$ - 94.3242
€ - 100.2787

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Моим стихам, как драгоценным винам,настанет свой черёд»…


«Моим стихам, как драгоценным винам,настанет свой черёд»…

Чтобы успеть в Усень-Ивановское к назначенному часу, выехали чуть рассвело. И правильно сделали, поскольку местные жители потянулись к сельскому Дому культуры заранее. К тому, что по осени в их селе проводится праздник, посвященный одному из ярчайших русских поэтов, завершающийся Цветаевским костром, здесь уже привыкли и каждый раз с нетерпением ждут гостей. Но нынешние торжества, приуроченные к 130-летию со дня рождения Марины Ивановны, были встречены с особым энтузиазмом.

Ведь в Усень-Ивановское должны были приехать артисты из Уфы, приготовившие необычную программу, посвященную той, кто в июле 1911 года провела в Башкирии, в названном селе полтора месяца (а иные источники утверждают, что и два), назвав затем это лето лучшим в своей взрослой жизни. Премьера композиции «Попытка прикосновения», идеологом и автором которой стала заслуженная артистка Башкортостана Рашида Гандалипова, прошла 17 сентября именно в Усень-Ивановском.
«Вечерняя Уфа» уже анонсировала это событие, коротко рассказав о том, что в основу уникального спектакля легли фрагменты переписки двух выдающихся российских поэтов Марины Ивановны Цветаевой и Бориса Леонидовича Пастернака, чей эпистолярный роман длился с 1922-го по 1935 год… Читают эти изумительные письма, исполненные невероятного накала страсти и просто запредельного откровения двух родственных, осиянных знаком судьбы и поэтического дарования душ, сама Рашида Тимерхановна, подлинный мастер слова, и народный артист Башкортостана Александр Кузьменко. И третьим в данном сплаве «вдохновений и сухожилий» стал преподаватель Уфимского училища искусств по классу гитары Алексей Юрьевич Сухов, инструмент в руках которого звучал так, что у слушателей возникло ощущение: это откликаются струны души двух «орлов-заговорщиков», сродников, разведенных «по двум разным концам земли» и рвущихся навстречу друг другу…
Для этого трио не стояла речь о какой-то материальной компенсации за свой труд, а труд сей был архисложным. Нет, речь лишь о том, что для сливавшихся в единое целое творческих натур самым главным стало желание выплеснуть то, что накопилось в сердце, потрясло их, на время вытеснив из жизни привычное, обыденное, то, ради чего они выкраивали время для репетиций – говорили о судьбах двух творцов, размышляли, искали варианты, интонации, подчас спорили, в итоге приходя к согласию… Им важно было отдать свое «детище», то сокровенное, что ядром ворочалось в их сознании, зрителям, слушателям, залу, людям, народу, в конце концов…
И земля, некогда радушно принявшая юную Марину и ее избранника, волею судьбы угадавшего любимый камень своей спутницы, Сергея Эфрона, подходила для этого как нельзя больше…
И еще раз добавлю: да, пусть и прозаический, но такой важный для местного населения факт вел усень-ивановцев в родной Дом культуры – артисты выступали на безвозмездной основе. А это по нынешним временам все же редкость… Так что народу набилось в зал великое множество, и слушали они уфимских гостей затаив дыхание...

