$ - 92.5058
€ - 98.9118

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Странички старого дневника

"Жаркое" лето 41-го...



Недавно я обнаружила в архиве "Вечерки" записи из дневника Александры Николаевны Потаповой, который она вела в июне 1941 года. Юная Саша только-только успешно закончила первый курс учительского института иностранных языков. И тут началась война. Всех студентов отправили на сельхозработы. Саша попала в колхоз "Коммунаров" Благоварского района, где предстояло полоть и заниматься сенокосом.

...Мы встречались с Александрой Николаевной десять лет назад. Она уже давно была уважаемым педагогом, преподавала вплоть до пенсии в престижных школах Уфы. Больше судьба нас не сводила. А вот ее дневниковые записи остались. Записи, которые никогда не состарятся...
"Вчетвером: я, Ира Колганникова, Галя Ефимова и Нюра Петрова - сели на одну подводу. Путь предстоял неблизкий, до деревни 46 километров. Из Благозавода мы выехали в 10 вечера и в 9 утра прибыли на место, в деревню. Она выглядела пустынно. Страдная пора, мужчины воюют, а женщины вышли в поле. Вечером нас распределили по домам. Мы живем у одной колхозницы, к нашей компании примкнули девушки с третьего курса Ира Чуркова и Маруся Шаманова. Кормят три раза. В шесть утра - чай и молочная лапша, в обед - молочная кашица, чай и уныш, в ужин - простокваша и пшеничная кашица".
Далее в дневнике подробно описывается каждый июльский день:
"Нас разбудили в 5 утра. Позавтракали и пошли в поле на прополку пшеницы. Пололи до 12 часов, очень устали, спина не разгибалась. Видно, пожалев городских интеллигенточек, пошел сильный дождь, и мы отправились домой. Все промерзли и вымокли до нитки, поэтому после обеда на поле не вернулись. В этот день мы пропололи 4 сотки, а нужно было 15. Было собрание, на котором председатель заявил - какой же помощи можно от нас ожидать? "Всем сейчас трудно - время суровое, мы должны вырастить хлебушек для наших солдатиков", - сказал он. Стало стыдно".
Судя по записям, на следующий день девушки отработали ударно, сделав по 16 соток на каждого. Но...
"Когда пришли домой, то руки были в мозолях, спина болела, а ноги не сгибались. Было очень трудно".
"Итак, мы самые первые идем среди всех бригад".
Уже 14 июля каждая из четырех выполола вместо положенных 15 - 53 сотки, выработав зараз 5 трудодней. Через некоторое время девушек перекинули на сенокос.
"Ждем лошадь на сенокос. Не дали. Пришлось идти до делянки пешком 4 километра. Утром сено перевернули, а после обеда начали класть в копны (копнить, как говорят сельчане). Работа не из легких, но лучше, чем прежняя, так как не приходится нагибаться. Зато болят ноги и руки, суставы хрустят".
Как бы ни хорохорились уфимские девчата, сельский труд все же оказался им не под силу. Сначала у Вали Ефимовой заболели зубы, потом что-то непонятное случилось с Ирой Калганниковой:
"Лежит, не может встать. Врача нет. Кроме нее заболели еще десять человек какой-то странной болезнью: на шее, руках, ногах и даже на спине и груди появились какие-то водяные пузыри"...
Одиннадцать человек уехали. Не выдержала и наша героиня:
"Сумела бы выбраться домой. Сели на подводу девять человек. Лошадь была не в силах нас везти, к тому же она была слепая и дороги не видела. Неожиданно погода изменилась, пошел сильный дождь. Дорогу развезло, мы вынуждены были идти по этой хляби пешком. Тапочки промокли, подошва начала отставать. Туфли износила в деревне, и последние тапочки стали рваться. Хорошо, что взяла катушку ниток, и дорогой чинила свои тапочки. Всю катушку истратила.
Дождь все усиливался. Лошадь уже не могла везти не только нас, но и телегу с нашими чемоданами. Чтоб облегчить ее участь, взяли свои пожитки в руки. Приходилось постоянно подталкивать опустевшую телегу, а через каждые 10 метров очищать от налипшей грязи. Решили оставить возницу с его Буцефалом и идти пешком. Оставалось еще 20 километров. Но это по непролазной грязи. На паром опоздали. Выстирали в реке грязные носки, платья, вымыли голову и стали готовиться ко сну. Распределили часы ночного дежурства, мое время было с 11 до 3 ночи. В 12 я услышала голоса. Пошла навстречу. Оказалось, прибыли наши последние двадцать пять человек. Выяснилось, что из института пришел вызов. Ребятам председатель колхоза дал несколько хороших подвод, вот они нас и догнали".
...Руководство колхоза отправило в адрес института благодарственное письмо, в котором отметило отличную работу студентов в столь трудное время. Отозвали ребят, оказывается, затем, чтобы оформить документы в Уфимский педагогический институт, их вуз закрывался, а здание отводилось под госпиталь.

Странички дневника читала Галина ГРИГОРЕНКО.

Дата создание новости 16-08-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 1 014     Номер: 139(13037)     Версия для печати

23 апреля 2024 г. №28(13772)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.