Главная > ОБЩЕСТВО > Не питаете особых надежд? А зря!

Не питаете особых надежд? А зря!


9-10-2018.
Иной раз поражаешься спокойствию работников жилищно-коммунального цеха. Видели бы вы, с каким пылом рассказывали о своих проблемах люди в ходе очередной пятничной акции, организованной Государственным комитетом республики по жилстройнадзору: иные едва сдерживали эмоции и, не в силах подобрать приличные слова, отчаянно жестикулировали, как в немом кино. Ну что ж, понять их можно, жилищникам и правда есть над чем поработать. Самое же важное для обеих сторон — наконец научиться друг друга слушать. Потому и назвали акцию не монологом, а диалогом.

Не питаете особых надежд? А зря! Не питаете особых надежд? А зря!

Кому - «спасибо», а иных - «на карандаш»
...Чтобы посмотреть, как все происходит, на сей раз мы отправились в УЖХ Орджоникидзевского района. Первое, на что обратили внимание (и не только мы), - отсутствие каких-либо указателей, направляющих посетителей в нужный кабинет. А ведь офис у компании новый, недавно сменила адрес. Подсказки пришлось просить у сотрудницы, встреченной на первом этаже. Но это, пожалуй, единственный минус организации.
Пришедших приглашали по одному-два человека в приемную директора УЖХ, уже к одиннадцати утра в фойе собралась небольшая очередь. Внутри встречали два госжилинспектора, представители Регионального оператора РБ, ЕРКЦ, городского центра общественного контроля в сфере ЖКХ и сам директор управления Артур Шагаргазин с подчиненными. Данные визитера записывали, после чего переходили к беседе. Кстати, тем, кто встал пораньше, повезло: в первые два часа к участникам акции присоединился председатель надзорного ведомства Ильдар Шафиков, так что разговор с экспертами получился более чем обстоятельным.
Как и ожидалось, особым разнообразием перечень проблем не отличался: народ по-прежнему волновали темы благоустройства дворов, нехватки детских площадок, плохого содержания домов, высоких тарифов, капитального ремонта. В основном диалог выстраивался неплохой: обывателям объясняли алгоритм действий, условия работы, обещали помочь... Но, честно говоря, были моменты, когда нам становилось за жителей очень больно. К примеру, по словам одной женщины, под плинтусом в ее квартире «щель в два пальца», через которую видно улицу. Кто-то рассказывал о сбитых ступенях в подъезде, протекающих стенах, месяцами отсутствующих дворниках… Иной раз в ответ людям напоминали о том, что на их многоэтажке висит огромный долг, не учрежден совет дома, и вообще, почему бы жалующейся, измученной отписками и не вполне здоровой пожилой уфимке «самой не стать председателем совета?». Это же так «легко»! Со стороны управляющей компании даже прозвучала фраза «За такие деньги мы вас прекрасно обслуживаем!». А ведь те, кто пожаловал на акцию, платят своевременно. К слову, и долги выбивать должны не соседи, а жилконтора — об этом принимающей стороне также напомнил Ильдар Маратович. Да и палку перегибать не стоит: конечно, бесплатно никто усердствует, но и те деньги, которые все же поступают на счета жилконтор, тоже неплохо бы отрабатывать.
- Если на доме хороший, экономически обоснованный тариф за содержание, и если дом исправно платит, должников нет, то мы всегда идем навстречу, - заверял журналистов Артур Саримович.
Ох уж это «если» и все остальные, кто по стечению обстоятельств делит стены с неплательщиками и ловит за них все «шишки». Сочувствуем вам…
- Одной из первоочередных задач, которую преследует акция «Открытый диалог», – выстраивание между жителями многоквартирных домов и управляющими организациями доверительных отношений. Если собственники обращаются в свою управляющую компанию, то они должны знать: их вопрос будет решен в самое короткое время, а не «подвешен в воздухе» и переброшен на их же плечи. Думаю, в нашей республике есть все условия для того, чтобы зародилась и поддерживалась новая культура взаимоотношений между всеми участниками сферы ЖКХ, - подчеркнул Ильдар Шафиков.
После встречи управляющие компании представят в надзорное ведомство планы мероприятий по отработке обращений, а госкомитет возьмет их на контроль. Справедливости ради надо отметить, что «выхлоп» у «Открытого диалога» очень даже внушительный: обычно решается свыше девяноста процентов вопросов, и это не просто слова.
Например, в УЖХ Кировского района наведался старший по дому №24 на улице Энгельса Фанис Фазылов, между прочим, инициаторам акции он сказал спасибо. Фанис Сарварович по собственному опыту знает, каково это, месяцами ждать реакции на просьбы жильцов о помощи. Некогда его девятиэтажка считалась элитной, правда, порядок в ней держался лишь до тех пор, пока там жил один из влиятельных чиновников. Но вот он съехал — и началось... Терпение соседей кончилось, когда в прошлом году в очередной раз на метр наполнился кипятком подвал, вода не уходила целый месяц, соленья, которыми были забиты устроенные здесь же кладовые, пропали, по стенам поползли муравьи и тараканы. А еще людям пообещали наконец обновить рядом с домом асфальт, демонтировали старый... и тут выяснилось, что на новый денег не хватает. Так и жили с «дырами» во дворе.
- Бывший председатель нашего совета рассказал о предстоящем в июне «Открытом диалоге», посоветовал: мол, сходи, попробуй. Честно говоря, особых надежд не питал, но собрался. К великому удивлению, жилищники явились в дом уже на следующий день, а полностью проблемы отработали за три недели, - делится Фанис Сарварович.
