Главная > Ручная работа > Ремесленные вести из городов и весей

Ремесленные вести из городов и весей


16-08-2013.
Ремесленные вести из городов и весей


Лето мастера ручной работы проводят в путешествиях - отпуска щедро тратятся ими на фестивали, ярмарки, пленэры. Зевать некогда, значительная часть событий, в ходе которых тяжелеет творческий багаж авторов, а без него немыслимо движение вперед, проходит в режиме опен-эйр, в нашем климате более приемлемом до сезона нудных дождей и холодов.


Пьедестал снова наш!

Фестиваль декоративного искусства "Лоскутная мозаика России", который раз в два года собирает в Иваново под свои знамена поклонников пэчворка из разных уголков нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья, - явление удивительное.
Престижная российская биеннале, рожденная на волне народной инициативы в 1997 году, - не просто выставка одеял, панно, сумок, кукол и прочих изделий, собранных в лоскутной технике, а целый комплекс мероприятий, в числе которых следует назвать центральный конкурс "Искусство современного шитья", "круглые столы", мастер-классы, практикумы, экскурсии на ткацкие фабрики Иваново и области, финальный Лоскутный бал.
Все эти хитро переплетенные, проходящие на нескольких площадках события являют собой динамичное действо, целью своей имеющее не раздать всем сестрам по серьгам (читай - вручить призы и дипломы), а возродить, сохранить и развить традиции отечественного текстильного творчества. Авторитетнейшее жюри составляют специалисты Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея, Государственного Российского Дома народного творчества.
Тем более радостно доложить, что уже в третий раз подряд (и это безусловный рекорд ивановской "Мозаики") уфимский народный клуб лоскутного шитья "Надежда" привез из текстильной столицы России прямо-таки град наград и победу высшей пробы - Гран-при за лучшее авторское произведение удостоена Альфия Нугуманова, которая, кстати, "штурмует" фестиваль со дня его основания, девятый раз.
Дебютировала и весьма удачно Елена Шевченко - ее развивающий домик получил специальный диплом. Панно "Аулак" - коллективная работа клуба - также в двадцатке лауреатов.
Об "Аулаке" стоит сказать особо. Работа технически безупречная. Верно прочесть ее удалось немногим. На первый взгляд, изображены причудливые кроны деревьев, а может, крыши домов в окружении геометрических узоров. Однако "надеждинцы", рисуя деревенские посиделки, изобразили... женские сарыки, точнее задники традиционной обувки, затейливо расшитые. ...Подходит к концу тяжелый день, отдыхает природа, отдыхают люди. Сняли девушки башмаки, устроились поудобнее, течет неспешный разговор, прерываемый лишь песней и смехом - "Аулак".
Нынешняя "Лоскутная мозаика", по признанию участников, получилась очень русской. Утверждение несколько странное, учитывая, что представляемая техника является традиционной, народной. Но организаторам биеннале удалось, отойдя от лубочной культуры (чем грешит один из главных конкурентов - фестиваль "Лоскутные узоры", проходящий в Суздале), псевдонародности, показать национальную суть лоскута - американские ткани, европейские швейные машины, современные западные технологии помогли высветить суть исконного. Это уже не возрождение, а утверждение превосходства отечественного декоративного искусства, его новый уровень.
Не верите? Шанс увидеть коллекцию лучших работ высок: коллекция лауреатов будет представлена в ноябре в Москве, а затем станет основой передвижной выставки, которая два года будет колесить по России.

