$ - 92.5919
€ - 100.2704

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Своя изюминка

Наплели… на третью премию


Коллекция «Наследие Вологды» третьекурсниц Института экономики и сервиса УГНТУ Елены Калачевой и Анастасии Одинцовой (на верхнем снимке) заняла третье место на всероссийском конкурсе молодых дизайнеров «Весенний стиль», который проходил в Казани.

Наплели…  на третью премию Наплели…  на третью премию

Уфа географически весьма отдалена от центров кружевоплетения на коклюшках. Этот народный промысел для нашего края не характерен. К счастью, в городе есть любители старинного ремесла, и «Вечерняя Уфа» не раз писала о тех усилиях, которые прилагает к сохранению старорусских традиций педагог Лариса Клих, в частности, о руководимых ею кружке для юных мастериц при подростковом клубе «Радуга» (ОКДПМ «Диалог») и клубе «Плетешок», объединившем взрослых любителей коклюшек. Время от времени в круг увлеченных Ларисой Раисовной кружевниц попадала молодежь, как правило, из числа студенток Уфимского колледжа ремесла и сервиса, где Клих кружевоплетение преподает. Признание на российском уровне студенческой коллекции одежды с элементами вологодского кружева – большой шаг вперед.
Настя и Лена достают из чехлов платья, жакеты, брюки, юбки. Красотища! Играют на яркой ткани вологодские ажуры. Честно признаться, я предполагала, что будут классические, строгие модели для выхода в свет, торжественных событий. А вижу бордовый, желтый, зеленый материал, одежду современного покроя.
- В сочетании современности и традиций - суть нашего проекта. Мы учимся на кафедре технологии и конструирования одежды. Студенты часто, отшивая коллекции, обращаются к народным традициям. Но обычно это стилизация. Нашей целью было применить вологодское кружево в современном костюме, сохранив традиционный рисунок и технологию плетения, - объясняют девушки.
Им кажется несправедливым некоторое забвение ажуров, рождающихся из танца коклюшек. Изысканное кружево не потеряло актуальности. Я рассматриваю эффектные комплекты, в которые вписаны стильные кружевные детали, и соглашаюсь: очень красиво и современно!
- Кто плел? – спрашиваю их, зная, сколь кропотлив труд кружевниц.
- Сами!
Оказывается, года полтора назад девчонки от однокурсницы услышали, что можно освоить плетение на коклюшках. Разыскали Ларису Клих, напросились в ученицы и засели за валики.
На первый взгляд, разобраться в хитросплетении нитей нереально. Деревянные палочки вместо красивого перезвона рождают какофонию, путаются. Но терпение, усидчивость, аккуратность берут-таки верх. Наши новые знакомые начали с кружевных миниатюр типа птичек, потом перешли на воротники. И чем больше погружались в тонкости старорусского помысла, тем больше убеждались: в XXI искусство прабабушек должно получить новый импульс.
Так родилась мысль сделать «Наследие Вологды». Сшили коллекцию буквально за месяц. Институт выделил средства на покупку материала. Выбор пал на искусственную замшу на трикотажной основе. Ткань новая, работать с ней было интересно. К тому же имелась широкая цветовая гамма, а фактура позволила добиться нужного эффекта: стильно и современно.
- Это коллекция прет-а-порте, - рассказывает Елена Калачева, надевая платье насыщенного бордового цвета и берет. – В таком туалете, думаю, уместно появиться в театре. А в брючном костюме – на вечеринке или в клубе. Мы использовали уже имеющиеся воротники, вставки, баску. Это было непросто. Конечно, работа должна строиться иначе: сначала эскизы, потом исполнение. Но плетение на коклюшах требует времени, а время поджимало.
Коклюшки, как говорят мастера, не каждому свою тайну раскрывают. Но если уж подсел человек на кружевоплетение, все, не отпустят. Одинцову и Калачеву, похоже, промысел в плен взял. Был великий соблазн максимально показать возможности вологодского кружева. Но понимали: нельзя переборщить с декором, важно сохранить легкость образов.
Старания начинающих модельеров высоко оценило жюри конкурса «Весенний стиль». В Казань съехались более пятидесяти молодых дизайнеров из Татарстана, Чувашии, Удмуртии, Марий-Эл, в различных номинациях было представлено 37 коллекций. Третье место!
Довольна успехом студенток и научный руководитель проекта кандидат технических наук Венера Юмагулова.
- Я всегда обращаю внимание студентов на содержательную сторону проекта. Мало просто сделать коллекцию, нужно думать, какой смысл она несет, какие задачи решает. Настя и Лена выполнили уникальную для кафедры коллекцию. И даже с учетом того, что это пробная работа, а авторы пока третьекурсницы, результат налицо: удалось на основе народных традиций создать новый художественный образ. Кружево стало изюминкой повседневной молодежной одежды, красота завитков подчеркнута пластикой кроя – нет рваных, резких линий. Это безусловный успех, - говорит Венера Маратовна.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

И ЕЩЁ…
На Руси промысел, пришедший из Европы, назвали «круживо»: от слова «окружать» - наряды отделкой. Или название навеяли северные метели?
В дореволюционной России валик, подставка и коклюшки стоили 1 рубль 50 копеек. Кружевницы зарабатывали до 20 рублей в год, а плели по 16 часов в день.
Сегодня за смену опытная мастерица плетет фрагмент размером с ладошку.
На коклюшки не каждое дерево годится. Подходящую древесину определяют по простоте обработки и звучности, которая зависит даже от возраста дерева. Чаще всего используют березу, верес или ольху.

Дата создание новости 17-05-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 610     Номер: 36(13320)     Версия для печати

26 марта 2024 г. №21(13765)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.