Главная > ОБЩЕСТВО > Небо. Дети. Самолёты

Небо. Дети. Самолёты


22-08-2017.
Небо. Дети. Самолёты

- Вы - счастливые! Я и представить себе не мог, что кому-то, не имеющему отношения к обслуживанию самолетов, позволят вот так запросто выйти на перрон, в режимную зону, покажут то, что, как правило, остается вне поля зрения пассажиров, в общем-то нашу "кухню"... Это же фантастика! Это мечта! - заместитель начальника инспекции по безопасности полетов Международного аэропорта "Уфа" Ильшат Гусманов опустил мегафон, помогавший ему во время экскурсии, которую воздушная гавань республики устроила в честь своего профессионального праздника, и окинул взором открывшийся простор.

Окружившие Ильшата Мидхатовича школьники и взрослые проследили, как выруливает на взлетную полосу красавец-лайнер, полюбовались на самолеты, ожидающие своего часа на местах стоянки, и согласно закивали в ответ - повезло так повезло!
В канун Дня воздушного флота России в МАУ два утра, 16 и 17 августа, возились с гостями. В первый день провели самую масштабную в истории авиапредприятия экскурсию, пригласив на нее более ста человек, а на следующий встречали ребят с особыми потребностями. С рассказа о ней и начнем.

По особому трапу

Пятилетний Максим Шкуренков в аэропорту оказался впервые. Самолеты малой авиации он уже видел в Первушино, и это зрелище привело мальчишечку в восторг. А тут проект "Погуляй со мной" предложил на большие воздушные суда посмотреть. Класс! Максим поправляет сползающий с узеньких плеч оранжевый жилет, крутит головенкой и улыбается. У детей с синдромом Дауна потрясающая улыбка.
Его мама рассказывает, что Максим пока не говорит, но зато уже ходит в самый обычный детский сад. И если первый год Татьяна неотлучно находилась при сыне как тьютор, то теперь Максимка справляется самостоятельно. Татьяна разговаривает со мной и прислушивается к словам Гузель Журавлевой, инспектора по обучению службы авиационной безопасности и по совместительству сотрудника музея аэропорта. Та объясняет, как проводится досмотр пассажиров. Данная часть программы больше интересует взрослых членов группы. Оказывается, далеко не все знают о программе "Доступная среда", которая реализуется в аэровокзале, о том, что особых пассажиров обязательно сопровождают агенты по обслуживанию лиц с ОВЗ - в каждой смене таковых не меньше двух.
- Аэропорт располагает инвалидными креслами? А как досматривают детей-колясочников? Нужно заранее предупредить о пассажире с инвалидностью? По какому телефону? - Гузель Рауфовна подробно отвечает на вопросы мам и пап и раздает специальные памятки, в которых прописан алгоритм действия для путешественников особых категорий.
Идем в помещение, где занимаются багажом. Вот лента, по которой перед рейсом поползут чемоданы туристов. Рядом настороже сидит служебная собака. Для нас устраивают показательный эксперимент. В одну из дорожных сумок прячут контейнер с имитацией взрывчатого вещества. Умный пес быстро обнаруживает опасность.
- И часто у вас такие инциденты случаются? - вворачивает кто-то умное словечко.
- Нет, - успокаивают сотрудники. - Но мы должны быть готовы. Безопасность пассажиров - главное.
Ехать в специальном автобусе по перрону - здорово! За спиной аэровокзал, впереди - голубая высь. Охватывает предчувствие путешествия. Завидуешь тем, кто уже на высоте, и тоже рвешься в небо. Такая в аэропорту особенность. Здесь человек ближе всего к извечной мечте обрести крылья.
- Мы еще никуда не летали, - говорит мама двенадцатилетнего Алеши Чуракова, который сидит в инвалидной коляске. - И в аэропорту никогда не были. Оказывается, здесь все для таких, как мы, пассажиров продумано.
Алеше предложили опробовать амбулифт. "Вечерка" буквально месяц назад писала о том, что в уфимском аэропорту (третьем в стране после Москвы и Санкт-Петербурга) появился второй амбулифт - специальный автомобиль с подъемником, который доставляет на борт самолетов людей в инвалидных креслах и лежачих больных.
Чураковы, понятное дело, согласились. Компанию им составила Соня Журавлева, ровесница Алеши. Она заядлая путешественница, этим летом уже летала в Крым. Амбулифт мягко транспортирует подростков на борт самолета-тренажера.
А вихрастый народец уже заполнил салон Ту-154Б2. Посидеть в кресле, пристегнуться ремнями безопасности, выглянуть в иллюминатор... Большинство ребят из этой шумной компании так близко самолеты никогда не видели. Сложные диагнозы, а в числе гостей аэропорта дети с сахарным диабетом, синдромом Дауна, ДЦП, аутизмом и прочими непростыми заболеваниями, сужают рамки их досуга, и здорово, что аэропорт свой праздник отмечает подобными акциями.
- Давай останемся. Я хочу на облаках покачаться, - упрашивает маму семилетний Радмир, и лишь обещание взглянуть на кабину пилота выманивает его из кресла.
Там разрешают занять место командира, надеть наушники, через которые пилоты общаются с диспетчерами, потрогать рычаги и тумблеры.
Интересно? Еще бы! Но организаторы и на этом не остановились. Экскурсантов повели в ангар, где проводят техническое обслуживание самолетов. Потом угостили конфетами - угадаете название? - конечно же "Полет" и газировкой, каждому вручили пакет с сувенирами от Международного аэропорта "Уфа". В автобусе, который вез обратно, к зданию аэровокзала, детвора эти подарочные наборы распотрошила - кто-то нацепил на руку силиконовый браслет, кто-то обещал маме, что чай теперь будет пить только из белоснежной кружки с изображением самолета, другие брелоки к ключам прилаживали... За чаепитием или иначе, но эмоции встречи с небом - пусть пока на земле - будут жить в ребячьих сердцах.

