Главная > ОБЩЕСТВО > Уфе необходим национальный исследовательский университет

Уфе необходим национальный исследовательский университет


4-04-2013.
В своей статье "О наших экономических задачах" Президент Российской Федерации Владимир Путин пишет: "Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов - и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей... Российские исследовательские университеты должны получить ресурсы на научные разработки в размере 50 процентов от своего финансирования по разделу "Образование" - как их международные конкуренты. Исходя из того, что одновременно будем проводить реструктуризацию всей отрасли профессионального образования".
В последние годы в каркас системы качественного высшего образования, теснейшим образом связанного с наукой, наряду с федеральным университетом входят национальные исследовательские университеты (НИУ). Такой статус присваивается действующим вузам по результатам конкурсного отбора в соответствии с Положением о конкурсном отборе программ развития вузов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет".
Невысокий уровень амбициозности
Отметим, что из 350 российских университетов статус национального исследовательского получили только 29 вузов, в том числе вузы Нижнего Новгорода, Самары, Перми, Челябинска, Саратова. В Казани же статус национального исследовательского получили сразу 2 университета - Казанский технический и Казанский технологический. Этим НИУ в ближайшие годы перечислят миллиарды рублей из федерального бюджета на развитие. Столь масштабные вливания, безусловно, создадут возможности повысить качество образования, рейтинг данных вузов, что, в конечном счете, еще более усилит их финансовые возможности.
К сожалению, ни один вуз столицы Башкортостана не смог войти в заветный список элитных университетов. Почему же?
По нашему мнению, причин сложившейся ситуации в высшей школе Башкирии несколько. Среди них:
- маломощность вузов и их научно-исследовательской базы;
- слабость кадрового потенциала, и прежде всего управленческого;
- низкая заработная плата профессорско-преподавательского коллектива и сотрудников, особенно контрастная по сравнению с денежным вознаграждением первых руководителей;
- неразвитость инфраструктуры образовательного процесса и научных исследований;
- убаюкивающая успокоенность руководителей ряда вузов существующим положением - своим нынешним статус-кво; невысокий уровень их амбициозности (в хорошем смысле этого слова);
- недостаточное внимание к проблемам развития вузов со стороны органов власти Республики Башкортостан.
Правда, в последнее время лед, как говорится, тронулся. Недавно достигнута договоренность руководства региона и Минобрнауки России о создании на базе БашГУ национального исследовательского университета - решение абсолютно правильное и давно назревшее.
А как у соседей?
Приходится также признать: даже по формальным критериям развития науки и высшего образования Башкортостан существенно уступает соседям. Так, в настоящее время в республике функционируют 8 государственных и 4 негосударственных вуза против 22 и 11 вузов в Татарстане, 20 и 11 вузов - в Свердловской области, 15 и 5 - в Челябинской.
Число лиц, занятых в научной сфере республики, составляет 8 тысяч человек против 13 тысяч в Татарстане, 42,8 тысячи - в Нижегородской, 20,4 тысячи - Самарской, 21,2 тысячи - Свердловской и 14,6 тысячи человек в Челябинской областях. Соответственно, расходы на развитие науки у нас в разы меньше, чем у соседей.
Получается, что в век инновационной экономики Башкортостан вступает, имея низкие стартовые позиции. Более того, многомиллиардные инвестиции в науку из федерального бюджета будут идти мимо республики из-за отсутствия национального исследовательского университета. Следовательно, не сможем мы претендовать и на федеральное финансирование научно-образовательных проектов.
Начавшееся объединение Башкирского государственного университета, Стерлитамакской и Бирской педагогических академий - первый шаг в усилении научного потенциала. Но по-прежнему остается, в частности, дублирование подготовки педагогических кадров в БГУ и БГПУ, ибо последний остался вне системы интегрированного вуза.
Как мы считаем, по формальным признакам (численность студентов и профессорско-преподавательских кадров) статусу НИУ может отвечать только высшее учебное заведение, созданное путем дальнейшего объединения вузов. Поэтому в России этот процесс набирает скорость. Только крупные вузы могут иметь финансовые возможности для создания мощных и современных исследовательских центров, приобретать необходимое оборудование. В конечном счете, организовать учебный процесс с учетом современных требований. Суть реформирования состоит не в закрытии слабых вузов, а в их принадлежности к сильным.
Нельзя сказать, что процессы объединения обошли нашу республику. Они, как мы отметили, идут. Но той критической массы (кадровой, финансовой и научной), чтобы претендовать на статус национального исследовательского университета, они не имеют. Исходя из этого, мы считаем: дело может сдвинуться с места, когда процессы реструктуризации и интеграции вузовской системы станут одним из важнейших направлений в деятельности Правительства Башкортостана.
С чего начать?
Учитывая сложность решения проблемы, необходимо поэтапное движение к цели, затрагивающей интересы многих людей и учреждений. И первым шагом должно стать объединение Башкирского государственного университета с Башкирским государственным педагогическим университетом и Башкирской академией государственной службы и управления при Президенте РБ.
Научный потенциал вновь создаваемого национального исследовательского университета многократно усилится, если его подразделением станет Академия наук Республики Башкортостан (АН РБ). Интеграция научного потенциала вузов и возможностей Академии наук РБ, как нам думается, позволит многократно увеличить отдачу от них.
Каждое из вышеназванных учреждений на сегодняшний день, даже имея в своем активе определенные достижения, не представляется конкурентоспособным не только в среде университетов мира или страны, но и по сравнению с аналогичным учебными заведениями соседних регионов.
Только создание современного университетского центра, способного обеспечить прорыв в международное научно-образовательное сообщество и удовлетворить потребности экономики Башкортостана в создании инновационной экономики, позволит преодолеть отставание. Да, надо признать, что создание в Уфе вуза со статусом федерального университета пока нереально. Это горькая, но правда. А создание Уфимского национального исследовательского университета - вполне реальный, пусть только первый шаг в нужном направлении.
Новый университет, несомненно, должен стать центром притяжения для всего нового, прежде всего бизнес-идей, местом, где бы разрабатывались новые технологии, новые виды товаров и услуг и тем самым привлекались инвестиции.
Рано или поздно реформы неизбежны. Лучше, конечно, начать их раньше. Тем более, что руководством страны не раз высказывалось мнение, что такое количество вузов для страны неприемлемо, и сокращение их числа - дело времени. Всерьез было обещано "разрушить Карфаген" высшего образования. Число вузов в России, а их около 3 тысяч, должно сократиться естественным путем - через их объединение в университетские комплексы.
Создание Уфимского национального исследовательского университета требует значительного объема подготовительной работы, которая должна быть конкретизирована в специальной программе. Такая работа может быть проведена в рамках созданной комиссии в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан, в которую войдут ведущие ученые, эксперты, представители общественности.
Организатором этого процесса должно стать Министерство образования республики, ибо только через этот свой орган государство может проводить единую научно-образовательную политику. К тому же во многих российских регионах в сферу деятельности этих структур кроме образования входит и руководство научной деятельностью на своих территориях, и называются они министерствами образования и науки.
Полагаем, что УНИУ послужит мощным импульсом развития научно-образовательного пространства, фактором инвестиционной привлекательности республики и ее столицы.
Алим АХМАДЕЕВ, профессор,
Ринат ГАТАУЛЛИН, профессор.


Вернуться назад