиссию.
Дома все сложилось непросто.
...После выпускного вечера Саша пришел домой, как водится, утром, и сразу почувствовал аромат маминых пирогов - праздник! А у мамы слезы на глазах: “Тебе, сынок, повестка! Как же так?”.
Пришлось признаваться - это не на службу в армию, это в военное училище, прибыть - через три дня.
- Такая опасная работа, - плакала мама, сама имевшая отношение к аэрофлоту и знавшая о летной службе не понаслышке.
- Да я только съезжу, город посмотрю, - пытался успокоить ее без пяти минут курсант.
Вечером пришел с работы отец, узнал о новостях.
- Решил? - серьезно спросил у сына.
- Решил.
- Ну, в добрый путь!
Отец всегда поддерживал Александра, поддержал и на этот раз.
Вскоре Сарычев, успешно сдав экзамены, приказом Министра обороны от 5 августа 1982 года был зачислен в училище (точную дату помнит до сих пор). С этого момента началась его военная карьера.
Первое время было немало трудностей. Оно и понятно - приходилось все решения принимать самостоятельно.
- Когда заступал в наряд и пропускал лекции либо тактические занятия, приходилось все самому прорабатывать, - вспоминает Александр Юрьевич.
В училище было настоящее курсантское братство.
- Мы приехали из многих городов, все - с разными характерами, а жили одной большой семьей, старшекурсники никогда не обижали младших, все были вместе.
Ну и в самоволки ходили, бывало. Риск - дело благородное, если в городе тебя ждет любимая девушка. Из поселка Сокол, где находилось летное училище, до Саратова - 16 километров. Последний вечерний автобус уходил туда в 20.00, правда, километрах в восьми располагалась деревушка Поливановка, куда до позднего вечера ходил трамвай. Вот именно на этот вид транспорта Александр и рассчитывал: сделал после отбоя “куклу”, а сам полетел (ну не подходит сюда приземленное слово “побежал”) к любимой. Добрался до дома девушки уже около часа ночи - сидели на скамеечке, смотрели на звезды, разговаривали... Время пролетело незаметно, уже четыре часа, а в шесть - подъем. Надо успеть!
В такую рань никакой транспорт не ходит, но “самовольщику” повезло (видно, судьба всегда принимает сторону истинно любящих), его, уже совсем уставшего, подобрал КРаЗ, везший трубы в соседний поселок. Причем водитель сначала весело помахал “спортсмену” и лишь потом понял, что парень “голосует” и остановил машину. Может, молодость вспомнил?
Вот так, в серьезных трудах, постижении непростого летного дела и не без романтических приключений - какая же юность без них? - пролетело время учебы.
Александр окончил училище в 1986 году и в звании лейтенанта отбыл к первому месту службы - в вертолетный полк, расположенный в городе Сердобске Пензенской области.
Что касается той самой девушки, к которой наш герой бегал в самоволку, то после окончания училища на какое-то время их дороги разошлись. Но жизнь снова соединила их судьбы. В семье Сарычевых появились две девочки, которых отец с любовью называет “мои императрицы” - Екатерина, ей уже 15, готовится поступать в УТИС, а Елизавете пока 8, и она с радостью собирается во второй класс. Но мы чуточку забежали вперед...
Из училища в полк прибыли четыре молодых офицера.
- Когда мы явились к месту службы, командный состав полка собрался, чтобы решить, на какие должности определить молодое пополнение, - продолжает рассказ Александр.
Офицеры сдали зачеты по теории, затем каждый получил допуск для своего пробного летного дня. Из всех прибывших лишь лейтенант Сарычев был назначен командиром экипажа.
На службе показал себя отлично и в 1989 году переводом был направлен в Уфимское высшее военное авиационное училище летчиков, назначен на должность летчика-инструктора. За время службы Сарычев подготовил 70 курсантов.
- Летная работа - тяжелый труд, т
ребующий серьезной физической подготовки и знаний, и в том, и в другом нужно постоянно совершенствоваться, - делится майор.
