$ - 92.2628
€ - 99.7057

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Музей всегда считался храмом Но ныне он полностью соответствует этому статусу


Музей всегда считался храмом Но ныне он полностью соответствует этому статусу

В Башкирском государственном художественном музее открылась выставка древнерусского искусства. В экспозиции представлены произведения, охватывающие период с XV до XIX века, и такие иконописные школы, как Новгородская, Московская и Русский Север, а также более поздние иконы XVII-XIX веков. Кроме того, выставку органично дополняют культовые предметы, характерные для Православия: кресты, потиры, меднолитые иконки, складни и оклады, богослужебная утварь, богослужебные книги.

Древнерусское искусство имеет многовековые традиции, которые тесно связаны с историей России. С течением времени интерес к искусству древних мастеров иконописи и предметов церковной утвари только возрастал. Создание этих произведений основано на православных традициях, их выполняли специально обученные мастера. Поэтому каждый предмет искусства на выставке представляет собой уникальное творение, имеет интересную судьбу и иконографию. Основными мотивами древнерусского искусства являются события из жизни Христа и Богоматери, христианские праздники, изображения и сюжеты из жизни святых, особо чтимых на Руси.
Самым древним экспонатом на выставке является икона «Благовещение». Она исполнена в ХV веке и относится к Новгородской иконописной школе. «Благовещение» – один из наиболее распространенных иконографических сюжетов в новгородской живописи XV–ХVI веков. Ценность ее не только в сюжете, но и в стилистических особенностях и приемах письма, которые характерны для иконописи Великого Новгорода. Хотя каждая икона представляет собой уникальное явление, все же передача деталей иконописного сюжета редко бывает абсолютно точной и схожей. Так, на выставке можно увидеть иконы, где сюжет Благовещения трактован совершенно по-разному. Все дело заключается в источниках информации, которые используют мастера, строя композицию произведения.

