$ - 92.2628
€ - 99.7057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

А боевому офицеру двадцать лет…


А боевому офицеру двадцать лет…

Когда Альберт Юмагулов впервые оказался в Чечне, молодому – чтобы не сказать юному! – офицеру было всего двадцать лет. Родители приехали в Тоцкое проводить сына, мама отдала собственноручно переписанную молитву, чтобы она хранила Альберта вдали от дома. Лейтенант Юмагулов даже отдаленно не представлял, что его ждет на чеченской земле, но знал – воинскому долгу будет верен…

Альберт Маратович Юмагулов родился в 1979 году в деревне Новояушево, что в Федоровском районе Башкирии. Отец его был водителем, мама – учителем башкирского языка. Срочную службу в семье прошли все мужчины, а вот профессиональных военных до Альберта не случилось.
Становление будущего воина проходило в непростые 90-е годы, тогда молодежь очень увлекалась единоборствами, и парень не стал исключением. Еще юноше нравилось заниматься легкой атлетикой, он был постоянным участником соревнований, сначала – школьных, а затем и районных, занимал призовые места.
К окончанию школы понял: надо быстрее становиться на ноги, получать самостоятельность, стать вершителем собственной жизни. Поэтому и решил поступать в Казанское высшее военное командно-инженерное училище имени маршала артиллерии М.Н.Чистякова. Шел 1996 год.
Вот где пригодилась курсанту Юмагулову физическая подготовка! Занятия шли успешно, и когда появилась возможность поступить на ускоренные курсы, молодой человек ее не упустил. После окончания училища и присвоения звания «младший лейтенант» Альберт отбыл к первому месту службы – в войсковую часть поселка Тоцкое.
Командиру взвода, который совсем немного старше своих подчиненных, было, конечно, непросто.
- Справился, - делится Альберт Маратович. – Дело в том, что у меня были хорошие учителя, настоящие офицеры с большой буквы, на таких наша земля держится.
А в феврале 2000-го лейтенант Юмагулов по замене был отправлен в Ханкалу. Он стал командиром взвода артиллерийской разведки.
- Передвигались по Чечне колоннами. Моя роль – при нападении на нас управлять огнем артиллерии, находясь в составе колонны. Связывался с окружающими войсковыми частями, и мы корректировали наши действия, - рассказывает Альберт. – По негласным правилам колонна никогда не прекращает движение, ведь при остановке мы для боевиков – как на ладони.
Неоднократно доводилось ехать под обстрелом. Сами в бронежилетах, и на дверях броня. Но вот стекла в броню не оденешь. Когда колонна начинала движение, Альберт читал мамину молитву. И судьба оказалась милостива, сберегла от беды.
Летом был отпуск. А в июле лейтенант Юмагулов в военном эшелоне возвращался в Чечню с молодым пополнением. Он был старшим по вагону, нес ответственность за 90 молодых солдат и за гражданский персонал, добиравшийся к месту работы.
- Наш вагон шел самым последним, - вспоминает Альберт Маратович. – Впереди – бронепоезд с охраной, потом еще пять вагонов. Едем уже неделю, лето, жара. Вот проехали Гудермес…
Тут и раздался взрыв. Это сработала заложенная под железнодорожное полотно мина. Место для нападения было выбрано неспроста: с одной стороны - густой лес, так называемая «зеленка», с другой – открытое поле. При взрыве погибло несколько человек, а состав оказался разделен на две части. От резкого торможения солдаты, спящие на верхних полках, попадали вниз. Из леса сразу ударили очереди – «духи» принялись за дело.
- На мне – 90 новобранцев и гражданские - санинструкторы, штабные работники. Оружия нет. Сориентировался, начал кричать, чтобы выползали из вагона на обочину, - вспоминает офицер. – Ведь боевикам ничего не стоило бросить в окно гранату… Я смог добраться до раненого солдата охраны, взял его автомат. Начал стрелять. Самое страшное – это оторванность от своих. Вагон с техникой, где была связь, откатился метров на сто, до него не добраться. Что предпринять?
Альберт знал: существует определенная частота, на которой можно связаться с самолетом-ретранслятором, постоянно совершающим полеты над Чечней. Он предполагал, что неподалеку могут находиться блок-посты наших частей. Но как подать им знак? Патроны закончились. И тут солдаты, пробравшиеся вдоль вагонов, принесли весть – связи не будет, рация уничтожена. Еще можно запустить ракеты. Но их у лейтенанта нет…
- Выручили проводницы, обычные девчонки из Оренбурга, - продолжает рассказ Юмагулов. – Они сразу спросили меня: «что нам делать, товарищ лейтенант?». Говорю: «поищите ракеты, спрашивайте, у кого только сможете». И вот они нашли, две или три. Случайно это оказались ракеты красного цвета, означающие «нужна помощь, SOS». Мы сразу их выпустили.
