Главная > Ручная работа > Ковры бабы Фисы

Ковры бабы Фисы


5-07-2019.
Ковры лежали в сундуках долго, очень долго. Елена встряхнула полотно и ахнула: «Такую красотищу прятать!» Развернула еще один, другой, следующий – на коврах распускались диковинные цветы, росли деревья, жили звери и люди.

Ковры бабы Фисы

Ковры вышивала троюродная бабушка Елены Беляковой – Анфиса Ивановна Пихтовникова, жительница деревни Занино Кишертского района Пермского края. На самом деле они не такие уж и древние, вышли из-под рук самобытной мастерицы примерно четверть века назад. И все-таки это настоящее богатство. Искусствоведы, глядя на ковры Анфисы Пихтовниковой, в первую очередь обращают внимание на то, что выполнены они в стиле наив, который для текстиля явление довольно редкое. А Елена Валерьевна Бердникова рассказывает удивительную семейную историю.
Тринадцать лет назад ее семья купила дом в Занино. Там их малая родина, в тех краях жили прабабушки, родился дед, да и сейчас много родни. В доме троюродной тети на стене висел дивный ковер. Разглядывать его можно было часами. Мастерица изобразила идиллию, уголок рая, не обретенного на земле, в сюжете переплелось обыденное и сказочное, мечта и любовь. Тетя, заметив интерес, открыла сундук, и оказалось, что ковер не единственный. Анфиса Ивановна вышила их с десяток, раздарила детям, внукам, подругам...
- Решение собрать бабушкины работы, организовать выставку было спонтанным. Но чем дальше, тем отчетливее мы понимали, сколь ценна наша семейная находка. Дети Анфисы Ивановны сохранили ее ковры, не сознавая их художественной ценности. Сберегли как память, как родовую связь. Потянув за эту ниточку, мы обнаружили, что род наш богат на таланты. Буквально в каждой ветви нашлись творческие личности. Так наследие Анфисы Пихтовниковой стало основой фамильного бренда «занинское рукоделие», - рассказывает Белякова.
Юность Анфисы Пихтовниковой выпала на суровые военные годы. Она все же закончила семилетку и уехала учиться в Пермь, в железнодорожный техникум. В родную деревню вернулась с мужем. Работала почтальоном. В любую погоду, пешком ли, на лошади, разносила газеты, письма, телеграммы. Растила пятерых детей, занималась домом и подсобным хозяйством. Любила рукодельничать. После шестидесяти лет взялась вдруг вышивать ковры. Делала их большими, примерно полтора на два метра. Распускала старые вязаные вещи, вручную красила нитки. Сыновья сколотили раму, чтобы вышивать ей было сподручнее.
Художественного образования у бабы Фисы не было, технику объемной ковровой вышивки она сама освоила. Есть люди с душой мастера. Они творят, как чувствуют, как дышат. Будто кто водит их рукой, и сами собой подбираются краски, складываются сюжеты…
Вряд ли Анфиса Ивановна придавала большое значение своему рукоделию. Ведь и ковры в сложные 90-е годы служили не только эстетическим, но и хозяйственно-бытовым целям – тепло, звукоизоляция. Потом, когда жить стало полегче, на смену домотканым пришли фабричные, и работы бабы Фисы отправились в сундук.
Елена Белякова восстановила коллекцию ковров бабушки и организовала несколько выставок – в Коми-Пермяцком этнокультурном центре города Кудымкар, доме народного творчества «Губерния» Перми, в центре народного творчества города Иваново, четыре ковра экспонируются в московском Музее наивного искусства. На днях выставка «Занинское рукоделие. Красота ковров Анфисы Пихтовниковой» открылась в уфимской галерее «Урал». Пермяки привезли в столицу Башкортостана восемь ковров. Выставка будет работать до 26 июля.
По словам Елены Беляковой, бренд «занинское рукоделие» объединяет прошлое (это коллекция Анфисы Пихтовниковой), настоящее (нынешнее творчество) и будущее – работы юных членов фамилии. Лоскутное шитье, вязание крючком, ткачество, народная кукла – много увлечений у потомков бабы Фисы. Они участвуют в ярмарках, обучают ремеслам.
Проект «Занинское рукоделие» активно поддерживает экорасхламление. Ведь ковры Пихтовниковой были созданы из материалов, бывших в употреблении – основой служили старые одеяла и покрывала, а нитки – распущенный трикотаж. Елена говорит, что они принимают у людей ненужный текстиль, перерабатывают в коврики, половики, одеяла. На мастер-классы женщины приходят с мешком заношенных футболок, а уходят с оригинальной поделкой. Сокращается количество выбрасываемого на мусорные полигоны хлама, и мир получает красивую вещь.
Мила ДОРОШЕВИЧ.


Вернуться назад