«Моим стихам, как драгоценным винам,настанет свой черёд»…

Маленький десант из столицы республики Белебеевский район встречал с особым почетом – специально приехали в Усень-Ивановское первый заместитель главы администрации Белебеевского района Исхан Ахсанович Бадретдинов, заместитель начальника Управления социального развития – начальник отдела культуры администрации района Константин Георгиевич Хальзов и главный специалист отдела культуры Лилия Загитовна Мазитова. В числе представителей принимающей стороны были и директор историко-краеведческого музея Белебеевского района Ольга Николаевна Ивлева, а также главный научный сотрудник музея Татьяна Александровна Агапова, это и понятно, поскольку, как правило, приезжих очень интересует усень-ивановский литературно-художественный музей Марины Ивановны Цветаевой, являющийся подразделением белебеевского историко-краеведческого…
В музей чуть позже мы, конечно, заглянули, а теперь задержались в фойе ДК, где экспонировались работы участников традиционных пленэров, которые совместно с хозяевами здешних мест проводит Региональное отделение Творческого Союза художников России в Республике Башкортостан. Скажем, Арт-пленэр «Серебряный родник» прошел в 2022-м уже пятый раз, захватив в сферу интересов приезжих профессиональных мастеров живописи, а также местных самодеятельных художников и преподавателей ДХШ Белебеевского района красоты здешних мест, а также объекты культурного наследия, коих на этих землях немало. Достаточно сказать, что работы участников пленэра явили зрителям взгляд авторов на уникальную старообрядческую церковь, сохранившуюся в Усень-Ивановском, на Девичий ключ, к коему любила, судя по воспоминаниям очевидцев тех лет, ходить Марина Цветаева… Работы эти, кстати, участники сих творческих поездок, как правило, оставляют в дар принимающей стороне, и затем итог трудов живописцев, объединенных в передвижные экспозиции, могут увидеть все зрители этого края… Часть из них показана и нам, экскурсию для приезжих вела как раз Татьяна Александровна Агапова.

«Моим стихам, как драгоценным винам,настанет свой черёд»…

Но… пора торопиться, поскольку до белебеевской премьеры композиции «Попытка прикосновения» (а это была именно премьера!) остаются считаные минуты, а свободных мест в зале уже практически не осталось… Добавлю также, что, готовясь к визиту творческих полпредов Уфы, хозяева накрыли в пространстве уютной модельной библиотеки села стол, предложив нам с дороги чаю и вкуснейших пирожков, испеченных местными мастерицами с огромной благодарностью к артистам, решившим поддержать усень-ивановцев в праздник своим выступлением. Наскоро глотнув чаю с душистыми травками и узнав от библиотекаря о том, что пользуются книжным фондом примерно шестьсот селян, мы мчимся в зал, устроившись уже только на свободных боковушках вдоль стены.
…Усень-ивановцы всё знают о «счастливом лете» Марины Цветаевой, приехавшей к ним в село в 1911-м из Коктебеля вместе с Сергеем Эфроном. У Сергея Яковлевича, болевшего туберкулезом, после крымской жары, которую он переносил с трудом, процесс обострился, и по рекомендации врачей он вместе с Мариной Ивановной 8 июля отправился «в уфимские степи, на кумыс». Добрались до станции Аксаково, а затем «лошадиной тягой» в Белебей, и уже оттуда – в старообрядческое село Усень-Ивановское, которое в те поры насчитывало примерно пять тысяч жителей (сейчас, увы, семьсот). Здесь действовал медеплавильный завод, высились две старообрядческие церкви, действовали две школы, три лавки, медпункт, кумысолечебницы. И места эти и по сию пору сохраняют изумительную красоту, радует глаз небольшое озеро, которое ранее располагалось за Барским прудом. По его глади и местные, и гости любили кататься на лодках, неподалеку находится уже упомянутый Девичий ключ, говорят, возле него Цветаева читала свои стихи; шумит хвойный лес. Сергей Яковлевич лечился целебным напитком на кумысных дачах, которые содержали братья Баязит и Шингарей Китаевы. В переписке с Максимилианом Волошиным Цветаева упоминала о том, что Эфрон выпивает по две бутылки кумыса в день…

