$ - 94.0742
€ - 99.9341

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Детство, опалённое войной


Детство, опалённое войной

На праздновании нашего двойного праздника, 12 июня, удостоверение «Дети войны» было вручено десяти нашим землякам (об этом «Вечерняя Уфа» рассказывала своим читателям). Среди них был и капитан запаса, летный директор авиакомпании УМПО, председатель Совета ветеранов Калининского района Анатолий Мисирев. На днях он посетил нашу редакцию и рассказал о своей жизни. Этим рассказом сегодня мы делимся с вами, уважаемые читатели.

Анатолий Григорьевич Мисирев родился фактически 17 июня, но записан был только 1 сентября 1943 года в совхозе Комсомольский Буздякского района. Сюда перебрался после раскулачивания его дед, Тимофей Костантинович Мисирев, со своими 10 детьми. До этого у него был собственный извоз на хуторе в деревне Ивановка Давлекановского района. К моменту переезда у будущего отца Анатолия – Григория Тимофеевича - уже была собственная семья, в которой росли три дочери – Анна, Надежда и Мария. Они только успели обустроиться на новом месте. И тут началась война.
- С Великой Отечественной войны не суждено было вернуться моему дяде Василию двадцати пяти лет от роду, - рассказывает Анатолий Григорьевич. – Парень был призван в армию еще в 1939 году, служил на Дальнем Востоке. Когда начались боевые действия, был переброшен на фронт. Погиб командир взвода ефрейтор Мисирев в 1944 году в Белоруссии. Но похоронку мать так и не получила. Она его ждала, встречала в Давлеканово поезда с фронта… А сын так никогда и не вернулся. Извещение о гибели пришло в Буздякский военкомат только в 1985 году, когда матери уже не было в живых. Его искали братья Константин, Николай и Александр. А место гибели дяди уже только в 1995 году нашел я сам с помощью интернета.
Василий похоронен в братской могиле в населенном пункте Доброгобша под Гомелем. Анатолий Григорьевич приехал туда на 9 Мая. Все село в праздник Победы отправилось к братской могиле, и наш герой тоже. В Доброгобше сейчас живут 600 человек. А в братской могиле захоронены 1600…
…Но вернемся в лето 1943 года, когда в семье Мисиревых родился сын Анатолий. Отец к тому времени воевал на фронте, он, тракторист Григорий Мисирев, был призван туда в 1942 году. Увидеть своего сына ему было суждено только после Победы. В тот момент семья, вслед за старшей дочерью Анной, получившей после окончания медицинского училища место фельдшера в Максимовке, перебралась жить туда.
Первые воспоминания маленького Толи связаны именно с этим местом. Как ни странно, запомнились мальчику… пленные немцы. Напротив барака, где жили Мисиревы, они строили дом для работников аэродрома. Мальчик запомнил их головные уборы с козырьком, кители, как их привозили и увозили с работы и на работу.
- Сначала, когда мы приехали в Уфу, у нас еще не было своего угла, было голодно и холодно. У нас были мешочки, на которых написано «Мисиревы», в них мы получали продукты, - вспоминает детство Анатолий Григорьевич. -  Помню, как стояли в очереди за хлебом. Мы рано повзрослели, как и все дети в те тяжелые годы. Летом Максимовский совхоз привлекал нас, школьников, на работу. Один мальчик сидит на лошади, второй идет сзади – так пропалывали капусту. В подсобном хозяйстве собирали смородину, крыжовник, малину. Мы ходили туда с удовольствием, и сам наешься - и ведерко соберешь, сдашь.
Еще косили сено, готовили дрова. В 12 лет я уже управлялся с пилой и на пару с приятелем заготавливал дрова, привозили их домой, кололи.
В 1950 году Анатолий пошел в максимовскую школу. Это было время, когда начались полеты первых спутников Земли, и все ребята увлекались космосом. Толе повезло встретить замечательных учителей: фронтовиков Виталия Васильевича Иванова и командира боевой эскадрильи, капитана Владимира Игнатьевича Деменкова, который собирал вокруг себя ребят, показывал им спутники в ночном небе, рассказывал о космосе.
Сейчас в максимовской школе стараниями Анатолия Мисирева создан музей, посвященный летному отряду, где служил капитан Деменков. У боевого офицера над кроватью висел винт от самолета По-2. Как же надо было любить свою профессию, чтобы повесить винт над своим изголовьем!
- Этот человек оторвал мой взгляд от земли и показал мне небо и звезды, - говорит Анатолий Григорьевич. – А потом моя жизнь сложилась так, что восемнадцать лет я работал на космос.
Мисирев жил в поселке, где был аэродром, знал всех тамошних летчиков. Все мальчишки в те времена хотели стать летчиками или космонавтами. У нашего героя мечта сбылась.
Хотя после окончания школы Анатолий поступил на Уфимский моторостроительный завод в цех №19, стал учеником токаря.
