$ - 92.1314
€ - 98.7079

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Сила духа и звучание сердца…


Сила духа и звучание сердца…

Мне глубоко запало в душу его высказывание о… колокольном звоне: «В нем – сила и звучание самого человека». А ведь он сказал о себе. И сказал удивительно точно и емко – звучание человека… В этом заключается очень многое: и любовь, и увлечения, и сердечность, и доброта. И звучит в моем герое все это очень мощно и красиво.
А не будь его, этого звучания – состоялся бы выдающийся ученый, блестящий врач, талантливый педагог, беспокойный и неустанный общественный деятель Шамиль Ханафиевич Ганцев? Нет сомнения, состоялся бы. Гарантом тому сполна послужили бы сила духа и пытливость ума, которые просто кипят в этом человеке. Но беспокойное и по-дворянски благородное сердце добавляет такие сочные краски в его портрет, что мы не просто преклоняемся перед его достижениями. Все, кто знает заслуженного деятеля науки России и Башкортостана, академика Российской академии естествознания, действительного члена Академии наук Республики Башкортостан профессора Шамиля Ганцева, уважают и любят в первую очередь Человека с большой буквы. Понимаю, что выражаюсь пафосно, но все же – кто возразит тому, что это самое большое достижение в жизни каждого?
Сила и звучание… В нашем разговоре не нашлось места сантиментам и лирике, мой герой просто так душу не распахивает, хотя мы знакомы не один год. Он – реалист до мозга костей. И не привык прятать суть за красивыми словами. Говорит как есть, порой удивляя обнаженностью правды. Он такой. Умеющий слушать собеседника, выдержанный при любых обстоятельствах, всегда доброжелательный. И – моложавый! Мой комплимент Шамиль Ханафиевич пропускает мимо ушей. Как и не придает какого-то особого значения предстоящему в понедельник, 19 апреля, событию в своей жизни – семидесятилетию. Но это действительно событие. Для медицинской общественности республики, для всех нас…

