Главная > Мамин класс > Солнечная планка стоит высоко

Солнечная планка стоит высоко


12-12-2017.
Солнечная планка  стоит высоко

1 сентября Витя Костин поступил в первый А класс уфимской школы № 87.
В обычный класс средней общеобразовательной школы. Через десять дней первашу исполнится девять лет, и у него синдром Дауна.


Стандартный удел таких ребятишек - коррекционные учреждения либо коррекционные классы. Как солнечный первоклассник справляется с учебной нагрузкой, нравится ли ему в школе, и почему родители отказались от обычного пути, мы разбираемся с Кристиной, мамой Вити.
Вообще-то Витюша - наш старый знакомый. Три года назад он уже был героем публикации "Вечерки". Газета рассказывала о том, что мальчик посещает рядовой детский сад наравне со здоровыми сверстниками.
Тогда родители тоже рисковали, шли наперекор общественному мнению. Не сразу им удалось найти дошкольное учреждение, в которое согласились принять ребенка с синдромом Дауна. Навстречу пошла Елена Фатихова, заведующая детским садом №220, хоть и не было опыта работы с ребятишками с ограниченными возможностями здоровья. Откликнулась, и Витя не подвел. Никаких особенных проблем он воспитателям не доставлял, специального внимания не требовал. Отлично влился в коллектив, ребята его приняли и с удовольствием опекали, считая, что он "просто маленький". Елена Александровна потом даже извинилась перед мамой за свое недоверие и настороженность.
И вот теперь новая высота.
- Я всегда была уверена, что главное - поверить в ребенка, дать ему шанс, и он обязательно справится, - говорит Кристина Костина, - а три месяца школьной жизни еще более утвердили меня в этом. Витя бежит в школу с радостью, после уроков выходит довольный. Посещает театральный кружок. Наша учительница Елена Павловна Соловьева его хвалит, а на мои вопросы отвечает, что оснований беспокоиться пока нет. Думаю, ее внимание, педагогический опыт играют неоценимую роль.
Сначала Костины очень переживали: будет ли Витюша успевать. Речь не только об учебной нагрузке. Оценки их и сейчас не очень-то беспокоят. Волновались, сможет ли Витя быстро переодеться на физкультуру, перекусить в столовой, найдет ли сам дорогу на третий этаж, к нужному кабинету. Напрасно тревожились. Ну да, он все делает чуть медленнее других. И все же справляется с некоторыми задачами не хуже иных копуш и провожать себя до класса не разрешает.
На подготовку мальчик ходил по месту жительства, в школу №129, но там сразу сказали, что в первый класс его не возьмут. Костины побывали еще в нескольких школах. Везде слышали отказы, чувствовали негатив. А в 87-й, которая является инклюзивной и известна опытом работы с особыми школьниками, есть коррекционные классы. Отправились на улицу Нежинскую. Опять не повезло - нынче коррекционный класс не набирался. Костины уже почти расстроились, а директор Екатерина Петровна Камышлова внимательно посмотрела на Витюшу и сказала: есть другое решение. Но прежде отправила его на собеседование к школьному психологу. Услышав хороший отзыв, предложила отдать мальчика в обычный класс.
Специалисты псхолого-медико-педагогической комиссии, вначале рекомендовавшие Виктору Костину обучение по программе VIII вида, пересмотрели свой вердикт и тоже разрешили учиться в средней общеобразовательной школе.
"Давайте попробуем! Отступить никогда не поздно!" - согласитесь, такой подход педагогов к особому ребенку, дающий возможность взять высокую планку, достоин похвалы. И главное, он совпадал с мнением родителей, которые стремятся максимально адаптировать своего солнечного сына в обществе.
Кристина говорит, что они не делают ничего особенного. Просто всегда относились к Вите, как к самому обычному мальчишке: бывали с ним в общественных местах, посещали все мероприятия, на которые их приглашали, а в городе в последнее время в рамках инклюзивных проектов организуется множество интереснейших событий, гуляли на детских площадках с другими малышами. И никогда не стеснялись того, что у их старшего сына лишняя хромосома.