…Помощь пришла минут через сорок, которые показались несколькими столетиями. Время идет иначе, если находишься на волосок от смерти. Когда услышали гул вертолета, поняли – спасены! МИ-24 (его в войсках называют «крокодил» за грозный вид) завис над «зеленкой» и начал поливать ее огнем. Выстрелы из леса сразу прекратились. Минут через пятнадцать подошла техника – БТР, БМП. А за пассажирами прилетел вертолет «МИ-26», самый большой в мире, забрал сразу всех.
Лейтенант Юмагулов смог сохранить жизнь всех доверенных ему людей. К слову, были в том вагоне и солдаты из Башкортостана. Если они читают сейчас эти строки, наверняка вспомнят начало военной биографии и своего молодого командира.
- Когда прибыли в Ханкалу, в 71-й мотострелковый полк, на плацу нас встретил командир 3-го батальона подполковник Михаил Титанов, легендарный «Титаник», известный на всю Чечню беспримерным мужеством, храбростью, бережным отношением к солдатам. «С боевым крещением, товарищи военные!» - приветствовал он нас, - рассказывает Альберт Маратович. – Это была наша первая и последняя встреча. «Титаник» погиб на следующий день, когда войсковая маневренная группа под его руководством, выполняя специальное задание, попала под перекрестный огонь боевиков. Я видел, как боевые офицеры рыдали, стоя на коленях у палатки, куда перевезли его тело. Михаила Николаевича очень уважали…
Лейтенант Юмагулов получил новое назначение: стал старшим офицером батареи. Его задача – сделать так, чтобы стрельба была точной, поддерживать постоянную боевую готовность орудий 6 расчетов. В подчинении 20-летнего командира – 60 военнослужащих. Жестко пресекал «дедовщину». У его батареи было больше всего боевых дежурств. И ни разу снаряд орудий его расчетов не попал «не туда».
Но жизнь продолжается и на войне. Старший офицер регулярно проводил занятия с личным составом – зарядка, огневая и боевая подготовки, а еще устраивали футбольные матчи между расчетами. Но это в редкие минуты отдыха. Ведь основное на войне – тяжелый, изматывающий труд, долгие часы во время ведения стрельбы, и неизвестно, когда окончится бой, сколь длительный предстоит отдых и будет ли он вообще…
В условиях войны даже с самых хитромудрых людей спадают маски; человек предстает именно таким, каков он есть, и лишь его истинные качества принимают в расчет окружающие люди. Так и привык жить молодой офицер.
Альберту Юмагулову не раз предлагали повышение, прочили большое будущее. Но наступил момент, когда он понял: если не вернется к обычной жизни сейчас, не вернется никогда. И тогда Альберт Маратович принял решение. Потом было возвращение в Уфу, увольнение в запас, поиски себя в новой реальности.
- Поступил в университет, учился в Башкирской академии комплексной безопасности предпринимательства в Черниковке, - вспоминает Альберт. – Не могу передать свои чувства, с которыми я, боевой офицер, вновь сел на студенческую скамью… Скажу только – все: общение с однокурсниками, решение бытовых проблем, учеба – доставляло мне большое удовольствие, возможно, сказывался контраст с прежней жизнью. Учился на очном и работал: отделочником, плиточником, специалистом по продажам. Нужно было зарабатывать на жизнь, а трудиться я никогда не боялся.
Альберт Маратович и в гражданской жизни нашел свой путь, добился успеха. Сейчас он – директор торгового центра «Шатлык-люкс», а еще - руководитель «Боевого братства» Калининского района столицы. В этом качестве ведет большую работу – с ветеранами Великой Отечественной, афганской и чеченской войн, с ребятами из социального приюта и многое другое. Совсем недавно школьники под его руководством посетили участника Великой Отечественной войны Мусайру Нугумановну Фатихову, которой в январе исполнилось 100 лет, преподнесли подарки, устроили концерт.
Большим счастьем для нашего героя являются встречи с однополчанами. В начале года в Самаре Альберт Юмагулов встретил офицера-сослуживца Сергея Иванова. Долго сидели и вспоминали пройденный вместе путь, Чечню, «Титаника»… Боевое братство – оно в сердце навсегда.
Ирина ШЕМАТОНОВА.
НА СНИМКАХ: Альберт Юмагулов; Чечня, минуты отдыха.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
и из архива героя материала.


А боевому офицеру двадцать лет…

Дата создание новости 18-02-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 1 196     Номер: 11(13390)     Версия для печати

29 марта 2024 г. №22(13766)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.