Подъем - в четыре утра, в пять - отъезд на аэродром. Принятие решения на полеты - через час. А в семь часов - летчики и курсанты уже в небе. Как правило, полеты проходят до 14.00.
Отдельно - вылеты на особые задания, на предельно малой высоте (от 15 до 5 метров, однако Александр Юрьевич признался, что снижались и до метра)... А ещё выполнение сложного пилотажа - горка с пикированием, полеты на внешней подвеске, по укладке мин и расстановке воздушных заграждений и так далее. Боевые дежурства тоже никто не отменял.
... В начале июня 1989 года ночью была объявлена тревога - произошла Улу-Телякская трагедия. С рассветом летчики начали перевозить пострадавших в Уфу. Садились на площадке за госцирком. Многие уфимцы еще помнят тот страшный день и беспрерывный шум вертолетов...
- За время летной службы авиатехника практически не подводила, было лишь два случая, - объясняет Александр. - Один раз в полете загорелось табло основной гидросистемы. По инструкции экипаж за 10 минут должен выбрать площадку и произвести посадку. Что и было проделано - приземление прошло благополучно, авиатехника и летчики не пострадали.
Когда Александр Сарычев был уже командиром звена, он вводил в строй молодого летчика в сложных метеоусловиях, и случилось ЧП. “Вошли в облака, а на высоте 50 метров произошло возгорание керосинового обогревателя КО-50. Это случилось в районе аэродрома. Мы произвели полет по малому кругу, а затем - посадку на отведенную площадку. Я отправил борттехника с огнетушителем в грузовую кабину, где и находился источник возгорания. Пожар был потушен”.
- Что в полетах самое притягательное? Ведь не зря новые и новые поколения мальчишек мечтают о небе. Вас, Александр Юрьевич, мечта не разочаровала?
- Ни в коем случае! - категоричен майор Сарычев. - Кстати, о притягательности - мне очень нравилось, когда полеты шли “под потолок”, на высоте 4,5 тысячи метров, и видно, что Земля круглая. Если такое случалось летом, от ее поверхности шел пар, словно наша планета... дышит. Это удивительно.
А еще завораживает полет над облаками. Голубое небо, яркое солнце, а внизу - белоснежная безбрежная “равнина”, и увидеть там можно все что угодно - горы, какие-то непонятные фигуры или просто вату - это уж у кого как фантазия сработает. Но ощущения незабываемые.
А еще Александр поведал об очень необычном случае, произошедшем с его экипажем в середине 90-х годов.
- Ночью я возвращался с маршрута, при входе в круг (спецтермин) наблюдаю такое явление: населенный пункт Старые Камышлы освещен лучом света необычной формы - в виде лепестка матово-белого цвета. Причем видно каждое строение, машины, дорогу совершенно отчетливо, словно днем, - описывает врезавшееся в память событие наш гость. - Экипажи, находившиеся в воздухе, стали докладывать, что наблюдают то же самое явление. С земли, как оказалось, была видна всего лишь пелена. Руководитель полетов приказал экипажу, находившемуся ближе всех к источнику света, подлететь к лучу. Когда вертолет приблизился на определенное расстояние, экипаж доложил: от луча отделилась точка, а затем, в течение пяти минут, сам луч рассеялся.
Руководство училища направляло донесение об этом неординарном случае в исследовательский институт, занимающийся НЛО. Был ли ответ, Александр Юрьевич не знает. Тайна осталась неразгаданной...
- А вообще, ночные полеты - самые интересные, - улыбается мой собеседник. - Хорошо видно населенные пункты. Вот Уфа - словно гирлянда огней на новогодней елке, невольно становится празднично на душе, и привыкнуть к этой красоте невозможно...
В 1999 году во время оргштатных мероприятий в Вооруженных силах РФ майор Сарычев попал под сокращение. Но с авиацией не расстался - работает в уфимском аэропорту дежурным штурманом.
- Своему любимому делу остаюсь предан, - просто говорит он.

Ирина ШЕМАТОНОВА.
На архивных снимках наш герой - в центре.
Фото Артура САЛИМОВА и из архива семьи Сарычевых.




Полёты “под потолок” и над облаками Полёты “под потолок” и над облаками


Вернуться назад