«Моим стихам, как драгоценным винам,настанет свой черёд»…

Дома, в котором поселились Марина Цветаева и Сергей Эфрон, уже нет, он не сохранился, на его месте ныне установлен памятный знак. Добавлю, что 2 октября 1992 года в честь столетия со дня рождения Марины Ивановны в Усень-
Ивановском был открыт первый в России памятник замечательному русскому поэту Цветаевой работы скульптора Юрия Солдатова. Второй время спустя появился в Елабуге. А с 23 сентября 1993 года в здании Усень-Ивановского лесничества начал действовать литературно-художественный музей творца «Поэмы Горы» (инициатором столь значимого события была краевед Полина Васильевна Кудинова), который в 2010-м перебрался в пространство Сельского дома культуры. Фонд музея составляет примерно 1000 экспонатов, в том числе сборники произведений поэта, есть и прижизненные издания, записная книжка Марины Ивановны, конфетница, которой она пользовалась; личные вещи ее сестры Анастасии Цветаевой…
Ольга Федоровна Саттарова, младший научный сотрудник историко-краеведческого музея Белебеевского района, которая хранит все это богатство, говорит, что поклонники творчества Марины Ивановны довольно часто приезжают в Усень-Ивановское…
Ежегодно начиная с 2011-го недалеко от Девичьего ключа по инициативе журналистов газеты «Белебеевские известия» в сентябре зажигается Цветаевский костер – таковых по России и по всему миру в память о выдающейся дочери России, в честь пламени ее бессмертной поэзии вспыхивает уже больше тридцати пяти… И один из них – в Белебеевском районе.

«Моим стихам, как драгоценным винам,настанет свой черёд»…

…Композиция «Попытка прикосновения» пошла на коду… Я слушаю то, с каким трепетом, с какой любовью к Слову, к фантастической по силе воздействия на любого человека переписке двух великих поэтов читают Рашида Гандалипова и Александр Кузьменко, обвожу глазами притихший, даже оцепеневший зал, слушаю, как мастерски, изумительно тонко и с неизбывной печалью звучит гитара в руках Алексея Сухова, в финале исполняющего фрагмент произведения Астора Пьяццоллы «Смерть Ангела» – этим двоим не суждено было соединиться, не судьба… В ином случае, наверное, и не родилось бы этого гениального эпистолярного романа, строки коего и по сию пору волнуют читателя, заставляя его сердце биться чаще, румянцем согревая щеки и огнем зажигая глаза… Этим двоим уготован был иной жребий, Марине Ивановне – юдоль печали и добровольного ухода из жизни, а Борису Леонидовичу – травля, предательство собратьев по творческому цеху и смерть от тяжелого недуга… Потому-то, когда в спектакле, выстраданном его автором Рашидой Гандалиповой, рвется последняя нить этой бестелесной близости двоих великих, гитара Сухова «рассказывает» залу о трагическом финале, о неизбежности конца пути в никуда и о том, что даже посланец Божий, а в нашем случае – это дар, не может спасти того, кто распят на крестовине безысходности; потому-то и останавливается дыхание нежного мальчика с крыльями, призванного Создателем оберегать детей человеческих в их земном странствии…

«Моим стихам, как драгоценным винам,настанет свой черёд»…

Я слушала, смотрела на зал, внимавший исполнителям, и вспоминала свою поездку в Елабугу, сделавшей свой город, благодаря имени Марины Ивановны, которая провела в нем, пожалуй, свои самые страшные двенадцать последних дней, местом паломничества огромного числа почитателей цветаевского дара. Безусловно, Елабуга привлекательна для туристов не только поэтому, местные власти «выжали» из известных имен, с которыми был связан небольшой город на месте впадения речки Тоймы в Каму, все что возможно и невозможно: живописец Иван Шишкин, кавалерист-девица Надежда Дурова, ученый-психоневролог Владимир Бехтерев, Чертово городище, памятник эмиру Ибрагиму Бен Мухаммату, парк фонарей, Портомойня, памятник самовару… И, безусловно, специальный маршрут, посвященный Марине Ивановне Цветаевой, начиная с Литературного музея поэта и затем дом Бродельщиковых, где Цветаева жила так недолго, в нем полностью воссоздана атмосфера ее двенадцати дней, городская площадь, носящая имя Марины, с памятником ей в центре, кладбище, в одном из уголков земли коего она нашла последний приют… Тогда в доме Бродельщиковых какие-то московские гусыни стали громко рассуждать о том, что в его небольшом пространстве нет ничего, что при жизни принадлежало Марине Ивановне… Потрясающие люди, создававшие его экспозицию, даже на кровать в комнате, в которой устроилась Цветаева, положили вязаный берет из шерсти табачного оттенка, напоминающий тот, который она носила… Единственная вещь, принадлежавшая Марине Цветаевой, – крохотная темно-бордовая записная книжка, накрытая защитным прозрачным кубом. В ней есть единственная запись: рукой Цветаевой на одной из страничек выведено странное для нее слово «Мордовия». Возможно, это знак того, что дочь Цветаевой Ариадна Эфрон находилась в одном из лагерей на территории Мордовии…

