$ - 93.2918
€ - 99.5609

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Зеленая улица» Гульнары Бахтияровой


«Зеленая улица» Гульнары Бахтияровой

Первые трамваи в нашем городе стали ходить в 1937 году по улице Ленина - от здания Почтамта и до улицы Пермской. 85 лет назад весь парк Управления городской железной дороги насчитывал 5 моторных и 3 прицепных вагона, а протяженность трамвайных путей составляла 6 километров. В последующие годы трамвайная сеть активно развивалась, охватывая все районы столицы.

Среди лучших водителей-инструкторов трамвайного депо имени Героя Советского Союза Сергея Зорина - Гульнара Бахтиярова.
- Уже с 15 лет я говорила родителям, что стану шофером: меня, сельскую девчонку, тянуло к технике. В 1979 году окончила школу и вдруг в сентябре услышала объявление по радио: «Приглашаем на курсы водителей трамваев и троллейбусов». Быстро собралась и поехала в Уфу, поступила на курсы, отучилась полгода. 28 января мне исполнилось 18 лет, я получила водительские права и 28-го же вышла на стажировку. Первый трамвай, на котором начала работать, был Рижского вагонного завода, - рассказывает Гульнара Явдатовна.

«Зеленая улица» Гульнары Бахтияровой


В первую самостоятельную поездку новоиспеченный водитель выехала 11 апреля 1980 года. Маршрут был 22-й - от Зеленой Рощи по улице Зорге до остановки «Госцирк» и обратно по проспекту Октября.
- Наставник колонны Людмила Листкова проехала со мной полтора круга и произнесла: «Ну все, давай, теперь езжай одна». Радости столько было! Я одна, самостоятельно, без подсказки! И поехала, и все было нормально! С тех пор вот так и работаю, - с улыбкой вспоминает Гульнара Бахтиярова.
Жила Гульнара тогда в общежитии на улице Братьев Кадомцевых.
- Самое трудное в нашей работе - вставать в 4 часа утра. Самый сон, а мы уже едем в депо. Первая смена заканчивается в 2, 3, 4 часа дня, а вторая - в 12 ночи.
- Чем все же Вас привлекает эта профессия? – спрашиваю у Гульнары Явдатовны.
- Мне нравится ездить. Чувствовать трамвай и дорогу. Закрепилась в профессии, наверное, потому, что это дело по душе.
- Вам больше нравится ехать по столице утром, когда день еще только начинается, или вечером среди сверкающих огней?
- В молодости любила ночной город. Пассажиры садятся в вагон, возвращаются домой с завода либо со спектакля в театре и оживленно общаются между собой. Мне интересно было наблюдать за народом. А с возрастом, видимо, многое меняется. Сейчас смену лучше начинать с утра, я работаю по 12 часов, по скользящему графику.
- Ваши коллеги говорят, что трамваи, как и люди, очень разные. Вы согласны с этим мнением? – интересуюсь у вагоновожатой.
- Конечно! Это только с улицы кажется, что трамваи едут одинаковые. На самом деле они все разные! Это чувствуется во всем - в управлении, например. У каждого вагона свой «каприз». Даже когда включаешь двигатель, трамваи разгоняются по-разному. Сегодня ты работала на быстром вагоне, завтра можешь управлять другим, а он трогается еле-еле. Я привыкла к своему вагону, - улыбается собеседница.
Маршруты у водителей - тоже разные.
- Я работала и на 4-м маршруте, и на 5-м, моем любимом. Он самый длинный - от улицы Пушкина до стадиона имени Гастелло и обратно. Мне нравится этот путь по улице Рихарда Зорге от автовокзала и до Лесопаркового проезда. Там растут липы, очень приятно наблюдать за ними, когда меняются времена года. Осенью на деревьях золотая листва - красота неописуемая! Едешь и любуешься. Зима наступает - липы покрываются инеем, словно хрустальной короной. Приходит весна, и распускаются почки, появляется пышный зеленый наряд! И, наконец, летом: кругом цветы, клумбы на газонах, светит лучистое солнце. Едешь на трамвае, и душа поет, - продолжает Гульнара Явдатовна.
- А какие участки города для водителя трудные?
- Мы выезжаем с кольца в районе Зеленой Рощи, и уже начинается интенсивный поток машин, заторы, дорога загружена до пересечения улиц Менделеева и Сун-Ят-Сена. Там частный сектор. Весной везде цветут яблони, окутанные белоснежным облаком лепестков. А когда они опадают, словно снег покрывает город. Тоже чудесные места. Но сейчас уже и здесь все больше автомобилей.
Гульнара Явдатовна убеждена, что водителю сегодня особенно требуются большая концентрация внимания, быстрая реакция и… железные нервы.
- В прежние годы было легче. Основной транспорт - автобусы, троллейбусы, трамваи и такси, частных машин было в разы меньше, на улицах свободнее. А ныне на каждом перекрестке нужно смотреть на 360 градусов. Видеть, что впереди, сзади, а что в салоне. Да и пешеходы некоторые невнимательные, не смотрят по сторонам, бегут. Выручает интуиция. Уже чувствуешь, побежит человек через трамвайные пути или нет. Останавливаешься и пропускаешь. Также и с машинами: некоторые автомобилисты нарушают правила движения, - комментирует Бахтиярова.
- А изменились ли пассажиры?
- Раньше у нас был один маршрут и одни и те же пассажиры, рабочий люд. В вагон заходили, здоровались. Узнавали нас на улицах, улыбались. Прежде народ был доброжелательнее. Ныне нас оберегают кондукторы, говорят пассажирам: «Спрашивайте у меня. Не отвлекайте водителя».
- Расскажите, пожалуйста, о трамвае, на котором Вы работаете.
- Вагоны новые – Усть-Катавского вагоностроительного завода. Когда в первый раз пассажиры садились, даже посчитали, что китайские. Светлые, есть вентиляторы, работают печка и тепловая пушка. Но эти вагоны не рассчитаны на сугробы, они застревают. Сделали бы их чуть выше, тогда двигались бы свободно. Из-за снежных заносов, конечно, тяжеловато работать, а вот летом – красота. Наши трамваи уже давно не обновлялись, не хватает запчастей, их мало. А так хочется, чтобы экологически чистый транспорт развивался, - говорит Гульнара Бахтиярова.
В кабине водителя мы с фотокорреспондентом осмотрели панель управления и компьютерный дисплей, вместе с Гульнарой Явдатовной проехали по депо.
- Что пожелаете уфимцам, которые хотят стать водителями трамваев? – спросила я в завершение встречи.
- Зеленой улицы! Чтобы везде горел зеленый светофор. Ничего не бойтесь! Тем, кто любит свою профессию, работается легко.

Гузель ЮСУПОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.



Дата создание новости 25-02-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 1 770     Номер: 13(13575)     Версия для печати

23 апреля 2024 г. №28(13772)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.