Художества огненного бога

Художник Екатерина Репникова вернулась с XI Международного пленэра "Арт-Жыжаль", проходившего под Бобруйском и собравшего двадцать пять керамистов из России, Украины, Латвии, Молдовы и Белоруссии.
Наткнулась Репникова на информацию на семинаре и загорелась. Подкупил невысокий оргвзнос: две с половиной тысячи рублей за двадцать два дня с полным пансионом. Манило желание попробовать традиционные виды обжигов. И сейчас, пройдя горнило "Арт-Жыжаля", Катя удостоверилась: в электрической печи никогда не достичь того эффекта, что дает обжиг в открытом пламени.
Поначалу было тяжело. Пять дней базу отдыха "Вербки", принявшую пленэр, поливал дождь, участники копали ямы, строили печи, заготавливали дрова, таскали кирпичи, месили шамот. И все это в сумасшедшем ритме, задаваемом отцом-основателем "Арт-Жыжаля" художником Валерием Колтыгиным.
Традиционная тема пленэра - "Скульптура в пространстве интерьера". Нужно было выполнить по два рельефа для украшения детской библиотеки Бобруйска, сувенирную работу и еще одну, предназначенную для местного художественного музея. Задачи объемные, а поскольку многие гончарные технологии участникам были внове, приходилось спешить.
Репникова, с восторгом рассказывая о земляных печах, об обваре, дымлении и раку, пропускает момент, когда открылось второе дыхание и оказалось, что лепится удивительно легко, древние методы результат дают потрясающий и сама природа подталкивает к рождению если не шедевров, то вещей удивительных.
Екатерина оставила на белорусской земле подсвечник в виде ангела, панно на тему пушкинского "Лукоморья" и детской считалочки, "Сказочное дерево", домики, решенные в ее фирменной фольклорно-фантастической манере.
В финале был огненный перфоманс от Колтыгина - показательный обжиг скульптуры.
Полутораметровую фигуру вылепили прямо над горном, специально сооруженным ради такого случая, и до поры укрыли огнеупорной ватой и алюминиевой фольгой. Интригу держали до последнего. В сумерках в топке запылал огонь, из верхней части "куклы" начали рваться языки пламени и, наконец, покровы сняли. В клубах сизого дыма, в сполохах искр предстало багровое изваяние, внутри которого бушевала огненная стихия, из всех отверстий били факелы. А Валерий Аркадьевич вдобавок окроплял скульптуру опилками и глазурью, отчего ввысь устремлялись целые потоки горячих звезд.

Краски Спасской

Ольга Серебренникова, преподаватель декоративно-прикладного искусства детской художественной школы № 1, влюблена в войлок. Тех, кто весной видел ее персональную выставку в галерее "Урал", не нужно убеждать, что Ольга Владимировна мастер редкий - делает и большущие панно, и аксессуары, например, вплетает в шерстяную основу шарфов тончайший шелк, хороши ее сумки. Серебренникова, отправив учеников на летние каникулы, путешествует по ярмаркам ремесленников.
В соседних областях проходит немало фестивалей, на которых рады рукодельникам. Екатеринбург, Челябинск, Казань - с каждым годом адресов становится больше.
Проторила она дорожку на "Город мастеров", проходящий параллельно со знаменитой "Грушинкой". Хвалит Ульяновский фестиваль "На семи ветрах". В этом году на родину Ленина не попала - поехала в Елабугу, на Спасскую ярмарку.
Говорят, что нынче за три дня Спасскую посетили больше ста тысяч человек - туристы (через городок проходят маршруты круизных теплоходов и автобусных туров), жители соседних весей и сами елабужане. Весь этот люд наблюдал за сценой, на которой пели и плясали съехавшиеся со всей России артисты, и восхищался работами мастеров декоративно-прикладного творчества, которые числом почти в девятьсот человек раскинули торговые палатки на Шишкинских прудах. Роспись по дереву, керамика, соломка, украшения, сувениры, утилитарные предметы из кости, рога, стекла, оренбургские "паутинки", кружево, кожа, лен - всего не перечислить.
- Мои компаньонки, тоже войлочницы, попавшие на Спасскую ярмарку впервые, были поражены размахом и атмосферой. В городе был праздник! - рассказывает Ольга Серебренникова. - Порадовали не только отличные продажи - признание. Ирина Щедрова, например, выставившая светильники из войлока, даже поднялась на сцену и получила диплом за оригинальное дизайнерское решение. Необычайно приятно видеть лица людей, которым нравится твоя работа, слышать их благодарные слова. Это заряжает!
Творческая атмосфера, позитивное отношение к мастерам - пока редкость. Хотелось бы, чтобы Башкирия обзавелась аналогичным фестивалем. Пример Елабуги, возродившей старинную ярмарку и за несколько лет из заштатного провинциального городка превратившейся в город-музей, осаждаемый туристами, а в ярмарочные дни становящейся столицей ремесел, - не может не впечатлять.

Людмила КОНДРАШОВА.


Ремесленные вести из городов и весей Ремесленные вести из городов и весей Ремесленные вести из городов и весей

Вернуться назад