- Был жаден до работы, занимался комсомольскими делами, походами, всем прочим. Стал универсалом, - рассказывает Анатолий Григорьевич.
Через год, в 1961-м, отправился в Бугуруслан поступать в летное училище. Однако был забракован медицинской комиссией. Каким же это было разочарованием, до отчаянных слез! Но с врачами не поспоришь. Вернулся на завод, а тут подошло время службы в армии. Служить Анатолий мечтал, разумеется, только в летных войсках. В военкомате пошли ему навстречу и для начала отправили учиться в уфимский аэроклуб (на улице Коммунистической). Летную деятельность парень начал на самолете Як-18 (с передним колесом, модификация «А»).
В тот год целеустремленный юноша окончил одновременно ремесленное училище (чтобы повысить разряд), автошколу (где получил права) и аэроклуб. С первой получки купил себе приемник «Рассвет», там было два таймера: в шесть часов он включался, а в двенадцать выключался. Такой у Анатолия был тогда режим. И он все успевал. Через год после полета Юрия Гагарина, 12 апреля 1962 года Анатолий Мисирев совершил свой первый прыжок с парашютом. Началась летная деятельность.
Отлетав год, наш герой снова едет в Бугуруслан. На этот раз успешно, он принят в летное училище. И потому, что он уже имел определенное количество часов, проведенных в небе, был готовым летчиком, его приняли сразу на второй курс. Два года отучился в Бугуруслане, стал пилотом Ан-2.
Первым местом работы молодого пилота стал Ульяновск. Параллельно окончил подготовительные курсы и поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации на заочное отделение.
- Работал на Ан-2: опылял поля, перевозил пассажиров, грузы; был передовиком производства. Летали даже в Туркменистан на дефолиацию хлопчатника – сводный отряд в сорок самолетов, – вспоминает наш герой. - Как стрекозы!
В Ульяновске он встретил свою судьбу – красивую девушку Галину Горбачеву. И 2 июня 1966 года состоялась свадьба, именно такая, какая и должна быть у летчика. Жених трудился на своей точке на химработах, за ним прилетел самолет, молодого человека доставили ко дворцу бракосочетания, зарегистрировали и вернули обратно. Жену Анатолий Григорьевич тоже отправил учиться – Галина Михайловна окончила музыкально-педагогическое училище.
В 1967 году в молодой семье родился старший сын Владимир. Второй сын Сергей родился через семь лет, в 1974-м.
В 1969 году Анатолия Григорьевича пригласили работать в Уфу на аэродром Максимовка с переучиванием на самолет Ил-14. Он трудился в летном отряде УМПО, доводилось возить директора завода Михаила Алексеевича Ферина. Перевелся учиться в УГАТУ. Параллельно занимался партийной работой. Всю жизнь был активным и неравнодушным человеком.
Тем временем пришла телеграмма из Самары: «Просим прислать командира экипажа в командировку на три месяца». Вызвался ехать именно Анатолий Мисирев.
В Самаре довелось летать на самолете, принадлежавшем Сергею Павловичу Королеву. Макет этого самолета мой собеседник сделал для музея, будучи уже на пенсии. Судьба же самого самолета печальна. После выработки ресурса он стоял у самарского аэрокосмического университета и в один недобрый день был распилен и сдан на металлолом.
Но возвращаемся в те годы, когда наш герой сидел за штурвалом этого самолета. Приходилось возить на нем и космонавтов – Григория Михайловича Гречко (осталась на память фотография с автографом, кстати, есть у нашего героя и автограф Алексея Леонова, того самого, кто первый вышел в открытый космос), есть и конверты с марками, гашеными на космодроме Байконур.
Прошел месяц работы в Самаре, когда Анатолия Григорьевича вызвал к себе генеральный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда Дмитрий Ильич Козлов и сказал:
- Вы по своим качествам нам подходите. Приглашаем вас на постоянную работу.
Предложенные условия были более чем привлекательными. Мисирев согласился. Так началась часть его биографии, связанная с космосом.
Работа была разнообразная, все определяли задания предприятий. Запускали космические корабли, встречали космонавтов, летали на подбор космических объектов. Отправляли в космос обезьян и даже крыс.
НА СНИМКАХ: Анатолий Мисирев с портретом брата Василия, погибшего на фронте; босоногое детство - Толя (справа) с братом Николаем.
- Я садился на аэродром, на который приземлялся «Буран».
Летал на Байконур. Дружил с академиком Чижухиным (ушел из жизни в нынешнем году). Мы делали все, что от нас требовалось, на нас возлагались задачи, которые решали мы сами, - рассказывает Анатолий Григорьевич. - Стал командиром корабля. А командир сам принимает все решения. Были разные ситуации, и мы за свои решения несли ответственность.
Он был среди тех людей, которые «делали» космос, когда «рабочие земли пускали в небо корабли».