Музей всегда считался храмом Но ныне он полностью соответствует этому статусу

Если автор Новгородского «Благовещения» опирался на канонические тексты Евангелия от Луки, то на выставке, в более поздних иконах, можно увидеть совсем другую трактовку данного сюжета. Например, в иконе «Благовещение» середины XIX века сюжет рожден уже апокрифическими текстами, то есть тайными произведениями раннехристианской литературы, не вошедшими в канон Святого Писания.
Новгородскую школу представляют на выставке еще две иконы XVI века – «Воскресение Христово» и «Сошествие во ад». Сюжет икон идентичен, поскольку до конца ХVI века изображения «Воскресения Христова» и «Сошествия во ад» при том, что названия разнятся, в своей основе имели один и тот же смысл. Иконографические композиции отличаются лаконизмом: Христос, Адам и Ева – около черной расселины, Христос стоит на створках поверженных врат ада, по сторонам от него – праведники, праотцы и пророки, выведенные им из преисподни. Колористическое решение обеих икон характерно для новгородской живописи ХVI века: яркий, насыщенный цвет с преобладанием киновари, охры и зеленого.
Во второй половине XV века политическим и культурным центром молодого русского государства становится Москва. Здесь складывается иконописная школа, каковую возглавляют выдающиеся русские и греческие иконописцы Андрей Рублев, Даниил Черный, Феофан Грек, Дионисий: их искусство сформировало отличительные особенности Московской иконописной школы, которая представлена на выставке образами XVI века «Спас» и «Никола». Деликатность колористического решения подчеркивает остроту их характеристик, заключенную во внутренней силе ликов и выраженную в строгой суровости оных.
Особый интерес вызывает икона «Богоматерь Одигитрия». Икона выполнена в период расцвета «Северных писем» – в XVI веке. Она является образцом высокого художественного совершенства, покоряющего размеренной торжественностью и величавостью образа. Народное декоративное начало иконы – в богатом орнаментальном оформлении нимбов Христа и Богоматери, что было характерно для мастеров Севера, как и довольно скупая цветовая гамма, построенная на сочетании теплых оттенков охр, гармонично дополненная белилами и золотом фона и ассиста.
Эпоха древнерусской культуры длилась семь столетий: с Х века, времени принятия христианства на Руси в 988 году, до XVII столетия.
Представленные в экспозиции иконы XV–XVII веков некогда украшали православные храмы и домашние церкви. Вплоть до XVII века иконы оставались единственной официальной формой искусства на Руси. Они отчасти служили источниками зрительной информации о развитии страны. Когда в конце XVII века началось самостоятельное правление Петра I, им был проведен ряд реформ, коснувшихся непосредственно Церкви и иконописания. Иконопись этого времени становится более натуралистичной, более детальной, иллюстративной. Все чаще иконы, исполненные в этом ключе, делаются похожи на религиозное искусство Запада, которое в большей степени несло в себе именно иллюстративность церковно-исторических сюжетов.
Новое искусство постепенно, но необратимо вытесняет ту высокую ДУХОВНУЮ СИЛУ, которая преобладала в русской иконописи ХIV–ХVI веков. Примеры этому можно найти на выставке. Ярким образцом проявления сиих новых процессов является икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный», датированная 1675 годом.
Образ Спаса (Христа) – один из самых почитаемых Ушаковым. Использование тонкой светотеневой моделировки лица позволяет художнику сделать этот образ сходным с портретом обыкновенного человека и тем самым утвердить новую трактовку одного из древнейших в русской иконографии изображений Спаса, которая впоследствии закрепится и сохранится в нашей иконописи до нынешних времен. Петровская эпоха сильно ускорила процесс превращения иконописи из доминирующего искусства в один из рядовых жанров живописи. Реформы Петра I дали мощный толчок к быстрому развитию и распространению искусства Нового времени.
Очень интересно видеть подтверждение тому на примере сравнения церковной утвари в одной из витрин, где представлены три серебряных потира. Потир – это сосуд в виде кубка с полусферической чашей на высокой ножке с круглым широким основанием – поддоном. Эти священные сосуды используются в православном богослужении для причастия верующих: в них наливают вино, символизирующее кровь Христа. Один из них уникален не только в художественном плане, но и в историческом – сохранил для нас историю своего создания, название места хранения и имя автора.
Все эти сведения разместились на самом потире: исторический текст мастер выполнил в виде орнамента в оформлении сосуда. Одна из резных надписей, исполненных вязью, рассказывает, что данный сосуд создан по заказу горожанина Ивана Яковлевича Попова для вклада в Коломенский монастырь, что и произошло в октябре 1665 года. Автором этого потира был Терентий Кириллов, «государевых серебренных палат мастер».
Потир необыкновенно гармоничен по пропорциям и сдержанно изыскан в декоративном отношении: гладкая с тонкой гравировкой чаша покоится на более рельефной, но также лаконичной по форме ножке. Художник использует разнообразные технические приемы – ковку, чеканку, резьбу. Священный сосуд выполнен из серебра и позолочен, что усиливает его особую красоту.
Рядом экспонируются потиры, созданные уже в XIX веке. Эпоха классицизма и ампира наложила свой отпечаток на форму и декор этих предметов. Удлиненные пропорции, обилие рельефных накладных украшений, многообразие техник исполнения, соединенных в одной форме, сильно отличают эти потиры от эстетических представлений XVII века. В этой связи особенно выделяется потир авторства московского мастера Николая Дубровина (1829 год). Его основание – в виде колокола; украшения – накладные: это гирлянды цветов, между которыми в евангельских сценах изображены Христос и Богоматерь, а также Распятие и орудия страстей Господних.

Музей всегда считался храмом Но ныне он полностью соответствует этому статусу

Экспонирующиеся в витринах многочисленные культовые предметы, характерные для Православия, представляют большой интерес. Это кресты, иконки, складни, выполненные в XVII-XIX веках из серебра, бронзы, сплавов металлов, украшенные эмалью, сканью, зернью, позолотой.
Развитие древнерусского искусства было многогранным и динамичным. Кроме иконописания, большое распространение изначально получило и прикладное искусство, в первую очередь – металлопластика. Традиции украшать икону накладными изделиями из золота и серебра сложились практически вместе с иконописью – после принятия христианства. Так, оклады от иконы Николы Березовского и Богоматери Одигитрии (обе 1866 года), которые вы увидите на выставке, отличаются изысканной техникой в сочетании с тонкими внешними эффектами, рожденными использованием скани, зерни, золочения и, безусловно, вызывающие к себе неизменный интерес зрителей.
Можно долго рассказывать о предметах, экспонирующихся в залах БГХМ, но лучше всего прийти на выставку, увидеть все своими глазами и послушать рассказ музейных сотрудников.

Анна ХАРДИНА, реставратор древнерусской живописи.
НА СНИМКАХ: на выставке; икона Спас Нерукотворный (1675) работы мастера Симона Ушакова; а это упоминающаяся в статье «Богоматерь Одигитрия», XVI век, Северные письма.
Фото предоставлены автором материала.


Дата создание новости 22-07-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 348     Номер: 50(13612)     Версия для печати

29 марта 2024 г. №22(13766)


«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.