Главная > Ручная работа > Знатная кукла!

Знатная кукла!


20-01-2017.
Знатная кукла!

В первые дни января в Уфе состоялся семинар, посвященный кукле знати. Его провела Ольга Михайловна Олонцева, известный кукольный мастер из Новгорода. Инициатором проведения семинара были студия "Кускар" и Людмила Василькова, руководитель клуба народных традиций "Краснотал".

Если бы читатель знал, скольких усилий стоило зазвать в Уфу Ольгу Михайловну! Рабочий график кукольницы расписан на несколько месяцев вперед, по стране с мастер-классами она ездит не столь активно, столица Башкортостана - четвертый российский город, в котором Олонцева делилась секретами изготовления царской игрушки.
Чтобы убедить читателя в неординарности состоявшегося события, начать придется издалека. В последние годы растет интерес широкой публики к народной кукле. Уже не только специалисты могут поведать о славянских куклах-закрутках, о том, для чего они создавались, от каких напастей оберегали, почему были безликими. Воссозданные нашими современницами теплые, добрые рукотворные куколки из пестрых ситчиков подкупили людские сердца и поселились в квартирах с евроремонтом. Травницами и Крупеничками сегодня никого не удивишь.
Но в истории кукольного мира еще немало неоткрытых глав. Одна из таких страниц - так называемая кукла знати. В старину куклами забавлялись не только крестьянские дети, но и отпрыски богатых семейств, и даже наследники престола. Разумеется, они отличались от тех, которыми играли простолюдины, и конструкцией, и материалами, и декором. Изготавливали их мастерицы шелкового и золотного шитья из батистовых, шелковых, парчовых лоскутков, отделывали бисером, цветным стеклом, узорной тесьмой.
Образцов высокородных тряпичных кукол сохранилось совсем немного, максимум два десятка. Лишь несколько российских музеев могут похвастаться такими экспонатами. Например, в Оружейной палате Московского Кремля есть куклы бояр Романовых, в Государственном историческом музее (Москва) - куклы из собрания промышленника и коллекционера Петра Ивановича Щукина. Знатные игрушки в русских национальных костюмах хранятся в Художественно-педагогическом музее игрушки (Сергиев Посад), одна находится в Ярославле, в Историко-художественном музее-заповеднике.
Куклы из разных музейных коллекций похожи как сестры. Все одинаковой формы и конструкции, размером от 26 до 33 сантиметров. Мягкие, неплотно набитые фигуры с подвижными ручками и ножками выполнены из льняного полотна, наряжены в праздничную женскую одежду, имитирующую традиционное платье, которое носили в XVIII веке боярыни, знатные горожанки, придворные особы.
Совсем недавно, в 2015 году, из фондов Новгородского государственного музея-заповедника извлекли еще одну "королевишну", изготовленную, как предполагают эксперты, в XVIII либо начале XIX века. Возможно, в царские времена она и выставлялась, но в СССР попала под запрет, надолго оказалась в запасниках. Замерить и описать находку доверили Ольге Олонцевой, руководителю клуба "Традиционная кукла". Реставратор трудилась полгода! Восстанавливала ткань, разбирала по деталям одежду, головной убор, очищала от пыли и грязи, укрепляла. Ориентировалась на сохранившиеся старинные фотографии. Затем Ольга Михайловна разработала технологию изготовления куклы знати. Итогом стала выставка "История одной куклы" в Детском музейном центре Великого Новгорода. Теперь вы понимаете, что уфимским мастерицам посчастливилось получить ценнейшую информацию из первых рук?
...Семинар длился три дня. Наши землячки, мечтавшие освоить технологию шитья, внимали советам Ольги Михайловны с утра до вечера. Рассматривали копию игрушки, старались повторить. Задача не из простых. Новгородская кукла знати в высоту 25 сантиметров, одета в праздничный костюм Севера - сарафан и душегрею из набивного шелка, украшенные металлической тесьмой. На голове - девичья повязка и поверх нее прорезной "венец", декорированный блестками, мелким монастырским бисером и металлическим же галуном. Лицо исполнено в традиции древнерусского художественного шитья: глаза вышиты в форме косточек, соболиные брови, сжатые губы рубинового цвета и наклеенные щечки - такой прием характерен только для новгородской куклы.
- Это практически ювелирное искусство. Кукла знати в русской традиции стоит особняком. Закрутку раз-два и сделал. А здесь нужно множеством специальных приемов владеть, - объясняет наша гостья.
Например, необходимо освоить жгутиковую конструкцию, научиться обтягивать каркас шелком, вышивать личико... Особой тщательности и аккуратности потребовали пальчики, скрученные из тончайшего шелка. Для душегреи понадобился особый клей. Его по старинному рецепту сварили прямо на занятии. Корпели мастерицы над вышивкой бисером и пайетками, плели украшения...
Конечно, трех дней оказалось мало, и кукольницы, проводив педагога, продолжили начатую работу уже самостоятельно. Надеюсь, что результаты их трудов мы увидим на ближайших выставках кукол.

Стелла МАРКОВА,
руководитель студи
Фото автора.

Вернуться назад