Главная > ОБЩЕСТВО > Вдруг сильнее грянет буллинг

Вдруг сильнее грянет буллинг


28-03-2019.
Слово «буллинг» вошло в обиход сравнительно недавно. Раньше говорили травля. Издевательства, преследования, травля – явления в школьной жизни давно и печально известные. Многие из родителей или бабушек-дедушек сегодняшних школьников наверняка припомнят подобные примеры из собственной биографии – тычки и насмешки, бойкоты и вымогание денег, выданных на завтраки. С годами методы стали изощреннее. Сегодня вычленяют моббинг, когда на первый план выходит психологическое насилие. Возник кибербуллинг – травля в интернете. Для взрослых, озабоченных тем, чтобы их кровиночка с косичками, как у Лены Бессольцевой из фильма Ролана Быкова «Чучело», не стала объектом детского террора, термины, придуманные психологами, не так важны. Вопрос: как избавить ребенка от роли жертвы и остановить агрессию?

Вдруг сильнее грянет буллинг

Коварный треугольник
Общественная палата РБ в марте запустила проект по противодействию буллингу в учебных заведениях. Его стартовым мероприятием стал круглый стол, на который собрали специалистов практически из всех структур и учреждений, так или иначе соприкасающихся с проблемой. За большой стол сели чиновники из Минобра, городских управлений образования и опеки и попечительства, педагоги, сотрудники центров психологической помощи, психотерапевты, юристы, общественники, подчеркнув тем самым, что вопрос требует межведомственного взаимодействия.
- В конфликт, как правило, втянуты ребенок, школа и семья. Мы должны создать команду и работать со всем этим треугольником, - сказала председатель республиканской Общественной палаты Ольга Панчихина.
Ольга Юрьевна начинала свою карьеру в школе, и ей отлично известно, что ключевой фигурой в случаях школьного буллинга является учитель. В том смысле, что большинство таких конфликтов настоящий педагог разрулит в зачатке.
- Бывает, что классный руководитель не умеет управлять детским коллективом, и эти функции берет на себя неформальный лидер, не всегда просоциально настроенный. Нередко верховодят самые циничные подростки, а дружба с агрессором считается выгодной. Популярность агрессора - крайне опасная вещь. Одноклассники начинают копировать стиль поведения циника, а оскорбления, драки, буллинг входят в привычку, воспринимаются как норма. Отсутствие агрессии считается игрой против правил. Подростков, не участвующих в хулиганстве, подвергают «санкциям». Так создается самовоспроизводящийся механизм подростковой агрессии, - таково мнение главного внештатного специалиста Минздрава РБ по медицинской психологии Ирины Хох.
Не лучший вариант, когда учитель выделяет в классе отчетливых лидеров и явно неуспешных детей, формируя жесткую иерархическую структуру, в которой для ее поддержания будут устойчиво использоваться методы травли. Получается, учителя препятствуют травле, либо игнорируют эти ситуации, либо поддерживают конфликт, упорядочивая детскую агрессию и делая ситуацию безопасной для себя.
Потенциально опасны при незрелости коллектива первый класс, переход в среднее звено, появление в классе новичков и смена классного руководства, предупреждают психологи.
Ирина Рудольфовна настаивает, что педагогам необходимы практические инструменты для работы с группой. Часто они не знают, как распознать травлю, противостоять ей, как вести себя в такой ситуации. В свое время в республике подготовили подобные методички по подростковому суициду, и эта работа дала результат.
А что же школьные психологи? Они есть далеко не во всех учебных заведениях, хотя администрация вправе распоряжаться фондом заработной платы и вольна принять на работу хоть двоих, хоть троих, хоть пятерых психологов. Такую роскошь позволяют себе немногие, и в крупных школах психологи едва справляются с нагрузкой.
Особенная доверчивость
- Я знаю случай, когда школьный психолог на просьбу мамы остановить насмешки в адрес сына ответила: «Это не моя работа!» - говорит Оксана Савельева, руководитель регионального отделения общественной организации «Доверие», оказывающей поддержку пациентам с воспалительными заболеваниями кишечника. – Классный руководитель тоже устранилась. Мальчика перевели в другой класс, и оскорбления прекратились.
Оксана Савельева обратила внимание на прессинг детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти ребята более наивны и доверчивы, тем самым они вызывают еще больше негатива по отношению к себе. Она предлагает начать с родителей и хотя бы раз в год в школах проводить лекции или встречи, на которых рассказывать взрослым, как объяснить ребенку правила общения с особыми сверстниками. Пока такие инклюзивные беседы в уфимских школах не организуются.