Высота даёт шанс

Экскурсионная программа предыдущего дня была иной. Она началась в первом терминале с выставки "В авиации мелочей нет". Ретроспективная экспозиция, которая знакомит с этапами развития гражданской авиации в регионе, размещена в общедоступной зоне, и стоит намеренно приехать в аэропорт, дабы ее посмотреть. Правда, у неорганизованных посетителей такого гида, как у везунчиков, "инспектировавших"
аэропорт 16 августа, не будет. Ильшат Мидхатович Гусманов полжизни провел в небе и свой рассказ об авиационных приборах и прочих экспонатах сопровождал такими вкусными подробностями, был сверхвнимателен к мальчишкам и девчонкам и подробнейше отвечал на их, на первый взгляд, странные вопросы.

- Первую открытую экскурсию мы провели в мае, в Ночь музеев. Был просто шквал желающих. Решили повторить опыт к Дню воздушного флота, ориентируясь уже на школьников, и приняли более 800 заявок! Пригласили 120 человек. Программа носит профориентационный характер. Покажем весь срез имеющихся в аэропорту профессий, связанных с гражданской авиацией в целом - с техникой, наземным обслуживанием, - говорит пресс-секретарь Международного аэропорта "Уфа" Татьяна Ризван.
О прямых и остроконечных крыльях, о том, почему взлетают против ветра, сколько топлива вмещают баки и где они расположены, как часто самолеты подвергают тщательным проверкам - этими "почему" ребятня забросала Ильшата Мидхатовича в ангаре "ТС Техник", где производится техническое обслуживание крылатых машин. По левую руку от разношерстной группы стоит Ан-72, который с миссией ООН летает в Центральную Африканскую Республику, слева -
Боинг-737.
Отдувался и Ильдар Шигапов, начальник цеха технического обслуживания "ТС Техник". Очень заинтересовала ребят тема "Самолеты и птицы". Не всегда получается небо поделить. Птицы - страшная помеха для летчиков. На огромной скорости они как торпеды. Чтобы их отпугнуть, японцы одно время даже рисовали на носу самолета огромный глаз.
Следующим пунктом стало посещение центра управления полетов, где священнодействуют диспетчеры. А потом повезли на стоянку спецтехники. Машины всякие: топливозаправщики, автомобили сопровождения, самоходные трапы, тягачи, перронные автобусы, техника для противообледенительной обработки, заправки водой, контейнерный перегружатель, установка для наземного обогрева двигателей, "скорая помощь"... Про каждую подробно рассказали и - представьте! - разрешили потрогать, даже взобраться. Дети тотчас облепили спецтехнику, не упустив шанса руль покрутить, колеса попинать. Сотрудники зорко бдили, чтоб непоседы чего лишнего не позволили, в душе ребят понимая. Интерактивная встряска здорово разрядила обстановку. За два часа экскурсии дети впитали уйму информации, и переменка пришлась кстати.
