Главная > ЗДОРОВЬЕ > На УЗИ – через десять дней

На УЗИ – через десять дней


20-05-2016.

Хотя многие медицинские услуги включены в программу госгарантий и брать с пациентов деньги за них запрещено, очереди в кассу в поликлиниках сейчас не редкость. Предметом торга становятся сроки оказания медпомощи: не торопишься - добро пожаловать в "лист ожидания", хочешь быстрее - лучше заплатить.


Такая схема практически безопасна для руководства лечебно-профилактических учреждений: никто никого не вводит в заблуждение и ни к чему не принуждает. А невозможность своевременно предоставить медуслугу объясняют "объективными причинами": нехватка оборудования, дефицит персонала. При этом с жизнеугрожающими состояниями доктора обычно не шутят, а вот массаж, назначенный неврологом грудничку, можно ждать год.
Вряд ли на стенде в холле поликлинике вы увидите список конкретных видов медуслуг с указанием предельных сроков ожидания. Загляните на сайт территориального фонда ОМС. Там в свободном доступе находится текст Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2016 год. Изучив его, узнаете, сколько положено ждать приема врача, плановых диагностических исследований, госпитализации.
Например, плановая госпитализация оказывается не позже 14 дней после выдачи направления, медпомощь по неотложным показаниям в амбулаторных условиях - в день обращения. Срок ожидания приема участковыми педиатрами и терапевтами не должен превышать 24 часов с момента обращения пациента, врачей-специалистов - 10 рабочих дней.
Срок ожидания диагностических инструментальных исследований (рентген, функциональная диагностика, УЗИ) и лабораторных исследований в плановом порядке - не более 10 рабочих дней с момента установления их необходимости. Срок ожидания КТ, МРТ и ангиографии - не более 20 дней.
Так что если врач говорит, что бесплатного УЗИ или КТ нужно ждать два месяца, а платно обследование можно сделать уже завтра, то загляните в программу госгарантий. Нужно ли платить за назначенное врачом исследование, можно узнать в еще одном документе - стандарте оказания медицинской помощи при тех или иных видах заболеваний. Стандарт лечения - это утвержденный Минздравом России список бесплатных услуг и лекарств, разработанных для определенного заболевания. Проще говоря - чем и как должны лечить.
Знать стандарты желательно еще и потому, что нередко пациентам заявляют о невозможности предоставить какую-то услугу в своей поликлинике и предлагают сделать это за плату в определенной медорганизации. Это незаконно. Если исследование входит в стандарт, то врач должен выдать пациенту письменное направление туда, где его проведут бесплатно по полису ОМС. Платной является только диагностика, не указанная в стандарте.
По словам главы "Лиги пациентов" Александра Северского, сроки ожидания многих услуг не прописаны в программе госгарантий и фактически отданы на откуп поликлиникам. Северский считает, что пациент может использовать это в свою пользу. Если врач назначил какую-то процедуру, входящую в программу госгарантий, а больного поставили в многомесячную очередь, можно говорить о нарушении его прав. Если в программе госгарантий ничего не сказано о предельных сроках выполнения конкретной процедуры, значит, она должна быть проведена немедленно. И пациент может жаловаться на оставление без помощи и угрозу жизни и здоровью. Возможно, что это совсем и не так, но пациент же не должен обладать медицинской грамотностью, и это очень удобно с правовой точки зрения.
В основном нарушение сроков происходит на этапе поликлиник. Можно согласиться, что в них не хватает персонала, а нагрузка на имеющийся повышена, посочувствовать и заплатить в кассу деньги. Есть и второй вариант - обратиться в страховую компанию, которая выдала полис ОМС. Ни в одном официальном документе не сказано, что если штат медорганизации не укомплектован, то предельные сроки ожидания медпомощи можно нарушать. Если деньги за положенное бесплатно уже отданы, обращайтесь в страховую компанию с заявлением о защите прав пациента и требованием возврата денежных средств.
Если пациента вынуждают оплачивать стандартную диагностику или лечение, обратитесь к главному врачу, пообещав после оплаты написать в страховую компанию заявление на возмещение потраченных средств. Если не помогает, держите свое обещание и обращайтесь в страховую компанию, территориальный фонд ОМС или региональный Минздрав по телефонам "горячей линии". Но обычно руководители поликлиник стараются уладить конфликт полюбовно. Ни одному главврачу не нужны эти проблемы: одно дело отказать на словах, и совсем другое - в письменном виде. Это уже основание для обращения в прокуратуру.

Подготовила Мила ДОРОШЕВИЧ по материалам сайта medportal.ru.


Вернуться назад