Собравшиеся дискутировали почти три часа, но, при всем уважении к экспертам, выступления были далеки от конкретики. Создана рабочая группа, приняты резолюции, разосланы рекомендации…
Единый фронт пока исключение
Спустя несколько дней мои опасения подтвердила беседа с частнопрактикующим психологом Гульнарой Тухватуллиной. За последний год у нее было несколько пациентов, не нашедших поддержки в школе.
- Буллинг чаще всего останавливают родители, либо это происходит по их настоянию. Первым шагом бывает телефонный звонок или встреча с семьей обидчика, как правило, результата они не дают. Затем общение с классным руководителем. И учителя, и родители агрессоров нередко пытаются переводить стрелки, мол, ваше чадо само виновато, либо устраняются, - объясняет Гульнара.
По ее словам, она сталкивалась с травлей со стороны педагога и администрации школы. Привела такой пример. Отец получил новое назначение на работе, и семья переехала в другой город. Сын-семиклассник выгодно отличался от одноклассников и по уровню знаний, и по воспитанию. К нему начали цепляться. Отец сходил в школу. Травля продолжалась, дошло до рукоприкладства. После того как была предоставлена справка о сотрясении головного мозга и написана жалоба в роно, вынужденно вмешалась директор. Двоих заводил перевели в другую школу, учительница получила выговор и… ополчилась на новичка. Начала восстанавливать против него класс, подговаривать учителей занижать оценки. Отец был настроен бороться, но, поразмыслив, решил, что психологическое состояние сына дороже принципов. Они сменили место жительства.
- Думаете, лучше сбежать от проблемы? – спрашиваю Гульнару.
- Порой да. Травля возникает только в нездоровом коллективе. Прицепиться могут к чему угодно – оттопыренным ушам, немодной одежде, редкому имени. Бесполезно пытаться устранить причину буллинга. Найдется другая. Даже если мама залезет в долги и оденет дочь «от кутюр», это не остановит агрессию. Мальчика отдают в секцию карате, чтобы он противостоял хулиганам? Согласна, навыки самообороны никому не помешают, но не факт, что психологически слабый ребенок сможет дать физический отпор.
Поймите, изменить мнение коллектива – можно. Найти другую компанию – тоже можно. А здоровье, и психическое в том числе, восстановить получается далеко не всегда. Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её. А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.
Обескуражить обидчика
- Как понять, что ребенок стал объектом школьного буллинга? – этот вопрос мне кажется первоочередным.
- Признаков, которые должны насторожить, немало. Ребенок приходит из школы подавленным и ищет повод пропустить занятия, синяки и царапины, которые он не может объяснить, часто «теряющиеся» вещи, отказ участвовать во внеклассных мероприятиях, испортившаяся успеваемость, низкая самооценка, изменение пищевого поведения, нарушения сна, - перечисляет Гульнара Тухватуллина.
Что можно сделать? Главное – дать понять школьнику, что он не один, у него есть надежный тыл, защита. Не отмахиваться от проблемы. Не осуждать сына или дочь, их действия или бездействие. Постараться поднять самооценку ребенка, указав на сильные стороны. Попробовать уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его, если он даст отпор или пожалуется. Но самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
Вместе поищите приемлемые способы отпора хулиганам (как вербальные формулировки, так и физические способы самозащиты). Помогите ребенку завоевать признание «нейтральных» одноклассников - определить, какие успехи ценятся в их среде, и вместе поработать над тем, чтобы ребенок их добился. Следите, чтобы у школьника были другие способы социализации, например, кружки и секции.
И все-таки идите разбираться в учебное заведение. Имейте при себе доказательства нападок. Игнорируют – обращайтесь выше. С родителями агрессоров общаться лучше при свидетелях.
Обязательно наперед проговорите с детьми возможность подобных конфликтов. Внушите, что при угрозах первое действие – сообщить родителям. Что не нужно бояться показаться слабаком. Что побеждает закон и на всякого обидчика есть управа. Что, почувствовав безнаказанность, агрессоры не остановятся. Учтите: дети в борьбе за справедливость часто путают выяснения отношений по закону и по «понятиям». Эту грань тоже нужно проговаривать.
О кибербуллинге. Все, что попадает в сеть, может быть использовано против человека. Школьники должны это четко понимать.
Научите ребенка реагировать на агрессию. Обсудите все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие. Общий принцип – действовать не так, как ожидают. На оскорбления всегда нужно отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань.
Людмила КОНДРАШОВА.
Коллаж Антона ШАУЛОВА.

Вернуться назад