«Моим стихам, как драгоценным винам,настанет свой черёд»…

Гусыни заводились все больше, и в этот момент замечательный экскурсовод, которая вела нас по дому, взорвалась, срывающимся голосом почти выкрикнув: «Вот ручка двери, за которую Она держалась! Вот сохранившиеся доски пола, по которым ступала Ее нога, вот окно, в которое Она глядела, готовясь совершить самое страшное! Что еще Вам нужно?! Какие вам требуются доказательства подлинности жизни Марины Ивановны?!»
Гусыни вылупили глаза и молча ретировались.

«Моим стихам, как драгоценным винам,настанет свой черёд»…

...Уже после выступления в местном ДК, двигаясь в направлении Девичьего ключа, где должен был вспыхнуть Цветаевский костер, я, обводя взглядом усень-ивановский пейзаж, вспоминала голос сотрудницы елабужского дома-
музея и думала о том, что нам выпало жить в краю, в котором совсем еще молодая, влюбленная Марина Ивановна была счастлива, написав посвящение Сергею Эфрону:
Ждут нас пыльные дороги,
Шалаши на час
И звериные берлоги
И старинные чертоги…
Милый, милый, мы, как Боги:
Целый мир для нас!
Всюду дома мы на свете,
Все зовя своим.
В шалаше, где чинят сети,
На сияющем паркете...
Милый, милый, мы, как дети:
Целый мир двоим!
Вспоминала, думая при том: разве этого мало?! Мы так много говорим о брендах, которые могли бы привлекать в Башкортостан огромное количество туристов, ничуть не меньшее, чем толпы поклонников цветаевского слога, устремляющихся в Елабугу, и не замечаем того, чем владеем, что нам даровано судьбой, историей!..

«Моим стихам, как драгоценным винам,настанет свой черёд»…

А затем гости из Уфы вместе с хранителем Цветаевского костра Любовью Михайловной Ивановой поднесли пламенеющие щепочки к сложенной заранее на специальной площадке небольшой в диаметре, но высокой поленнице, и вспыхнул священный для любителей русской словесности огонь, которому и внезапно начавшийся дождь не стал помехой, и зазвучали стихи Марины Ивановны в исполнении Рашиды Гандалиповой, и прочитали организаторы собравшимся очередное послание внучатой племянницы Цветаевой, внучки ее сестры Анастасии Ольги Андреевны Трухачевой (США – Россия), которая дружит с Усень-Ивановским музеем поэта…

«Моим стихам, как драгоценным винам,настанет свой черёд»…

И мне хотелось думать о том, что огни Цветаевских костров именно в этот момент зажглись по всему миру, и искры от них, разлетаясь, достигли пределов Усень-Ивановского и поляны возле Девичьего ключа, на которой гости праздника высадили очередную, одиннадцатую в истории здешней аллейки рябину…

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.


Дата создание новости 23-09-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 642     Номер: 66(13628)     Версия для печати

16 апреля 2021 г. №26(13770)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.