Главная > Ручная работа > Клоунесса и ее “Буратино”

Клоунесса и ее “Буратино”


1-11-2013.
Клоунесса и ее “Буратино”

Необходимость встречи с Ларисой Беляевой подсказали куклы. С начала девяностых годов из рук Ларисы Юрьевны вышло их семь сотен, и если усадить всех разом в театральные кресла, то партер Русской драмы будет заполнен. Еще одним поводом увидеться стало грядущее выступление на “Празднике мастера “ коллектива “Буратино”. Это “Театр, в котором играют дети”, а наша героиня в нем едина во всех лицах - руководитель, режиссер, костюмер - и кукол для постановок тоже делает сама.

Скорее всего, дети покажут сказку “Колобок”. Лариса достает из огромного пакета огненную лису, туловищем которой стал мохнатый, купленный в сэконд-хенде шарф, и показывает, как хитрюга Колобка слопает. Потом из того же мешка появляется смешная, донельзя разноцветная пиявочка Лерочка - героиня “Сказки о чистой и светлой любви”. Это пока секрет. Спектакль в планах, замыслах, режиссерских фантазиях, но “Буратино “ непременно будет его играть. Придуманная Валерием Роньшиным коротенькая история о любви лягушонка к пиявке многому может научить.
Потом мы рассматривали Крошечку-терешечку и Мечтателя, пиликающего на скрипочке. Краткие импровизации встряхнули редакционный кабинет, оживили коллег и заставили забыть о дожде, бьющемся в окна.
Куклы Ларисы Беляевой удивительны. Они выделяются из ряда игрушек, которые сейчас взялся мастерить всяк, кому не лень. Во-первых, у нее завидная школа. Во-вторых, кукла - и это совершенно точно - всегда чем-то похожа на автора, потому все “детки” Ларисы Юрьевны добрые, бесшабашные, с юмором смотрят на патовые ситуации, из которых достойно выходят. Наконец, они, часто сделанные буквально из ничего: остатков, обрезков, обрывков, художественны и несут печать стиля.
...В 17 лет выпускница школы, провалившись в Москве и не поступив в Уфе на истфак, Лариса Беляева пришла в Башкирский государственный театр кукол, который стал ее колыбелью. Полтора месяца проработала “на вешалке”, потом повысили до бутафора. Там научилась кукольному делу, там определилась линия ее жизни - прерывистая, с зигзагами и поворотами, но четкая и верная, споро бегущая театральным курсом. Вообще, жизнь Ларисы Юрьевны очень театральна. Не в смысле нарочитости и наигранности. Она никогда не училась актерскому мастерству, не имеет режиссерского образования, а крепко связана с театром. Амплуа клоунессы объясняет многое в жизненной позиции. Вот, например, долго работала с Ольгой Коробицыной в детском образцовом театре кукол “Непоседа” при Дворце культуры УЗЭМИК (тогда - РТИ). Занималась костюмами, декорациями и много еще чем, числясь при этом кастеляншей. Вспоминает со смешком - какие пустяки. Сейчас тянет коллектив, в котором играют дети, - “Буратино”. Разрываясь между требованиями составлять методички, учебные планы, расписания и неодолимым стремлением привить детям любовь к театру. Сокрушаясь, что недостает денег и ее мизерная зарплата не покрывает насущных расходов. А речь-то идет, смешно сказать, о каких-то пятистах рублях в месяц. Только представьте, одной купюры хватит, чтобы возвысить души тридцати уфимских ребятишек. И пусть только одна девочка написала в анкете, что хочет стать режиссером. При чем тут профессия?

Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.

Клоунесса и ее “Буратино” Клоунесса и ее “Буратино” Клоунесса и ее “Буратино” Клоунесса и ее “Буратино”

Вернуться назад