Я всегда знал, что Шамиль Ганцев – выдающийся онколог. Да что там выдающийся – создатель научно-практической школы онкологов Республики Башкортостан. Понятия Ганцев и онкология были для меня чем-то единым и неделимым. И когда я впервые услышал о нем как о блестящем хирурге – и не от кого-нибудь, а от профессоров медицины! – то поначалу даже не понял: о нем ли речь? И был устыжен за невежество, ибо, оказывается, знал о Шамиле Ханафиевиче ой как далеко не все…
О дворянском благородстве сердца я упомянул не зря: мама будущего профессора была из известного каждому уфимцу дворянского рода Еникеевых. Отец - фронтовик, вернулся с войны с наградами и ранениями. Медиков в семье не было, и о медицинском институте паренек даже не помышлял. Рос как все мальчишки, играл в футбол, хоккей, очень любил настольный теннис. Среди любимых магазинов были книжный - «Знание» и «Спорттовары», что по улице Ленина. Участвовал и побеждал в олимпиадах по физике, химии, математике, спортивных соревнованиях различного ранга. Окончив с медалью уфимскую среднюю школу №2, вознамерился поступать в авиационный. Мама советовала: «Ты добрый. Иди в адвокаты!» Парень отшучивался: «Может, лучше сразу в прокуроры?» Но вдруг и авиационный ушел на второй план, а повлияла на смену его решения, сама того не подозревая, старшая сестра Халида. Она училась в мединституте (сегодня Халида Ханафиевна Ганцева – известный ученый и педагог, доктор наук, профессор), и пытливый парень часто листал ее учебники. «У них был свой запах! У учебника анатомии, учебника химии… Я разглядывал страницы, на которых кто-то оставил свои пометки. Я прикасался к какому-то особому, загадочному для меня и манящему миру. И я решил: иду в медицинский». Как медалист, блестяще сдал один экзамен по физике и был зачислен на первый курс лечебного факультета.
Зная, что во всех странах традиционно сильна именно военная медицина, юноша хотел стать военным врачом. Но впервые попав в операционную и увидев сердце человека, понял: хирургия - вот его стезя! И необязательно военная. «Помню, как я впервые увидел сердце. Потом встречаю свою школьную учительницу Асию Баязитовну и эмоционально ей рассказываю: «Я видел сердце!» Она спрашивает: «И как?» - «Оно стучит. Тик-так, тик-так… Но его, оказывается, можно остановить, полечить и запустить снова. Это ли не чудо?» Может, стать кардиохирургом? Но судьбе было угодно, чтобы молодой врач попал в неотложную хирургию. Он вспоминает просто сумасшедшие будни тех лет, и именно тогда он закалился и возмужал как хирург. «Привозят на скорой больного. У меня нет времени на анализы, неспешную диагностику. Я должен за час-полтора выяснить что с ним и, если надо, отправить поступившего на операционный стол. Какое там время на раздумья, когда анестезиолог кричит тебе на бегу: «Шамиль! Остановка сердца!» За сутки иногда до двенадцати операций делал. Я считаю, что любой хирург, если он хочет стать профессионалом, должен пройти школу неотложной хирургии».
Из качеств, необходимых хирургу, чтобы состояться в профессии, мой собеседник в первую очередь называет решительность. Боишься, не можешь решиться, взяв скальпель, принять на себя и огромную ответственность?! Тогда ты ошибся в выборе специализации. Поищи что-нибудь поспокойнее.
Кстати, особый вкус к хирургии Шамиль Ганцев ощутил, ассистируя еще студентом третьего курса на своей первой операции (которая, кстати, проходила в стенах онкодиспансера – судьба?). «Оперируют два хирурга и все время приговаривают: «Эйбэ-эт, эйбэ-эт…» Я-то понимаю, что по-башкирски и по-татарски это слово означает «хорошо». Но не уразумею: что хорошо? После операции, конечно, спросил. И они ответили: «Мы радовались, что операция получилась… красивая!» Операция может быть красивой?! А ведь действительно: все, что делают человеческие руки, должно быть не просто добротным, качественным, но и красивым! Я навсегда запомнил, как шили те два хирурга – заглядишься!»
Пятнадцать лет молодой хирург успешно оперировал в больницах №6, №8, №21. Засиживаться на одном месте не давало постоянное стремление к новому вкупе с абсолютным отсутствием консерватизма. Именно поэтому он принял неожиданное предложение от тогдашнего ректора медицинского института Феликса Камилова возглавить кафедру онкологии. «Я верю в тебя, - сказал Феликс Хусаинович. – Задача стоит непростая: поднять онкологическую науку в республике на качественно новый уровень». Уровень же оной в то время был действительно в незавидном состоянии: ни докторов наук, ни кандидатов… Забегая вперед, скажу, на сегодняшний день Шамиль Ханафиевич взрастил 150 кандидатов наук, из которых 18 защитили диссертации на докторскую ученую степень! На фоне этого вопрос о сегодняшнем состоянии онкологической науки в Башкортостане становится просто нелепым.
И теперь, читатель, говоря о стезе онкологической, я буду с удовольствием употреблять эпитет «лучший», ибо это уже не эмоции, как в самом начале нашего повествования, а официально признанные факты. Сначала о впечатляющих цифрах. На сегодняшний день Шамиль Ханафиевич Ганцев является автором 12 учебников, 6 атласов, 2 практикумов, 18 руководств для практической деятельности, 23 монографий, более 70 изобретений и более чем 1000 научных публикаций («Сейчас пишу новый учебник», - поведал он мне. А буквально на днях ученый получил очередной – международный! – патент на новый лекарственный препарат).
Касаемо же эпитетов, его «Атлас по онкологии» официально был признан лучшим в России, как и целый ряд учебников. И именно с именем Шамиля Ганцева связана важнейшая веха в профессиональном медицинском образовании республики – информатизация. В 2000 году совместно с академиком Валерием Ивановичем Чиссовым они издали первый российский мультимедийный учебник «Онкология», и Ганцев стал лауреатом Государственной премии Республики Башкортостан в области науки и техники. Я не берусь сейчас перечислять все титулы и регалии моего героя, ибо число их огромно. Но с удовольствием упомяну телевизионную премию «Герой нашего времени» в номинации «Доброе дело». Ибо именно добрых дел совершено профессором Ганцевым очень и очень много.

- Как-то в одном из интервью Вы сказали, что для достижения успеха нужны сплав интеллекта и амбициозности. Спустя годы Вы остались при своем мнении?

- Конечно. Интеллект и здоровая амбициозность! Надо всегда упорно идти вперед, ни в коем случае не останавливаться. Идти – но не наглея и не расталкивая никого локтями.

- Вы всегда на переднем крае и науки и практики, но, хотя бы в силу своих лет, Вы человек старой формации. И я знаю, что для Вас дороги такие понятия, как личность врача, психологический контакт с больным. Вам комфортно в наше суетливое и чрезмерно оптимизированное время?
- Вполне. Да, сейчас время стандартов. Сейчас мы не можем себе позволить роскошь готовить больного к операции в стационаре десять дней. Два-три дня максимум. И времени на задушевные разговоры не остается. Я в контакте с больным ровно столько часов, сколько требуется для успешного лечения. Куда деваться – грядет эпоха роботов…

- И робот станет лучше талантливого хирурга?
- Да. Ибо он будет совершенен и в своих знаниях, и в заложенных навыках.

