Главная > ОБЩЕСТВО > Старые добрые письма и посылки... из интернета

Старые добрые письма и посылки... из интернета


20-03-2013.
В Управлении федеральной почтовой связи Республики Башкортостан прошло расширенное совещание, посвящённое итогам работы и задачам на 2013 год.

О развитии и перспективах почтовой отрасли в нашем регионе мы беседуем с директором Башкирского филиала Почты России Иреком Галимовым.
- Ирек Минивалеевич, совещание по итогам года проходило в Белебее. Почему не в Уфе, ведь масштаб мероприятия республиканский?
- Формат, предусматривающий проведение крупных совещаний не в административном центре, а в одном из почтамтов республики, мы практикуем с прошлого года. Это помогает руководству лучше чувствовать ситуацию на местах, даёт возможность коллегам из разных районов обмениваться опытом. Ну и коллектив принимающего почтамта организация республиканского мероприятия подтягивает. Такой подход оказался оправданным, и мы намерены продолжать работать в этом ключе и дальше.
- Как сработала почтовая отрасль республики в 2012 году? Писем стали больше писать?
- Если сравнивать разные статьи доходов нашего предприятия, то самый большой рост показывают как раз почтовые услуги. Это хороший знак. Всё-таки наша отрасль в первую очередь должна исполнять свои прямые обязанности - доставлять письменную корреспонденцию, посылки и газеты. Объёмы этих услуг повышаются, и это свидетельствует о том, что их развитие направление перспективное.
- Однако критикуют почту чаще всего именно за качество традиционных услуг...
- Это правда. Сложившуюся ситуацию можно в какой-то мере объяснить несбалансированностью почтовой инфраструктуры. Простой пример - более 60 процентов населения республики - городские жители. На их долю приходится менее 20 процентов отделений, то есть речь идет об их катастрофической нехватке. А требования клиентов к уровню сервиса постоянно растут, что и влечёт за собой жалобы на качество обслуживания.
Несмотря на рост доходов от почтовых услуг, их оплата не покрывает издержек, ибо фиксированные тарифы находятся ниже себестоимости. Получается, чем больше услуг мы оказываем, тем более усугубляется собственное финансовое положение.
- Значит ли это, что качество почтовых услуг в лучшем случае останется на том же уровне?
- В настоящее время мы спасаем ситуацию тем, что в Почте России действует система перекрёстного субсидирования. Убытки от оказания одного вида услуг компенсируются прибылью от других. Сегодня в наших отделениях принимаются различные платежи, можно отправить или получить денежный перевод, предоставляются и другие финансовые услуги, идет торговля. Всё это позволяет оставаться на плаву и даже направлять часть вырученных средств на модернизацию отрасли. Определённую поддержку в плане предоставления в аренду помещений мы получаем от некоторых местных администраций.
- В чём же вы видите выход из сложившейся ситуации?
- Эксперты разработали три варианта дальнейшего развития Почты России. Первый - поддержка существующей модели и умеренная реструктуризация инфраструктуры. Для этого необходимы постоянные финансовые вливания со стороны государства, причём без гарантии какой-либо эффективной отдачи.
Второй вариант предусматривает значительное сокращение постоянных и неокупаемых затрат, прежде всего за счёт сокращения сети отделений почтовой связи. Например, у нас в Башкирии более двухсот сельских отделений - сверхнормативные, и их можно закрыть прямо сейчас, одновременно доведя тарифы на почтовые услуги до уровня их рентабельности. Повышение доходности сети при этом гарантировано.
Но всё-таки почта - это социальное предприятие и ответственный работодатель, что подразумевает высокую доступность услуг для всех слоёв населения как в географическом, так и в финансовом смысле. Поэтому более предпочтительным для всех является третий вариант - рост объёмов оказываемых услуг за счёт перестройки логистики и технологических процессов. Именно это позволит оказывать услуги на более качественном уровне и обеспечит выполнение социальной миссии нашего предприятия.
- Откуда возьмутся объёмы и что такое перестройка логистики?
- Поясню на примере посылок. Во всём мире активно развивается интернет-торговля. Мы в стороне не остаёмся. Уже сегодня 80 процентов всех направляемых в Башкирию посылок - из интернет-магазинов.
В одном из своих последних интервью российский министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров отметил, что мы ожидаем совершенно фантастический рост объёмов доставки товаров электронной коммерции. Чтобы их принять и переварить, необходимо повышать скорость и надёжность доставки. Для этого Почта России планирует построить в стране 25 крупных автоматизированных сортировочных центров. Кстати, два таких пункта уже введены в эксплуатацию за счёт собственных средств.
Можно также перестраивать логистические схемы, что даст положительный эффект. Например, в прошлом году мы ускорили доставку почты и печати в Башкирское Зауралье. Более полувека почта перевозилась туда железнодорожным транспортом и была привязана к расписанию поездов. Изменение логистики позволило не только существенно ускорить сроки доставки, но и сократить расходы на перевозку.
Кроме этого, мы будем наращивать своё присутствие на рынке внутригородской доставки посылок и заказной корреспонденции, активнее работать с мнтернет-магазинами.
- Что ожидает Почту России в перспективе?
- В настоящее время в Министерстве связи и массовых коммуникаций завершается разработка финансовой модели инвестиционного плана модернизации почты в рамках законопроекта “О почтовой связи”. Будут перечислены ключевые с точки зрения государства направления развития отрасли. Помимо традиционной доставки корреспонденции, посылок, газет и журналов сюда должны войти электронные услуги и госуслуги. И это правильно, поскольку только почта обладает в нашей стране обширной сетью отделений, оснащённых необходимой техникой. Например, в республике более 90 процентов отделений имеют каналы доступа к интернету.
- Сейчас много говорится о том, что Почту России ждёт акционирование. Для чего нужна эта процедура и не потеряет ли в результате отрасль больше, чем приобретёт?
- Прежде всего хочу отметить, что в случае акционирования федерального почтового оператора все сто процентов акций будут принадлежать государству. Статус акционерного общества позволит предприятию шире привлекать инвестиции в отрасль, чего не допускает сейчас статус ФГУПа. Инвестируемые средства будут направлены на модернизацию сети. Безусловно, это повысит качество предоставляемых услуг и даст возможность оказывать новые, о которых я уже говорил. А старые добрые письма при этом никуда не денутся. Государство по-прежнему будет регулировать тарифы на социальные услуги почты.

Записал Борис СЛУЦКИЙ.

Вернуться назад