Как сообщают в Госкомитет РБ по жилстройнадзору, его обращение взяли «на карандаш», а результаты проверили. Теперь о потопе в подвале напоминает разве только полоса на стене, а придомовую территорию наконец заасфальтировали. Собственники радуются маленьким победам и строят планы на ближайшее будущее.
- Безусловно, всем, кто оказался в похожей ситуации, рекомендую посетить «Открытый диалог», - советует уфимец.
Напомним, что акцию устраивают раз в квартал, главное — ее не пропустить.
...И еще. По традиции приводим несколько вопросов-ответов, записанных нами в УЖХ Орджоникидзевского района.
Ходим с синими носами
- На нижних этажах в нашем доме промерзают стены, а на верхних — жарко. Когда на улице минус тридцать градусов, внутри — всего четырнадцать. Ходим с синими носами. Продолжается такое на протяжении шести лет, - жалуется посетительница.
- У вас есть три варианта. Либо мы говорим о капитальном ремонте и полной замене фасада: тогда надо ждать, когда подойдет его срок по программе, или принимать решение о дополнительных взносах и уже по факту поступления этих средств думать, когда работы реализовать. Можете взаимодействовать с Региональным оператором или перейти на спецсчет и собирать деньги на нем, - сообщает Ильдар Шафиков. - Либо мы говорим о текущем ремонте отдельных элементов и ограждающих конструкций: тогда нужно установить объем работ, а для этого - провести тепловизионное обследование. Чтобы его сделала управляющая компания, такие вещи должны быть заложены в перечень работ и услуг на нынешний год. В противном случае обследованием можем заняться мы - в надзорном порядке. Но гражданам придется написать на наш адрес обращение о том, каким негативным последствиям подвергается ваш дом, а проверка состоится при температуре минус пять градусов. Таков порядок. Ремонт, конечно, останется уже на лето.
И третий вариант. Закон не запрещает гражданам самостоятельно определить объем работ: вы же знаете, какие конкретно квартиры промерзают. Но поскольку наверняка требуемые затраты не заложены в статью «Содержание...», нужно организовать общедомовое собрание собственников, совместно с управляющей компанией посчитать, в какую сумму встанут работы, и осметить их. Если жильцы примут соответствующее решение и согласятся понести дополнительные расходы, я проблем не вижу.
- Давайте договоримся: как только температура опустится ниже пяти градусов, мы придем к вам со своим тепловизором и предварительно все обследуем. Составим смету, покажем вам ее и дальше будем действовать по одному из предложенных вариантов, - заключил Артур Шагаргазин.
За заявление пришлось платить
- В 2015 году в нашем дворе кронировали шесть деревьев, а после сняли со счета дома на содержание более девяноста тысяч рублей, мы даже в минус ушли. Насколько поняли, сделали это, потому что заявление в управляющую компанию написали именно наши жильцы: увидели, как ветки легли на провода, побоялись обрывов, падения сухостоя на машины… Но ведь внутри квартала — не только мы одни, еще три дома. И правомерно ли вообще за подобное брать деньги? - негодуют жительницы трехэтажки с улицы Калинина.
- Содержание придомовой территории — тоже обязанность собственников. Так что в целом такой счет правомерен, тут надо проверить его объем, посмотреть акты… - сказал Ильдар Маратович.
- Деревья кронируют по всему городу, в столице действует целая программа. Но обычно небольшая сумма берется со всех домов во дворе, - комментирует председатель городского центра общественного контроля в сфере ЖКХ Рим Булатов.
Статистика, увы, не греет
- Живем в трехэтажном доме, говорят, для установки общедомового прибора учета тепла нет технической возможности. Хотелось бы выяснить, почему у нас такие высокие нормативы по отоплению? Давным давно Госкомитет республики по тарифам определил одни нормативы для нижних четырех этажей и другие — для тех, что выше, но ведь труба одна и та же на все здание. Рядом стоит пятиэтажка: за обогрев трехкомнатной квартиры люди платят две тысячи рублей, а я — три тысячи шестьсот. Разница серьезная. Жильцы, заметив ее, отказываются платить, задолженность увеличивается, - сетует недовольная уфимка.
- Представителя госкомитета по тарифам на акции нет, поэтому, если в этой части имеются претензии, можете самостоятельно направить обращение в его адрес. Но, чтобы вы понимали, это не просто цифра, которую кому-то захотелось поставить. Есть аналоговый метод определения величины, расчетный метод... Если говорить максимально упрощенно: статистику о том, сколько тепла потребляют дома разной этажности, собирают практически со всей республики. Исходя из результатов, выводят среднее значение, - объясняет Ильдар Шафиков. - И потом: надо проверить, действительно ли у вас нет технической возможности. Кто это сказал? Если вас не оприборивали, потому что дом потребляет менее двух десятых гигакалории в час (для них ПУ были не обязательны), то до 2019 года и в таких зданиях должны установить счетчики.
- Это проблема, - добавляют со стороны управляющей компании. - Дом, о котором идет речь, маленький, в нем двадцать семь квартир, а тариф по статье «Содержание...» составляет всего лишь тринадцать рублей за квадратный метр. Прибор учета тепла купить элементарно не по силам.
- Недавно просчитывали, какой должна быть плата за содержание для того, чтобы такой дом был рентабельным, - не менее сорока рублей за «квадрат», - информирует визитеров Рим Нигматьянович. - Если говорить откровенно, вас содержат за счет больших домов.
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото автора и Олеси ТИТУХ.

Вернуться назад