Главная > ОБЩЕСТВО > …Крестились старушки на дивный вертеп

…Крестились старушки на дивный вертеп


17-01-2020.
…Крестились старушки на дивный вертеп

«Тихая ночь, дивная ночь» - мелодия рождественского гимна, которую выводят восемнадцать подшмыгивающих на морозце носами ребятишек из Братства православных следопытов «Преображение», заставляет встрепенуться большинство из тех людей, которые в канун одного из главных праздников христиан собрались возле Кафедрального собора Рождества Богородицы.

До этого «следопыты», а в их число входят ученики воскресных школ Уфы, радостно распевали многочисленные колядки – «Радуйся, да радуйся небо, Просвятися, земле: сын Божий народился…» Январский вечер «покусывал» детвору (девять девочек и девять же мальчишек), которая чуть притопывала, трамбуя свежий снег своими сапожками. Вела хор «следопытов» их руководитель Мария Евгеньевна Нестерова, чей голос звучал основой в песнопениях. Девчушки держали себя скромно, а пацаны постарше чуть озорничали и прыскали в кулак, пристроив на спину одному из малышей, стоявших в первом ряду, шпаргалку с текстом колядки… Но вот зазвучала «Тихая ночь» Франца Грубера и Йозефа Мора, созданная в 1818 году, известнейший гимн Рождеству, который в своем традиционном зимнем концерте в обязательном порядке исполняет с хором Венский филармонический оркестр, и настроение у детей мгновенно изменилось – очень уж хороша и трогательная эта посвященная рождению Спасителя песнь, заставившая народ подтянуться поближе к чуть подвирающим (оттого, наверное, что действительно замерзли) юным певчим…
Впрочем, целью нашего прихода сюда были не «следопыты», они, скорее, стали приятным, как сейчас принято говорить, бонусом к событию, ради которого журналисты «Вечерней Уфы» наведались в один из самых красивых храмов нашего города. Речь я веду о Рождественском вертепе, который был создан нашей землячкой, ныне живущей и работающей в Москве, замечательным скульптором, керамистом Валентиной Кузнецовой и подарен ею и меценатом Артемом Шарафутдиновым нашему городу. В публикации, анонсирующей установку вертепа («ВУ» от 31 декабря №95), мы уже рассказывали читателю о том, что в минувшем году Валентина Георгиевна получила сразу два предложения на создание Рождественского вертепа – от Ярославского художественного музея и от Артема Шарафутдинова. И оба предложения приняла, хотя и немного нервничала, поскольку предстоял очень большой фронт работ, а год у нашей землячки – члена-корреспондента Российской академии художеств, заслуженного художника Республики Башкортостан, обладателя Диплома и Серебряной медали Академии художеств РФ Валентины Кузнецовой и так выдался очень и очень непростой. Дело в том, что 2019-й стал для Валентины Георгиевны юбилейным, отмеченным к тому же открытием ее персональной выставки в Российской Академии художеств, что само по себе требовало от виновницы торжества серьезной подготовки… Но в конечном итоге все срослось – выставка прошла с огромным успехом, и обе композиции, и для Ярославля и для Уфы, были созданы в срок и вовремя дошли до тех, кому, собственно, предназначались. Ярославская украсила экспозицию местного художественного музея, а уфимская, которая должна стать собственностью БГХМ имени Михаила Нестерова, в залах коего постоянно представлены кузнецовские работы, в рождественские дни встречала прихожан в притворе Кафедрального собора Рождества Богородицы. Я видела, как старушки, заходившие в храм, крестились, глядя на работу Валентины Георгиевны, и кланялись крохотному младенцу Иисусу, прекрасноликой Богородице, а затем, вплотную подойдя к пещере (так и переводится слово «вертеп»), собранной из хвойных лап, внимательно рассматривали фигуру плотника Иосифа, одеяния волхвов и пастуха, а также овечку и бычка, словно охраняющих колыбель Спасителя… Затем бабушки вновь крестились, кланялись вертепу и только после этого шли в храм. Все, кто в эти дни побывал в Кафедральном соборе Рождества Богородицы, задержались возле работы Валентины Георгиевны, изумляясь, восхищаясь, всплескивая подчас руками, но главное – подробно объясняя буквально прилипшим к пещере детям, кто есть кто в этой композиции…
Напомню читателю, что по высоте скульптуры, созданные Валентиной Кузнецовой, равняются 60 сантиметрам. Они прошли высокий обжиг в заводской печи (1250 градусов) и покрыты ангобными красителями и глазурью, что придает им особую крепость.
Добавлю также, что наш и ярославский – первые, скажем так, большие вертепы в творчестве мастера Кузнецовой. Ранее она вместе со своим племянником – скульптором Павлом Фадеевым – уже работала над этой темой, создавая практически крохотные композиции «Дары волхвов» по заказу одной из ценительниц таланта Валентины Георгиевны… И именно тогда Кузнецова начала тщательно изучать все, что связано с вертепами и с существующим каноном. Вообще, как она признается, основой для проникновения в библейские мотивы и постижения именно данного сюжета стало ее трепетное отношение к мировой художественной культуре, к подлинным шедеврам великих живописцев, а еще фрески Джотто, которые ей некогда посчастливилось своими глазами увидеть в Капелле Скровеньи в Падуе, а также во Флоренции…
Говорят, вертеп, созданный Валентиной Кузнецовой, произвел очень сильное впечатление на главу Башкортостанской митрополии Владыку Никона. А уж как ее работа легла на сердце уфимцам – всем прихожанам Кафедрального собора Рождества Богородицы, и не только им! Такой подарок дорогого стоит.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


…Крестились старушки на дивный вертеп

…Крестились старушки на дивный вертеп

…Крестились старушки на дивный вертеп

…Крестились старушки на дивный вертеп


Вернуться назад