$ - 92.2628
€ - 99.7057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Очарованный физик


Очарованный физик

Недавно особый день рождения отметила профессор кафедры физики Уфимского государственного авиационного технического университета Роза Галиевна Чембарисова.

...Среди преподавателей ее трудно не заметить. Худенькая, стройная, с легкой стремительной походкой, вот она идет по коридору. Мыслями, как обычно, погружена в любимую науку, которой посвятила всю свою жизнь.
Как говорит Роза Галиевна, с самого детства ее интересовало все новое:
- Страсть к познанию родилась, наверно, вместе со мной. Для меня самый важный элемент интерьера – это стол, за которым можно работать. Даже Новый год в седьмом классе встречала за рабочим столом. Родители ушли к родственникам, а я осталась одна. Всю ночь решала задачи... Очарование, которое испытала в детстве, было связано с музыкой. Когда в первый раз я пришла в музыкальную школу, мой педагог сыграла классическое произведение. Не помню, что это было. Она играла, а я стояла и слушала. По щекам текли слезы. Такая красивая музыка! Я не стала музыкантом, но очень люблю музыку и слышу, о чем она поет. Уже после окончания университета ходила на лекции в институт искусств.
Еще одно увлечение с детства – это книги. Понравился писатель, - прочитывала все его произведения, которые могла найти.
Если Розу Галиевну что-то заинтересует, ее уже не остановить. Она идет к своей цели вопреки обстоятельствам, преодолевает все преграды на пути, просто не замечая их.
Как-то зимой она выехала на трассу под вечер, несмотря на то что начиналась метель, сыпал снег. Нужно было навестить родителей. Скоро все заволокло белой снежной пеленой, стало практически ничего не видно, добиралась, лишь интуитивно угадывая дорогу. Но доехала! И так же в науке: если ее увлечет какое-либо явление, она сразу же берется за его изучение.
- Будучи студенткой, испытала еще одно очарование, которое определило область моей дальнейшей научной деятельности, - вспоминает Роза Галиевна. - Был у нас замечательный преподаватель теоретической механики Виктор Васильевич Горбань. Он рассказывал о физическом явлении, а затем шаг за шагом начинал описывать его на языке формул, словно художник, который пишет картину. И получал конечный результат, каковой, словно произведение искусства, отражал все его характеристики. Математическая модель – венец исследования физического явления, результат всестороннего осмысления. Прежде чем писать формулы, нужно понять, что особенно важно, а чем в данной ситуации можно пренебречь. Я бы сказала, что наука - это род искусства!
Профессор Чембарисова всегда и обо всем имеет свое мнение. Свободна, своевольна, старается быть независимой. Сколько уже прочитала лекций, сколько провела занятий по одной и той же теме, но всегда она разная. Часто не удовлетворена тем, как прочла лекцию, подготовила материал. Но это всегда очень талантливо: чувствуется особая эстетика, авторское видение дисциплины.
Учебные пособия Розы Чембарисовой отличаются индивидуальным подходом, изобилуют примерами, в том числе и такими, которые требуют очень глубокого осмысления изучаемого материала. Профессор убеждена: студенты должны четко понимать, к чему стремиться и что необходимо для достижения цели. Мозг человека для своего развития должен выполнять сложную интеллектуальную работу. Возможности студентов разные, поэтому и задания профессор Чембарисова предлагает тоже разные по сложности. Верит, что найдется студент, который заинтересуется именно такими углубленными задачами и, получив отличные знания, станет прекрасным инженером, займет достойное место среди выдающихся профессионалов нашей страны.
Для Чембарисовой жить наукой так же естественно, как дышать. Она мало с кем дружит - только с теми, с кем ей комфортно и интересно. Кто способен, как говорил Стефан Цвейг, на истинное сострадание, «которое требует действий, а не сантиментов». Профессор считает, что хороший человек – это талант. А талант – это редкость. Никогда никому не завидует, может восхищаться.
- Чувство зависти было не знакомо мне, поэтому не распознавала его в других, - поясняет Роза Галиевна. - Но нередко ощущала ненависть людей, беспричинную злобу, как я это называла. Мучительно хотелось понять, чем это вызвано, искала причину в себе и не находила. Если причина во мне, значит, я могу что-то изменить. Если нет, то ты ничего поменять не можешь. Возникало ощущение безысходности. Уже гораздо позже поняла, что ненависть порождается завистью.
Профессор недовольна положением дел в образовании:
- Уровень образованности у нынешних студентов, за редкими исключениями, очень низкий. Мы должны понимать, что все начинается в раннем детстве: развитие ребенка, формирование представлений о его обязанностях, среди которых — учеба, трудовые навыки. Учеба – это труд. Знания, которые дают педагоги, нужно еще суметь получить. Без приложения собственных усилий это невозможно. Нужно понимать суть полученных на занятиях знаний, научиться применять их для решения практических задач. Прослушать лекции, отсидеть на семинарах, – это не значит овладеть знаниями. Нужно вложить и свой труд. При первом знакомстве с новой информацией она всегда непонятна. Необходимо мобилизовать свою волю, аналитическое мышление, подготовить свой мозг для «загрузки». Не зря Альберт Эйнштейн говорил: «Человеку, который слишком много читает и слишком мало думает, становится лень мыслить».
- Информацию студенты чаще всего черпают из своих смартфонов. Но это не целостные и далеко не всегда достоверные знания. Науку нужно знать как таковую. Тогда она становится инструментом для выполнения актуальных задач, - продолжает Роза Галиевна. - К сожалению, мы слишком озабочены числом проставленных зачетов, положительных оценок, а не реальными достижениями. Стараюсь сохранять атмосферу спокойной рабочей обстановки в группах. Студенты сдают работы, - проверяю их, отмечаю ошибки, советую, над чем следует поработать. Это и есть учеба, процесс познания. Порой неоднократно приходится делать студентам замечания, задавать «наводящие» вопросы, пока не достигнут правильный результат. Стремлюсь к тому, чтобы студент сам пришел к верному решению, хотя это очень непросто. Так он учится учиться, преодолевать трудности, вникать в детали, глубже познавать предмет. Только так он развивается и формируется как специалист. Уинстону Черчиллю приписывают замечательные слова: «Успех - это умение двигаться от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма». Убеждена: если учебное заведение хочет иметь свое лицо, считаться хорошим, выпускники должны быть способны прославить его своими достижениями. Имеет смысл и более строго подходить к набору в университет абитуриентов.
У профессора Розы Чембарисовой много планов по научной и учебной работе. Мы от всего сердца желаем ей крепкого здоровья, новых творческих успехов, энергии для преодоления трудностей, которых в наше непростое время возникает немало. Пусть дело, которому она служит, вот уже многие годы, приносит радость и счастье!
С юбилеем, дорогая Роза Галиевна!

Коллеги и друзья.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


Дата создание новости 4-02-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 463     Номер: 7(13569)     Версия для печати

29 марта 2024 г. №22(13766)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.