Главная > ОБЩЕСТВО > И снова едим мацу...

И снова едим мацу...


23-04-2019.
На первый пасхальный седер члены еврейской общины собрались в Уфимской синагоге 19 апреля. Ритуальная трапеза по еврейскому календарю проводится с наступлением темноты на исходе 14-го числа месяца Нисана.

И снова едим мацу...

Песах - самый большой и светлый праздник для евреев, он посвящен освобождению народа Израиля от более чем 200-летнего египетского рабства (в конце II тысячелетия до нашей эры) и началу сельскохозяйственных работ. В это время запрещается держать в доме выпечку из квашенного теста (хомец), положено есть пресную мацу - хлеб рабства и нищеты. Замешивают ее сразу после добавления воды в муку и выпекают меньше чем за 18 минут до начала брожения. Но маца является и символом свободы, потому что процесс ее создания подобен деятельности по самосовершенствованию.
История уфимской общины гласит, что после закрытия синагоги в 1929 году евреи выпекали мацу дома, иногда получали ее из Москвы или Минска. Поскольку Песах - праздник семейный, в ее выпечке принимали участие все.
Детство преподавателя воскресной еврейской школы, директора региональной еврейской общественной организации «Кохав» Гиты Анатольевны Львович прошло в домике на углу улиц Достоевского и Худайбердина. На этих и прилежащих к ним улицах жили еврейские семьи, они соблюдали традиции и обряды, говорили на родном языке.
- Наши дедушки и бабушки были людьми набожными, и в каждом доме накануне Песаха пекли мацу на все дни праздника, - рассказывает Гита Львовна о пятидесятых годах прошлого столетия. - Моя бабушка, Хана Янкелевна Старосельская, готовила пасхальное вино из изюма, заквашивала свеклу. заранее откармливала кур. Резал птицу шойхет (резник), сидевший неподалеку от здания бывшей синагоги на улице Гоголя. Около него стояла ванночка с песком. Мацу заготавливали мешками, поэтому приглашали на помощь соседей. Женщины раскатывали тесто, а я, будучи подростком, с удовольствием помогала им. Пласт мацы накалывали зубчатым колесиком. Мужчины на деревянной лопате сажали листы в русскую печь, где те подсушивались. (В древние времена мацу сушили на солнце.) Заготавливали мешков пять. Один занимала яичная маца, особенно вкусная, напоминающая галеты. Листы изготавливались круглой формы, это сейчас привозят квадратные, они машинной работы.
…И вот наступал день праздника. Стол накрывался белой скатертью, укладывалась стопкой маца, накрывалась специальной салфеткой. Доставали посуду, хранившуюся в отдельных ящичках. На блюде (кеаре) красовались яйцо, кость голени с мясом, символизирующим жертву «пасхального агнца», тертый хрен и горькая зелень - символ горечи, а еще смесь тертых яблок с орехами. В блюдечко наливали соленую воду - слезы рабства, в нее обмакивали лук и яйцо. Традиционное блюдо - клецки из муки, полученной путем размола мацы (мацемел) с добавлением поджаренного на курином сале лука. А еще куриные котлетки, фаршированные мукой куриные шейки, форшмак, печенье из мацемела с корицей, пироги. В этот праздник следовало выпить 4 чаши с вином, символизирующих все возрастающую радость. Подушечка для отдыха подкладывалась под левую руку, на нее опирались, выпивая вино. В Песах было принято приглашать бедных, одаривать их мацой.
И вот наступила перестройка, каждый народ получил возможность жить в соответствии с традицией. В конце 1980-х годов мне довелось увидеть людей, шедших из Московской хоральной синагоги. Они держали в руках коробки с мацой и полотняные мешочки с мукой. Лица их светились счастьем, - с улыбкой вспомиает Гита Львовна.
Александр ГОЛЫНКО.

Вернуться назад