При всей очевидной правильности такого подхода - принять дитя таким, как есть, он не всем семьям по плечу. Немало примеров, когда детей изолируют. Мама Вити же уверена, что уровень, которого он достиг, - результат именно открытого общения.
"Я никогда не сидела над Витей дома, не заставляла его заниматься. Мне было проще доверить его развитие профессионалам. Повезло, что рядом оказались специалисты, которые верили в Витюшку даже больше, чем мы сами. С девяти месяцев мы раз в неделю занимались с дефектологом в коррекционном детском саду, до трех лет каждые три месяца проходили десятидневные курсы при реабилитационном центре. Ездили туда на общественном транспорте через весь город. Когда Вите было три года восемь месяцев, пошли в обычный детский сад и дополнительно брали уроки у логопеда. С шести лет раз в неделю посещали группу подготовки к школе при центре "Мы вместе" (этот центр открыт региональной общественной организацией "СоДействие", костяк которой составляют семьи, воспитывающие ребят с синдромом Дауна). Плюс еще горные лыжи, ролики, занятия НУМИКОН - это программа обучения математическим навыкам с помощью специальных разноцветных шаблонов", - Критстина перечисляет, и я понимаю, что не каждого здорового ребенка родители развивают столь разносторонне.
Очень поддерживает особые семьи "СоДействие". Кристина благодарна его председателю Людмиле Сахаповой. Она много занимается продвижением инклюзии в Уфе, ее солнечная дочь Настя учится в школе №95, и советы Людмилы Ивановны, как мамы и опытного специалиста, дорогого стоят.
Нужно добавить, что Костины - семья многодетная. Кроме Витюши растут пятилетний Семен и Мила, которая недавно отпраздновала второй день рождения. Тем, кто округляет глаза: "Как, имея ребенка с синдром Дауна, вы решились на второго?!", Кристина и Денис отвечают, что, имея поддержу близких, нестрашно и пятерых родить. К тому же появление братика и сестренки старшему пошло на пользу. Сначала Витя заботился о братишке, позже они стали вместе играть, а сейчас Витя учит Сему алфавиту, цифрам, и они вместе ухаживают за Милой.
Крепкая подготовка к школе очень выручила. К счастью, Витя усидчивый ребенок, в числе его любимых занятий пазлы и конструкторы. Потому просидеть урок за партой для него не проблема. Осваивает ли учебный материал? Да. Устно на уроках пока не отвечает, а с письменными заданиями вполне справляется. Выписанные им буквы в тетрадке ничуть не корявее, чем у других, и примеры решаются, и читать стал бойчее.
Как с одноклассниками? Подружился! Он ведь солнечный в полном смысле этого слова. Вообще, дети с синдромом Дауна открыты, доброжелательны, чутки, эмоциональны. А наш герой к тому же вырос в атмосфере добра, участия, понимания. Витя источает тепло. Он придет на помощь, даже если его об этом не просить. Он улыбается, когда другие злятся. Он говорит "ну и пусть", когда другие посмеиваются. Он не стесняется улыбнуться постороннему человеку.
Стоит порадоваться за детей из первого А: они незаметно, исподволь получают уроки добра и соучастия, видят, что люди - разные, и учатся впускать этих необычных, чем-то отличающихся собратьев в свой мир, раздвигать его границы.
- Мы пока далеко не загадываем. Не знаю, сколько Витя проучится в этой школе - год, два, может быть, всю "началку". Уйти в коррекционную всегда успеем, - говорит Кристина Костина. - А может быть, он вновь нас удивит? Жизнь с особым ребенком дарит постоянные открытия. Когда врачи сказали: у вашего новорожденного сына синдром Дауна, я и не предполагала, что жизнь нашей семьи станет такой полной, насыщенной и... обычной.

Людмила КОНДРАШОВА.
Фото из семейного альбома Костиных.


Вернуться назад