$ - 61.6659
€ - 72.1183

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Санкции “взбодрили” наши предприятия

Навстречу юбилею УНПЗ

Герои тыла


Вторая мировая вошла в историю как война моторов. Танки, самолеты, бронемашины - вся эта моторизированная армада потребляла огромное количество горючего. Нефть и продукты ее переработки стали ценнейшим ресурсом, важнейшей составляющей победы...

По воспоминаниям бывшего заместителя наркома нефтяной промышленности Николая Байбакова, уже в конце 1930-х годов на Уфимский НПЗ возлагались большие надежды. Это был новейший завод с современным оборудованием, расположенный на безопасном расстоянии от любой потенциальной линии фронта и в то же время поблизости от богатых нефтяных месторождений. Рассказывают, что Иосиф Сталин лично интересовался ходом строительства нефтеперерабатывающего завода в Уфе, записывал потребности в материалах и оборудовании и давал указания своим заместителям.
На Уфимский крекинг-завод поступала как местная нефть - ишимбайская и туймазинская угленосная, так и сырье других регионов Урало-Поволжья (бугурусланская, сызранская и краснокамская). В 1940 году здесь был запущен процесс обессоливания нефти с использованием нейтрализованного черного контакта, завозимого из Баку. Накануне войны, в 1940 году, в Уфе было переработано 620 тысяч тонн нефти, масштабы производства неуклонно росли.
С началом войны уфимская "нефтянка" отдала фронту все свои силы. Достаточно сказать, что более 400 заводчан ушли с завода на фронт, 197 человек - фактически каждый второй! - вернулись с боевыми наградами, среди которых выделяются две Звезды Героя Советского Союза (ими были награждены Г.Г.Аскин и П.А.Кулаков).
Подвиги на фронте, спору нет, достойны всемерного уважения, однако не менее важный вклад на алтарь победы принесли те, кто неустанно трудился в тылу, дневал и ночевал на заводе.
В Уфу были эвакуированы лаборатории Центрального института авиационных топлив и масел и Государственного научно-исследовательского химического института высоких давлений. А на оборудовании, вывезенном с заводов Грозного и Краснодара, был освоен выпуск новой продукции для армии. На место ушедших на фронт заводчан вставали женщины, молодежь, подростки... В августе 1941 года создается учебный комбинат завода, вводятся обязательные сверхурочные работы, 12-часовой рабочий день, отменяются отпуска. В это же время было запущено изооктановое производство, а производство авиационного бензина резко возросло - в 2,6 раза против показателей 1940 года.
Работать приходилось в тяжелейших условиях. Из-за перебоев с сырьем ухудшилось качество подготовки нефти, пришлось останавливать производство и искать альтернативные деэмульгаторы, в том числе - из местного газойля. И тем не менее завод продолжал работать. Уфа не только отправляла на фронт ценнейшее топливо, заводчане продолжали строить и осваивать новые производства. В феврале 1942-го заработал цех для выпуска собственного никелевого катализатора, используемого для получения авиабензина.
В письме Наркомнефти, датированном летом 1942 года, отмечалось: "В связи с военной обстановкой, создавшейся на юге, значение Уфимского крекинг-завода в деле снабжения авиационным бензином резко увеличилось. Уфимский крекинг-завод становится самым крупным поставщиком авиабензинов".
Меру ответственности заводчане осознали сполна. Вот простой пример: в том же 1942 году выпуск авиабензина составил 12,8% от поставок Наркомату обороны СССР всеми заводами страны. С превышением плана выпускался автобензин. За самоотверженный труд завод впервые получил переходящее Красное Знамя ГКО.
С началом освобождения оккупированных областей начался отъезд эвакуированных работников, возникла нехватка кадров. И в это непростое время началась добыча девонской нефти на Туймазинском месторождении. Несмотря на все сложности, в первую половину 1945 года план выпуска продукции был снова перевыполнен. В июне 1945 года на завод в третий раз возвращается переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Год спустя с формулировкой "В связи с особым значением в освоении переработки сернистых нефтей Урало-Поволжья и перевыполнением заданий по снабжению горючим Красной Армии и мирного хозяйства в годы войны" это знамя передано Уфимскому НПЗ на вечное хранение.
В победном 1945 году в Уфе было выработано в 3,5 раза больше бензина, чем в 1940-м. За годы войны переработка нефтяного сырья на заводе выросла в 1,8 раза, было переработано всего 4,6 млн тонн нефти. Выработка продукции увеличилась в 2,8 раза.
Не вернулись с войны 79 работников завода. В память о погибших на фронтах воинах перед заводом в 1967 году был установлен обелиск, а к 45-летию Победы создан мемориальный комплекс.
Роль уфимских заводчан тех лет сложно переоценить: в каждодневном тяжелейшем труде они, как и бойцы на фронте, ковали основу Великой Победы нашей страны, которая до сих пор удивляет весь мир.
О послевоенном развитии УНПЗ и становлении нефтеперерабатывающего комплекса "Башнефти", которая сегодня входит в состав НК "Роснефть", мы расскажем в следующих материалах нашей серии.

Дмитрий МУХАМЕТКУЛОВ.

Дата создание новости 8-05-2018   Комментарии (0)   Просмотров: 364     Номер: 37(13217)     Версия для печати


Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении:


25 мая 2018 г. №42(13222)


«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Как вы оцениваете состояние дорожного покрытия в нашем городе?

В целом удовлетворительно, но есть немало мест, где необходим ремонт
Не все конечно гладко, но на фоне других городов дороги хорошие
Все прекрасно. Дороги у нас отличного качества

 
© 2011-2018, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.
За месяц 59482
Сейчас на сайте 20