Главная > ОБЩЕСТВО > С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?


14-02-2020.
С чего начинается Родина?

В преддверии Дня памяти о россиянах, выполнявших служебный долг за пределами Отечества, наш корреспондент встретился с первым заместителем министра образования и науки Республики Башкортостан Ильдаром Мавлетбердиным.

Как известно, Министерство образования и науки РБ принимало непосредственное участие в организации и проведении Республиканского конкурса сочинений «Расскажи о герое, который живет рядом с тобой», состоявшегося по инициативе Комитета защиты граждан и военнослужащих РБ.

- Ильдар Маратович, расскажите, пожалуйста, об этом конкурсе. Он ведь впервые проведен в нашей республике?
- Конкурс такого масштаба – именно так, впервые. И правильнее сказать: нынешний год стал знаковым в целом и для республики, и для всей нашей страны; в честь двадцатипятилетия с начала первой чеченской войны по инициативе Комитета защиты граждан и военнослужащих в Башкортостане был объявлен конкурс сочинений среди школьников на тему «Расскажи о герое, который живет рядом с тобой». Министерство образования и науки республики подключилось к организации его проведения, оказывало всяческую поддержку и помощь, ведь Комитет начал очень хорошее, нужное дело, потому что со школьной скамьи в душу ребенка закладываются истинные ценности, закреплятся основы патриотического воспитания. Поэтому мы решили: такой конкурс провести необходимо, это очень важно, пусть ребята расскажут о героях, которые живут рядом с ними.

- Они должны были найти героя сами?
- Да. Суть конкурса заключается в том, что среди нас живут люди, совершившие воистину героические поступки. Они ходят рядом по тем же улицам, работают на предприятиях или в каких-то организациях, но мы о них очень мало знаем. Мы знаем героев Великой Отечественной войны, о них рассказано много историй, снято фильмов. О контртеррористической операции на Кавказе, о Чеченской войне говорится мало, и мы решили: конкурс поможет ребятам восполнить этот пробел, узнать о подвигах их отцов и старших братьев. Через Комитет, через общественные организации участников афганских и чеченских событий дети находили контакты героев, встречались с ними и писали сочинения об их подвиге, об их жизни. И, безусловно, открыли для себя что-то хорошее, важное. Конкурс проводился во всех муниципалитетах и городах республики. Как положено, он был разделен на три этапа: школьный этап, самый массовый, ведь большинство школ РБ приняло в нем участие; затем районный либо городской этап; и уже соответственно для победителей – республиканский, итоговый.

- Вы посетили Комитет защиты граждан и военнослужащих. Побывали в их уникальном музее?

- Да, осенью я посетил Музей солдатской славы и материнской памяти вместе с сыновьями. Слышал про него много, но до этого, к сожалению, ни разу не был. Очень сильное впечатление, мы пробыли там долго… Письма, фотографии солдат и офицеров, их личные вещи, даже детские игрушки. Это все меня потрясло. Настоящий, живой музей, прикосновение к живой истории героев – наших земляков. Очень большое впечатление музей произвел на моего старшего десятилетнего сына Искандера.
И захотелось помочь работе Комитета всем, чем могу. Там я ближе познакомился с председателем Правления Комитета Владимиром Симарчуком. Удивительной силы человек, истории, как он вызволял из плена ребят – уроженцев Республики Башкортостан, никого не могут оставить равнодушным. Я – сын военнослужащего, мой отец Марат Ахтямович Мавлетбердин служил в Ракетных войсках стратегического назначения. В нашей семье к патриотическому воспитанию самое серьезное отношение: любовь к Родине – это основа всего. Судьба моего отца тому пример.
Посещение музея, общение с работниками Комитета произвело на меня сильнейшее впечатление. Захотелось поддержать организацию и их проект. Они - молодцы, такие проекты очень нужны.
Также Владимир Федорович рассказал, что мамы погибших военнослужащих принимают непосредственное участие в деятельности Комитета. Они не замкнулись в своем горе, а после гибели сыновей нашли в себе силы помогать другим, в частности, солдатам, оказавшимся в трудной ситуации. Это настоящий подвиг.
Председатель Комитета Эдуард Гайсин выдвинул очень хорошую идею – музею нужна цифровизация экспонатов. Ведь там однажды уже случился потоп, и многие бесценные подлинники – солдатские письма, фотографии, документы - были безвозвратно утрачены. Нужно постепенно переходить на цифру, чтобы навсегда сохранить память о наших героях. И патриотизм в детях нужно воспитывать на их примерах, на простых примерах жизни обычных ребят, которых мы видим почти каждый день.
С глубоким удовлетворением отметил: школьники музей посещают активно. Зачастую они узнают, что герой, который совершил подвиг – прикрыл в бою командира или спас своих товарищей, – учился в обычной уфимской школе, был обычным мальчиком. Как раз представители Комитета рассказывали – дети стоят перед экспонатами музея, словно завороженные… молча, и чувствуется, они глубоко переживают и сопереживают… Вот это и есть начало настоящего патриотического воспитания.

- Расскажите, пожалуйста, о проектах Министерства образования и науки республики, которые будут реализованы в Год Памяти и Славы…
- Министерством просвещения России запущен Общефедеральный проект «Герои Отечества» - это конкурс сочинений. В них школьники расскажут о героях Великой Отечественной войны. Региональный этап конкурса уже завершен. К нам, в республиканский комитет, поступило огромное количество работ. Оператором выступило Министерство образования и науки республики совместно с Башкирским государственным педагогическим университетом. Победители конкурса из регионов поедут в Москву, День Победы они встретят на Красной площади. Это хороший стимул для ребят. Побывать на главном параде страны в год 75-летия Великой Победы дорогого стоит.
В прошлом году мы провели хороший конкурс для учительского сообщества – конкурс методических разработок, посвященных Дню Победы. Учителя выдвинули свои идеи – по рисункам, сочинениям, рассказам... Участие принимали педагоги разных категорий – и воспитатели, и преподаватели. У нас вышло порядка одиннадцати номинаций. Лучшее мы отобрали и направили на рассмотрение в Министерство просвещения России. Победители получат награды из рук министра просвещения.

- Ильдар Маратович, а в Вашей семье есть участники Великой Отечественной войны?

- В Великой Отечественной войне участвовали мои прадеды и с отцовской, и с материнской стороны. Прадеды с материнской стороны ушли на фронт из маленькой деревни Максютово Стерлибашевского района. Вернуться на родную землю им было не суждено – один пропал без вести в 1941-м, второй погиб. В Книге Памяти есть их имена. А папин дедушка Валиахмет Ахметсафиевич Мавлетбердин прошел войну, вернулся в звании старшины, с осколками в ногах. Его я очень хорошо помню: в детстве любил ездить к нему в гости. У прадеда был просторный дом, яблоневый сад. Для нас, правнуков, всегда были приготовлены гостинцы – яблоки, печенье и конфеты, в непростые 90-е годы это было для детей большим счастьем. Тогда он уже не мог самостоятельно ходить – осколки, в молодости не тревожащие его, в пожилом возрасте дали о себе знать. Он был очень добрым человеком и никогда не говорил о войне. Мой сын Искандер в рядах Бессмертного полка всегда несет его портрет. Это и есть живая связь поколений.
- Спасибо за беседу.
Вопросы задавала
Ирина ШЕМАТОНОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и из открытых источников.


С чего начинается Родина?

Вернуться назад