Но его собственная космическая эра закончилась. Пролетели яркие, полные свершений, неповторимые восемнадцать лет жизни.
- Я работал в Самаре до 1995 года. Уже очень хотелось вернуться домой, на свой родной аэродром. Заболела мама, и я решился – купил в Максимовке дом. А в 1995 году произошла катастрофа – на максимовском аэродроме разбился самолет Ан-32, погибли летчики. Начались перестановки, и я вернулся. Стал летным директором авиакомпании УМПО.
Потом начались преобразования, которые коснулись и аэродрома: его попросту закрыли.
После начался период жизни Анатолия Григорьевича, который он обозначает как «занятие бизнесом». Он был среди тех, кто занимался водой.
- Помните, было фантастическое произведение «Продавец воздуха»? – спрашивает Мисирев. – А я был продавцом воды. Пришлось, так повернулась жизнь. К слову, торговал самарской водой «Рамина лагуна».
Но и этому непростому периоду пришел конец.
В то время судьба свела Анатолия Григорьевича с отцом Виктором Ивановым, основателем православного военно-патриотического объединения «Александр Невский». Работал у него в храме, подружились, и до сих пор дружат семьями. Старший сын Анатолия Григорьевича Владимир тоже стал летчиком, Сергей связал свою судьбу с МЧС. У героя публикации есть внук Григорий и правнучка Полина.
- С протоиереем Виктором Ивановым по сей день часто встречаемся по роду деятельности, ведь я тоже веду патриотическую работу среди молодежи, - продолжает рассказ мой собеседник.
Сейчас Анатолий Мисирев является председателем Совета ветеранов Калининского района. Именно он вместе с командиром Ту-154 Рафаэлем Габитовым в 2014 году создал организацию «Ветераны авиации Башкортостана».
В своей родной школе №53 Анатолий Григорьевич организовал и открыл экспозицию, посвященную аэродрому в Максимовке.
- А сейчас и вовсе глобальные проекты, - рассказывает Мисирев. – Работать с участниками войны, тружениками тыла, детьми войны, к которым и я принадлежу. Есть и блокадники, и те, кто были в концлагерях. Среди них встречаются одинокие люди, которые нуждаются в помощи и внимании. Оказываем им всяческую поддержку, вот недавно привезли продуктовые наборы.
Среди фронтовиков есть удивительные личности, к примеру, 96-летний десантник Николай Васильевич Васильев, не утративший ни бодрости духа, ни ясности ума. Всего же участников Великой Отечественной войны в Калининском районе осталось 23 человека.
- В прошлом году у нас было три спортивных проекта: «Три по семьдесят пять» (в честь юбилея Великой Победы) - лыжный пробег вокруг города на 75 километров; сплав по воде – тоже в 75 километров, и велопробег, в организации которого я принял непосредственное участие, - делится наш герой. - Дружим с пограничниками.
Ко мне обратились представители погранвойск, говорят: «У вас в Максимовке есть улица Пограничников, мы бы хотели создать в вашей школе специальный кадетский класс». И уже в нынешнем году кадеты из нашей школы участвовали в Дне пограничников. Планируем провести большие соревнования типа «Зарницы» для кадетов Калининского района. Максимовка подходит в качестве возможного места проведения как нельзя лучше.
Есть контакты с моряками.
Дети войны… Ими я начал заниматься в 2014 году.
А в 2016 году в организации «Ветераны авиации Башкортостана» Анатолий Григорьевич проводил мероприятие в честь 75-летия летного отряда УМПО. В организации порядка 30 человек являются детьми войны. Среди них – девочки, плывшие из Рыбинска на баржах, пережившие страшные фашистские бомбежки. Вручил им медали «Дети войны».
- Я не воевал в Афганистане, Чечне, не участвовал в других локальных конфликтах. А вот возить груз 200 по Советскому Союзу довелось. Возили спецназ к месту боевых действий и обратно. Побывал и в Чернобыле, тоже доставлял туда и обратно партии ликвидаторов, - продолжает рассказ Анатолий Григорьевич. - Сейчас мне 78 лет. Занимаюсь военно-патриотическим воспитанием. Готовлю материалы по аэродрому Максимовка. Хочу, чтобы наша школа носила имя дважды Героя Социалистического Труда академика Владимира Климова.
Собираемся на фасаде здания, где находилась летная испытательная станция, открыть мемориальную доску, посвященную Климову.
В планах большой проект по Калининскому району - «Материнский сад», это будет сквер, посвященный матерям парней, не вернувшихся с локальных войн. Также хотим создать памятник Крылатой Максимовке. И еще много-много дел впереди.

Ирина ШЕМАТОНОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и из архива героя публикации.


Детство, опалённое войной

Дата создание новости 22-06-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 1 043     Номер: 43(13513)     Версия для печати

16 апреля 2021 г. №26(13770)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.