- Печально…
- Да ничего печального. Повторю: сейчас время стандартов. Раньше было больше искусства, согласен. Но это ушло безвозвратно.

- Как Вам сегодняшние студенты?
- Хорошие студенты…

- Нынче молодежь подыскивает специальности, в которых можно много зарабатывать. Медицина априори этого не гарантирует. Сюда идут по призванию?
- Не всегда. Очень часто того хотят родители абитуриентов. Ведь профессия врача во все времена остается благородной и востребованной.

- Ваши сын и дочь, доктор медицинских наук Камиль Шамилевич и кандидат медицинских наук Рената Шамилевна - талантливые ученые и врачи. Сам Бог велел пойти по стопам отца?
- Помните, я говорил об атмосфере, об учебниках сестры? Она одна в семье подспудно повлияла на мой выбор. А тут… У моих детей, между прочим, дед был не кто-нибудь, а академик, профессор Наиль Гайнатович Гатауллин. Но я никогда не навязывал своим детям выбор профессии. Они видели, какой уставший и взмыленный я возвращался домой, и с детства имели представление о профессии врача. И сами сделали свой выбор, которому я, конечно, очень рад. А вот внуки и внучки – их у меня семеро – стремятся уже кто куда. Кто хочет в экономику, кто еще в какую-нибудь сферу. И на здоровье!
Говоря с директором НИИ онкологии Башгосмедуниверситета и директором клиники онкологии Республиканского онкологического центра, я не мог не перейти к теме болезни, которая так всех пугает. Шамиль Ханафиевич огорошил: онкологических больных со временем будет… больше. Ведь растет продолжительность человеческой жизни, будет больше стариков – тех, чей организм и подвержен атаке этой болезни.
«Надо понимать, что рак – это не просто какая-то нехорошая опухоль, которую важно вовремя обнаружить и удалить. Это биологический процесс. Это сбой в организме человека как в биологической системе. Кто-то не поймет, когда я говорю о раке без… рака. То есть без опухоли. Мы сегодня ведем речь о клеточном уровне. О раннем прогнозировании и диагностике. Здесь огромную роль играет генетика. Способны ли мы на нее повлиять? Мы вплотную обращаемся к иммунологии. И порой приходим к прямо противоположным, нежели десяток лет назад, выводам. Вот вы пару лет назад удивились, когда я сказал, что в нашем онкоцентре операция – это крайний метод. Многие так и думают, что мы только и знай, что отрезаем да удаляем. А мы лечим. И непознанного здесь больше, чем открытий».
Достижения профессора Ганцева впечатляют. Это плоды сверхработоспособности. И я уже не спрашиваю, как его хватало и хватает на активную общественную деятельность. Работа в Общественной палате Башкортостана, России, руководство общественным научно-техническим советом технопарка «Сколково»…
Но это Ганцев. И объяснений тому два. Помните? Сила и звучание!

Вячеслав ГОЛОВ.

Олег Владимирович Галимов, заслуженный врач России, заслуженный врач Башкортостана, заслуженный деятель науки РБ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой хирургических болезней и новых технологий с курсом ИДПО Башгосмедуниверситета:
- Шамиль Ханафиевич был моим первым учителем по хирургии. Еще второкурсником я попал на его операцию. С тех пор прошло более сорока лет, и видел я его в разных ситуациях – и радостных, и драматических. Но из любых, даже самых экстремальных, ситуаций он выходил достойно! Огромный профессионализм и высокие моральные качества! Он отличный семьянин и мудро смотрит на все сквозь призму человеческих отношений. Он очень креативный, творческий педагог, ученый и врач, что и притягивает к нему людей.

Валерий Уралович Сатаев, доктор медицинских наук, профессор кафедры детской хирургии с курсом ИДПО, заместитель декана педиатрического факультета Башгосмедуниверситета:
- Шамиль Ханафиевич – непререкаемый авторитет в ученом мире. И не только в России, но и далеко за рубежом. Любая его монография становится настольной книгой не только для онкологов, но и для врачей других специальностей. Он для всех нас пример и как ученый, и как человек. Хочу особо отметить это счастливое сочетание таланта врача, ученого с достойными человеческими качествами. Скажу так, я был бы счастлив, если бы меня окружали только такие люди, как Шамиль Ханафиевич Ганцев.

Сила духа и звучание сердца…

Сила духа и звучание сердца…

Сила духа и звучание сердца…

Сила духа и звучание сердца…

Дата создание новости 16-04-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 2 653     Номер: 26(13496)     Версия для печати

23 апреля 2024 г. №28(13772)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.