Усталость как рукой сняло, когда позвали внутрь Боинга 737-800, принадлежащего авиакомпании "Норд Стар". Мы на этот самолет с изображенной на ливрее лайкой, символом красноярской Универсиады 2019 года, давно поглядывали - до чего ж элегантен! А тут на борт приглашают. Думается, такого количества селфи, сделанного пассажирами, этот Боинг не видел - фотографировались в креслах, особенно важничали те, кому достался бизнес-класс, в кабине пилотов, на кухне, с командиром воздушного корабля Виктором Евлановым, со стюардессой Марией и ее коллегой Александром... К слову, стюард, показывая где хранятся еда и напитки для пассажиров, поделился любопытным наблюдением: в полете люди чаще всего заказывают томатный сок. Иногда его не хватает. У командира и второго пилота, между прочим, разное меню. А пассажирам никогда не подают бобовые.
- Я очень боюсь летать. Научите, как от страха избавиться, - вопрос девочки с косичками Евланова врасплох не застал.
- Запомните: воздушный транспорт - самый безопасный, если сравнивать его с автомобильным, железнодорожным, водным. Высоты бояться не нужно. Бойтесь ее недостатка. Пока есть высота - есть возможность выжить.
О высоте. Точнее, о том, как стать своим, поднявшись на 11 тысяч километров над землей. Вопросы, касающихся поступления в летные училища, звучали из уст родителей. Требования, льготы, коммерческий набор, время обучения - есть что выспросить у знающих тему изнутри. А их отпрыски демонстрировали присущую юным хватку: спрашивали про зарплату пилотов, сколько дней они вне дома проводят и можно ли экипажу спать во время длительных перелетов.
- Разрешается немного вздремнуть. Тогда за штурвал садится дополнительно выделенный пилот. Крупные авиакомпании летают двойным экипажем. Один шесть часов летит, другой отдыхает. Потом меняются, - объясняет командир.
- Зарплата относительно высокая, но чтобы ее получить, нужно потрудиться. Я дома бываю два-три раза в месяц, остальное время - на работе. Сколько получает твой папа в день? - обращается он с вопросом к любопытному мальчишке.
- Пять тысяч.
- Молодец твой папа. Но я зарабатываю больше, - звучит ответ.
Как быть очкарикам? Расстаться с мечтой? Во-первых, можно заниматься обслуживанием полетов на земле. Профессии тоже хорошие и уважаемые. Во-вторых, рассчитывать на научно-технический прогресс. Выправить зрение можно контактными линзами или сделав операцию на глаза. "Берегите слух! - взывал к юным посетителям МАУ Ильшат Гусманов. - Слух должен быть отличным. Пилоту нужно слышать малейшие шорохи, чтобы анализировать, складывать эти штрихи в общую картину и чувствовать машину. Еще вы должны быть физически крепкими, выносливыми. Но сильно не растите, вытянетесь до двух метров - в кабину не поместитесь..."

Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА, Александра
ДАНИЛОВА.


Небо. Дети. Самолёты Небо. Дети. Самолёты Небо. Дети. Самолёты Небо. Дети. Самолёты Небо. Дети. Самолёты

Вернуться назад