$ - 94.0922
€ - 100.5316

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Бабочка на ладошке, или Любимая женщина Марины Шаляпиной


Бабочка на ладошке, или Любимая женщина Марины Шаляпиной

Исполнилось 95 лет со дня рождения Галины Бельской, организатора Шаляпинского движения в Уфе.

О Галине Александровне Бельской многое сказано и написано в газетах, журналах, интернете. Но главным образом о последнем десятилетии ее жизни — о шаляпинских делах. Похоже, мало кто знает, что почти полвека она отдала 161-му заводу, позже — Уфимскому агрегатному производственному объединению.
За долгие годы дружбы я многое узнала о ней, съели вместе, что называется, не один пуд соли. Хотя сейчас нужно выбрать, наверное, буквально два-три эпизода, но таких, чтобы сразу почувствовать натуру, характер этой удивительной, не всем понятной женщины.
Шла война, мама ее работала в госпитале. Он разместился в 10-й школе, где еще недавно училась Галя Листова. Классы превратились в палаты, вместо парт — кровати. Стоны тяжелораненых, бинты, костыли. Сердце девочки сжималось, когда она приходила сюда. Хотелось сделать что-то хорошее, обрадовать этих людей.
Однажды в школьном дворе она увидела бабочку. Красно-розовые крылья переливались в лучах яркого весеннего солнца. Галя, подчиняясь какому-то внутреннему движению, забрала ее с двух сторон ладошками — осторожно, стараясь не причинить легкокрылой вреда — и пошла в палату. У двери она раскрыла руки, подняла вверх ладошку с бабочкой. Та неторопливо расправила крылышки и полетела к раскрытому окну. Раненые, улыбаясь, смотрели на девочку и следили за полетом бабочки. Кто постарше — вспомнил, наверное, своих детей, совсем молодые (а таких было больше) на мгновение окунулись в собственное недалекое мирное детство.
Вот вам лирико-романтическое начало, богатое воображение, фантазия, сердечная доброта.
…На завод Галя пришла, когда ей не было еще пятнадцати. Работала курьером директора, разносила по цехам и отделам деловые бумаги, документы. Пробегая по инструментальному цеху, она замирала на минутку перед резьбошлифовальным станком. Она просто влюбилась в него — такой умный, красивый — сине-сиреневый, с красными кнопками, никелированными ручками. «Что бы ни было, а я буду на нем работать!» — думала она. И вскоре стала учеником токаря, а затем перешла на резьбошлифовку. Так Галя Листова стала единственной девчонкой во фронтовой бригаде Саши Золотова. Тем, кто перевыполнял норму, выдавали талоны на дополнительное питание, и ей нравилось, когда на весь цех кричали: «Листова, получи талоны!»
Вот вам сила характера, воля, целеустремленность. И так всегда и во всем. Она добивалась задуманного, не останавливаясь ни перед чем. Не признавала полумер и компромиссов. Доказывая, отстаивая свое, вступала в конфликты с начальством, коллегами, даже друзьями. Если Бельская возглавляла Общество Красного Креста, то оно было лучшим в районе, безвозмездное донорство превращалось в массовое движение, а дни доноров проходили как настоящие праздники. Если Бельская была председателем комиссии по культуре, то пусть не весь завод, но половина точно — начинала понимать, что без филармонии и театра жить невозможно. Если член редколлегии многотиражной газеты Бельская написала критическую заметку, покой всем будет только сниться, пока не примут действенные (!) меры.

Бабочка на ладошке, или Любимая женщина Марины Шаляпиной

Однажды на профкоме обсуждалось состояние рационализаторской работы, и в строке «о недостаточной работе», как говорится, под одну гребенку, была названа и ее фамилия как уполномоченной БРИЗа. Она полгода доказывала неправомерность такого решения: «Нет, скажите, чего я не сделала?» Была создана специальная комиссия. Не знаю, был ли где еще подобный прецедент, но Бельская добилась отмены профкомовского решения.
А любовь к музыке, театру у нее с детства. Мама хорошо пела, тетя была артисткой ТЮЗа. Когда приехали в Уфу, впервые услышала оперу Чайковского «Евгений Онегин». Недалеко от ее станка под самым потолком был установлен репродуктор. Кроме сводок Совинформбюро, он приносил ей «Рондо каприччиозо» Сен-Санса, «Вальс-фантазию» Глинки, арии из любимых опер. Уже после окончания уфимского авиационного техникума, в начале пятидесятых, она играла в драмкружке, которым руководил известный актер Русского драматического театра Михаил Кондратьев. Кстати, здесь она встретилась со своим будущим мужем Юрием Бельским. Они прожили вместе почти пятьдесят лет и были соратниками во многих делах, прежде всего — в создании и деятельности первой в республике народной киностудии — «Авангард».
Оказавшись на так называемом заслуженном отдыхе, Галина Александровна поняла, что «отдыхать» не сможет. Она так заполнила свою жизнь, как не только любой пенсионерке, но и иному представителю творческой профессии не привидится и во сне. Бельская нашла себе дело, труднее которого сложно придумать: возрождение духовности, пропаганда русской культуры через личность и творчество Федора Ивановича Шаляпина. Шаляпинскому движению повезло: оно получило очень подготовленного, преданного человека. В самом начале, обсуждая на знаменитой теперь кухне Бельских шаляпинские планы, даже я, знавшая эту женщину столько лет, была потрясена ее неистовостью. «Галка, да ты — просто шаляпнутая!» — вырвалось у меня. Она нисколько не обиделась, ей даже понравилось, и часто с юмором называла себя так. Чего она добилась на этом поприще, знают все. Шаляпинские программы теперь обычны для уфимских школ и детских садов. Великое наследие стало реальностью нашей жизни. Конкурсы юных вокалистов «Дебют» и юных пианистов имени Веры Тимановой придумала Бельская. На этих праздниках ее сердце начинало стучать сильнее — как в тот день, когда она пришла к раненым солдатам с бабочкой на ладошке. Восстановления Спасского храма добилась Бельская... Перечислять можно долго. Ее деятельность получила международное признание. Она дружила с графом Петром Шереметевым из Парижа и дочерью Шаляпина из Рима.
В траурные дни Марина Федоровна, обговаривая по телефону текст своей официальной телеграммы, сказала: «Слова «соболезнование» там не должно быть. Я его не признаю! Галина Александровна была и есть моя любимая женщина, мой светлый огонек...»

Нина ЖИЛЕНКО.
Фото из архива автора.


Дата создание новости 22-07-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 402     Номер: 50(13612)     Версия для печати

16 апреля 2021 г. №26(13770)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.